Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

"ויקחו בני-אהרן נדב ואביהוא איש מחתתו ויתנו בהן אש וישימו עליה קטרת ויקריבו לפני ה' אש זרה אשר לא צוה אתם" (י, א(

“И взяли сыновья Аарона, Надав и Авиу, каждый свой совок, и положили в них огня, и возложили на них курений, и принесли перед Г-сподом огонь чуждый, какого Он не велел им” (10:1)

Надав и Авиу умерли во время освящения Мишкана. Наши мудрецы сказали: Они умерли, потому что выводили алаху в присутствии своего учителя Моше!

Во время Первой мировой войны турки мобилизовывали в свою армию всех молодых людей подряд. Посему р. Эзра Атья  бежал из Иерусалима в Каир. Там он продолжал с упоением учиться и вскоре прославился как мудрец и знаток Торы. Однажды обратились к нему с алахическим вопросом. Выслушав, пришёл рав Эзра к определённому выводу, но сказал, что ответит на вопрос через час. И под палящим солнцем он отправился в дом рава Каира, который жил в Старом городе в получасах ходьбы. Там он рассказал, какой вопрос ему был задан, и попросил разрешения дать ответ. Рав Каира разрешил, и рав Эзра изложил ему свой подробный ответ.

Рав Каира, покачав головой, спросил: “Для чего господин так утруждал себя, когда всё ему ясно?”

Ответил рав Эзра: “Чтобы получить право решать...”

Улыбнулся рав города и сказал скромно: “Ведь всё известно и ясно господину, и я тот, кто должен прийти к нему...” Спросил рав Эзра, не отреагировав на похвалы: “Я вправе ответить на вопрос?” “Конечно!” - ответил рав Каира.

И получив разрешение ответить, двинулся р. Эзра в обратный путь.

"וכל-השרץ השרץ על-הארץ שקץ הוא לא יאכל ""א, מ"א(

“И всякий гад, пресмыкающийся по земле, есть мерзость; не должно есть его” (11:41)

Раби Шалом Касахи из Арам Цовы в канун Песаха проходил через городской базар и увидел, что продающиеся там листья салата (хасы), необходимые для исполнения заповеди марора, кишат червями. Рав знал, что полностью очистить хасу от червей очень трудно. Что же он сделал? Купил тут же всю хасу, какая была на базаре, и бросил её на пол. Но и это показалось ему недостаточным: рав растоптал хорошенько всю зелень так, что она стала абсолютно непригодной к еде. Чтобы ни один еврей не мог нарушить запрет Торы.

"ולא תטמאו את-נפשתיכם בכל-השרץ הרמש על הארץ ""א, מ"ד(

“И не оскверняйте душ ваших никаким гадом, ползающим на земле” (11:44)

Раби Ицхак Афумадо учился вместе с Аризалем у рабейну Давида бен Зимры. Учитель послал р. Ицхака в ешиву г. Салоники. В этот день пришли к руководителю ешивы несколько человек на суд Торы. Дело было довольно сложное: одна девушка получила предложение о замужестве от трёх человек, но забыла, кто был первый. Каждый из троих утверждал, что он сделал предложение первым... Один из троих претендентов, первый, умер, у второго было два свидетеля, подтверждавшие, что он сделал предложение раньше третьего. Что же сделал третий? Он нанял двух лжесвидетелей, которые заявили в суде, что свидетели второго претендента не могут давать показания, так как, будучи в городе Джао, они прилюдно ели некашерных пресмыкающихся. Судьи проверили и нашли, что все они были одновременно в ресторане города Джао, а потому свидетели второго претендента не годны для дачи показаний. Стало быть, его заявление бездоказательно.

Рав Ицхак, присутствовавший на процессе, понял, что лжесвидетели попросту невежды. Поднялся он и попросил у суда разрешения задать им вопрос. Получив разрешение, спросил р. Ицхак: “Пресмыкающиеся, которых они ели, были из мяса быка или барана?” Запутались лжесвидетели и не знали, что ответить, ибо понятия не имели, что такое пресмыкающиеся и насекомые, а говорили только то, что было велено...

"ובין החיה הנאכלת ובין החיה אשר לא תאכל") י"א, מ"ז(

"...и между животным, которое можно есть, и животным, которое есть нельзя" (11:47)

И с небес помогали р. Шалому Касахи предостеречь народ против запрещённой еды. В один из шабатов благословил р. Шалом вино. Когда рабанит хотела подать еду на стол, попросил рав принести только овощи и маслины. Рабанит без пререканий сделала то, что просил рав.

Утром в шабат рав приказал объявить во всех синагогах, что запрещено есть мясо, приготовленное к субботней трапезе. Члены общины выполнили указание рава.

По истечении шабата выяснилось, что арабы украли у машгиаха печать и поставили знак кашрута на некашерное мясо. Все удивились прозорливости р. Шалома. Сказал им рав Шалом: “Нет тут чудес, и нет духа святости. Просто, когда я освящал вино, увидел перед собой буквы: “Ошиблись в запрещённой еде”... Услышав это, люди сказали: “Кто знает, что выше: дух святости или подобное виденье”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Недельная глава Микец

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Микец

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

«Микец» («По прошествии»)

Рав Бенцион Зильбер

Иосеф в тюрьме. «По прошествии двух лет» после освобождения царедворцев фараона, которым он безошибочно истолковал сны, он толкует сны фараона, предсказывающие семь лет изобилия, а затем – семь лет голода в стране. За это Иосеф выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный, кто способен принять меры, которые позволят справиться с бедой. В годы изобилия Иосеф делает запасы, а потом, когда «голод был на всей земле», в Египет отовсюду приходят люди купить зерно. В Египет приходят десять братьев Иосефа (второй сын Рахели – Биньямин – остается дома). Иосеф, не открываясь братьям, подвергает их допросу, оставляет одного из них заложником, а остальных отправляет за Биньямином. Во второй раз, когда братья приходят вместе с младшим, Иосеф обвиняет братьев в краже.

Недельная глава Микец

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Микец» («По прошествии») начинается с рассказа о том, как Йосеф истолковал царю Египта — Паро — его сны, предсказывавшие стране семь лет изобилия, а затем — семь лет голода. За это Йосеф был выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный человек, способный предотвратить беду. Кончается глава встречей Йосефа с братьями.

Будь прокляты грешники — даже похвала их приносит ущерб. Микец

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Йосеф не открывался братьям, пока они не осознали свой грех. Легче проявить снисхождение к обидчику, чем возлюбить его.

Глава Микец

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Йосеф, хотя всё время, пока был в тюрьме, надеялся только на Творца. Поэтому первая часть Мидраша говорит, что он полагался на Б-га.

«МИКЕЦ» («ПО ПРОШЕСТВИИ»)

Проверено равом Бен-Ционом Зильбером

Материалы рассылки за 5766 год.