Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Преступные мысли тяжелее самого преступления»В.Талмуд, Йома 29а
Необходимо различать между сущностью Всевышнего без соединения Его с мирами и Его сущностью в Его желании соединиться с мирами

Этот вопрос объемлет не только столп служения, но и само учение о человеке и цели его служения через исполнение Торы и заповедей. Поскольку речь идет об очень тонких понятиях и глубоких вещах, мы должны разобрать данный вопрос подробно. Речь идет о служении «истинным путем», которое мудрецы называют «служение как потребность Всевышнего».

Данная тема подробно разбирается во второй части книги Нефеш аХаим, , и везде, где мы в следующих главах приводим цитату без указания источника, речь идет именно об этой книге.

Ошибка в постижении и отклонение в понимании данного вопроса в одну сторону — ведет к ереси, а в другую — к аннулировании всего понятия служения. Но тот, кто правильно поймет все определения, удостоится света.

Необходимо различать между сущностью Всевышнего без соединения Его с мирами и Его сущностью в Его желании соединиться с мирами

Когда мы говорим о «пользе, которая есть у Всевышнего от служения» или о том, что «служение — потребность Всевышнего», следует ясно осознавать: речь не идет о том, что у Творца как такового есть какая бы то ни была польза от нашего служения. Нет ничего, чего Ему бы недоставало, и мы не можем ничего прибавить ему своим служением. Нельзя даже допускать подобной еретической мысли!

Писание говорит прямо: «Если ты согрешил — что причинишь Ему? Велики твои преступления — что сделаешь Ему? Если ты праведен — что дашь ему, или что из твоей руки возьмет?» (Ийов 35:6). Сказано также: «Если ты умудрился — умудрился для себя» (Притчи 9). Сказали Мудрецы: «Слово Г-спода очищенное», заповеди даны только для того, чтобы очистить людей, ведь какая разница Всевышнему, режет ли человек скотину со стороны шеи или затылка…» (Берешит раба).

«С точки зрения сущности Б-га без Его соединения с мирами, вообще нет места для Торы и заповедей». Вся тема имен и названий, постигая которые, мы получаем возможность обратиться к Всевышнему с молитвой, существует с точки зрения желания Всевышнего соединиться с мирами, Его желания быть Царем через нас. «И если бы Всевышний не показал нам, что Его желание — соединиться с мирами и воцариться над созданиями в соответствии с их деяниями — у нас не было бы права молиться Ему, чтобы Он соединился с мирами и надзирал над Своими созданиями».

Здесь, в аспекте Царства, в аспекте желания Творца соединиться с мирами, возникает возможность служения. Мы должны, однако, четко осознавать следующее. Когда мы говорим, что Творец хотел воцариться над Своими созданиями, и в этом смысле «нет царя без народа», и потому Ему нужны люди; или когда мы говорим, что все создал Он ради славы Своей, и из этого следует, что человек будто бы воздает славу Творцу, все это не относится к Бесконечному со стороны Его сущности. Мы служим исключительно сущности Бесконечного со стороны Его желания соединиться с мирами.

Только когда Всевышний пожелал эманировать и сотворить миры, Он создал все эти вещи, как бы есть предоставляя человеку возможность приумножприумножить славу Всевышнего и порадовать Творца. Наше понимание того, что «нет царя без народа», тоже существует лишь внутри этой воли. Но Всевышний в Своей сути «царствовал еще прежде, чем было сотворено всякое создание». Мы постигаем, что Всевышний пожелал сотворить мир, дабы воздать добро сотворенным, ибо «в природе благого — творить благо». Но этот закон тоже был создан в рамках желания Творца сотворить мир. До раскрытия воли Всевышнего создать мир, у нас нет ни малейшего понимания Его сущности, и не дай Б-г говорить о каком бы то ни было законе, определении, имени или сути, — ведь в Самом Бесконечном нет никакого определения, понятия и отношения.

Говоря словами Рамхаля: «С точки зрения простой сущности Всевышнего — вообще нет места для сотворенных, так как они не имеют отношения к Его сути. Но когда Он пожелал, чтобы они существовали, тогда из-за этого желания и воли они, если можно так выразиться, стали для Него источником радости и славы. Ибо, несомненно, именно воля Всевышнего создает реальность этих сотворенных, и если бы они не стали реальностью, она оказалась бы неисполненной». (Даат твунот 58).

«Всеблагой создал славу для Своего Имени»

Виленский Гаон так объяснил смысл этого благословения из утренней субботней молитвы: Всевышний, который благ, пожелал воздать совершенное благо Своим созданиям, как награду за труд, а не как милостыню, и «создал славу для Своего Имени»: создал возможность того, чтобы люди как бы воздавали славу Его Имени, и в награду за это по закону получали бы свою долю награды.

С точки зрения желания Творца сотворить мир имеет смысл суждение «служение есть потребность Всевышнего». Здесь, внутри этой системы, такие понятия могут существовать: «Ему приятно, что Его воля выполнена», «дайте силу Б-гу». Как объясняли Мудрецы: «Раби Азария от имени раби Йеуды, сына раби Симона, говорит: Когда Израиль выполняет волю Всевышнего, они прибавляют силу Высшему могуществу… А когда они не выполняют волю Всевышнего — как бы ослабляют Высшую силу…» (Эйха раба 1:33).

Здесь, в этом месте, мы в состоянии представить себе огромное разрушение, которое приносит грех во все системы мироздания, и сказочное изобилие, которое приносит доброе дело. Здесь имеют силу все представления о важности и ценности служения и пользе его воздействия.

А когда мы говорим о сущности совершенного служения, мы определяем ее как «потребность Всевышнего». Другими словами: служение для исполнения воли Творца в мире, и не для чего другого. Это и есть ультимативное служение во имя него самого. Суть этой «потребности Всевышнего», и каким образом служение человека может ее восполнить, будут объяснены в следующих главах.

Следует хорошо понять две эти точки зрения, два аспекта, и использовать каждый из них в надлежащем месте. Так, чтобы первое постижение Всевышний Сам по себе абсолютно совершенен и самодостаточен, Ему Самому не нужно никакого служения и мы ничего не можем Ему дать) не преуменьшало бы ценности служения, а второе постижение («служение есть потребность Всевышнего») не приводило бы к ошибке, близкой к ереси. Напротив, первое знание, которое является полным отрицанием постижения, в сочетании со вторым знанием, позитивным постижением — приведет к более глубокому осознанию обязанности служения для исполнения воли Творца.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?