Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Еще один аспект в понимании данного вопроса открывает нам Маараль (Нетив аАвода 1): «Это не вопрос, поскольку хотя данная вещь (жертвы) — не для пользы Всевышнего, тем не менее, человек вручает себя Всевышнему. И даже если он отдает Ему не свою душу, а лишь свое имущество, которое приносит в жертву, тем не менее, это тоже называется “вручением себя Всевышнему”, когда приносит Ему в жертву свое имущество. И это тоже называется служением, поскольку раб вместе со всем своим имуществом принадлежит хозяину. И поэтому, принесение жертвы человеком указывает, что он целиком принадлежит Б-гу, как раб, принадлежащий господину. И поэтому данное действие называется служением Б-гу».

Цель и польза служения в том, что оно демонстрирует: служитель — раб, принадлежащий Творцу.

Польза от служения — в самом служении. Нам не нужно искать другую пользу, вне его. Само по себе исполнение служения указывает на то, что мы — рабы Всевышнего. Акт жертвоприношения, самоотверженность и готовность быть сожженными на жертвеннике — происходящие в мысли и душе служителя, и принесение его имущества, происходящее фактически, в реальности, и есть исполнение служения. Ведь в соответствии с данным подходом, цель служения — не в его результате, а в нем самом; демонстрация того факта, что мы — рабы Всевышнего, абсолютно преданные Ему.

В этом же заключается и суть молитвенного служения: «Также и молитва, когда человек молится перед Ним, подобно рабу, умоляющему своего господина о своих нуждах. Тем самым становится очевидным, что человек нуждается в Нем. А раз так, если человек ставит себя в зависимость от Всевышнего, он — Его, ведь каждый, кто зависит от другого, — он принадлежит ему… И поэтому молитва — это полноценное служение, так как указывает на то, что человек зависит от Всевышнего и потому принадлежит Ему».

Мы уже объясняли выше, что цель молитвенного стояния — предстать перед Б-гом в качестве нищего, неимущего, зависящего от Него. Признать, что нет у молящегося никакого самостоятельного существования, что он полностью зависит от воли Всевышнего. И чем больше человек воспринимает свою реальность как недостаточную, у которой нет ничего от себя, тем больше он считается «молящимся». Если же он воспринимает свое бытие как прочное и независимое, он выводит себя за пределы категории молитвы.

Молитвенное служение указывает на то, что человек зависит от Всевышнего и потому принадлежит Ему. У него нет ничего своего, но лишь то, что дает ему Господин: жизнь, духовность, здоровье, пропитание, детей и т.д. Подобно рабу, у которого нет ничего от себя, а есть только получаемое от хозяина. Таким образом, сам акт молитвы есть демонстрация собственного рабства по отношению к Творцу, в чем цель молитвы и заключается.

Теперь мы можем объяснить корень всех этих вещей, основание двух подходов (рабейну Бехае и Маараля) в объяснении смысла жертвоприношений. Мы увидим, что и то, и другое — истина, «слова Б-га живого».

Два аспекта цели Творения реализуются в столпе служения

Рамхаль в конце книги Питхей Хохма веДаат определяет различные аспекты в замысле Всевышнего при сотворении мира. Приведем здесь цитату из этой книги, имеющую отношение к нашей теме.

«Поверхностное понимание заключается в том, что Эманирующий сотворил мир, чтобы дать место описаниям… что Он называется Милосердным, Милостивым, Долготерпеливым и т.д. А из этого проистекает все знание Святого Древа со всеми его ответвлениями. И это называется знанием описаний: знать сколько описаний есть, а именно — сколько качеств… и в каком порядке они упорядочены и т.д.

Второе знание по поводу замысла: Эманирующий сотворил мир, чтобы воздать добро сотворенным; совершенное добро, которое они получат заслуженно, а не как милостыню, и ради этого установлен весь этот великий порядок. В конце концов, после зла придет добро… и тогда все души получат по заслугам… А тот, кто не постиг этого знания, не понял ничего».

Два этих знания являются основой двух подходов к пониманию проблемы. Выше мы говорили, что столп служения — это один из столпов, ради которых сотворен мир. Следовательно, в нем с необходимостью присутствуют оба аспекта замысла Творца при сотворении мира.

Маараль указывает на пользу от служения, заключающуюся в реализации замысла Творца о раскрытии описаний — Его путей. При этом польза от служения заключается в раскрытии Царства (Малхут). Через жертвоприношение и молитву человек признает, что Творец является Царем мира, и все во Вселенной принадлежит Ему. Своими действиями человек показывает, что он — раб Б-жий, и все его существование зависит от Господина.

И это приводит к раскрытию славы Царства Б-жьего. Отсюда открываются врата для познания остальных путей управления Всевышнего в мире, уподобления и подражания им, как написано: «…и ходи Его путями». Без осознания Царства, без признания того, что Творец — Царь, что Его желание — царствовать и управлять Вселенной, нет никакой возможности познания других Его качеств. Без веры в отношения связи и близости между Творцом мира и Его творениями, отношений господина с рабом, человек не в состоянии уразуметь, что его миссия — приблизиться и изучить все пути раскрытия Творца, через которые Он желает раскрыться ему.

Рабейну Бехае указывает на пользу служения, которая заключается в исполнении замысла Творца воздать добро сотворенным. Поэтому исполнение воли Творца происходит через искупление грешника жертвой, — чтобы воля Всевышнего, желание воздать благо, отнеслись к нему как можно раньше, и воздаяние блага реализовалось.

*

Есть еще третье знание относительно цели творения. Рамхаль определяет ее как «весьма чудесное знание». Тот, кто смог постичь его, «понимает все аспекты этой мудрости на глубинном уровне». Суть этого знания, и объяснение, каким образом этот третий замысел реализуется через акты жертвоприношения и молитвы, относится к объяснению жертв и молитвы «по истинному пути», то есть в соответствии с каббалистическим пониманием. Это не что иное, как принцип «служение есть потребность Всевышнего». Этим вопросом мы и займемся в следующих главах.


Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Синайское откровение - Десять заповедей

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.