Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О высечении Б-жественных искр в повседневной деятельности еврея

Знай, что до того, как возникли сфирот и были сотворены миры, Эйн Соф заполнял все, и не было никаких явлений множественности и раздельности аспектов. Ибо все аспекты возникают на основе цимцума (сокращения), как говорилось выше, поэтому в Его собственной сути нет никакого постижения, ни в свете, ни в точке, ни, тем более, в длине, ширине и глубине, или середине, начале и конце. Все это, включая саму точку, как известно, образует десять, и об этом ничего невозможно сказать 113, хотя все эти аспекты находятся на своих местах, а их 114 скрытый корень — это бесконечность и неисчерпаемость, ибо все еще не произошел цимцум. Еще это можно уподобить камню, из которого высекают искры 115, или мудрому учителю с множеством учеников, которые 116 сами по себе ничего не теряют. Тем более Эйн Соф, когда сократил свое неисчерпаемое Желание до желания конечного, не потерял ничего из своей неисчерпаемости. И когда постановила мудрость Его сотворить мир, то сначала Он произвел инструменты 117 и установил их порядок 118 — не порядок во времени, а порядок близости к Эйн Соф.

А важность оставшегося сокрытым проявляется в том, что первый, самый недоступный и ближайший к сокрытому Эйн Соф аспект — это Кетер, который в сущности — точка, ее невозможно постичь, и в силу глубины сокрытия этой точки, из-за ее близости к Создателю, мир не может управляться ею. Второй аспект — это три измерения: длина, ширина и глубина. Длина — это сокрытый Даат, ширина — это Хохма, а глубина — Бина. Это три «мозга» и три души. Но и этими, тремя сокрытыми качествами мир не мог бы управляться. Очевидно, что мир не может управляться сокрытым Даатом, ибо он сокрыт полностью и назы-вается «нет». Хохма уже немного проявляется и по-тому называется «есть», но она возникает из «нет», поэтому и сказано: «Хохма из “нет” возникнет» 119. Ею мир тоже не может управляться, в силу глубины ее сокрытия. А третий аспект раскрывается только как источник, из которого может возникнуть систе-ма управления. Затем возникает четвертый аспект — Тиферет, с шестью концами, включенными в него, до того, как они выделяются в качестве отдельных явлений, как это будет объяснено далее. И знай, что хотя мы и сказали, что второй аспект включает в себя три первых, то есть три измерения, это верно только в их скрытом корне — длине, ширине и глубине, когда они на самом деле очень глубоко сокрыты. А в аспекте разделения по выходу из корня они становятся тремя аспектами по схеме «действующий — принимающий воздействие». Сокрытый Даат воздействует на Хохму, а Хохма — на Бину. Ибо каждый из них — это цимцум и раскрытие предшествующего, более сокрытого. А из Бины выходит и проявляется четвертый аспект — Тиферет, с его шестью концами, которые создают двенадцать границ-диагоналей — шесть для суда и шесть для милосердия. И несколько единений 120 по его кра-ям, которые действуют как весы правосудия, воздают каждому по делам его. Поэтому Тиферет называется «правосудием», ибо это качество является точкой отсчета и весами правосудия в их 121 руках. А корень собственно управления — это качество Дин (суд), дабы воздать каждому по делам его. Однако Дин должен быть смешан с Хеседом, а Хесед с Дином, ибо наш низ-менный мир не может принять чистые, без примесей, Хесед и Дин. Так же, как сам мир — это смешение добра и зла, доброго начала и дурного, так каждый человек должен получить Дин за его дурные поступки и Хесед за добрые, следовательно, любое правосудие должно сочетать в себе оба качества. Поэтому конечная цель цимцума — возникновение аспекта Дин (суд), ибо это и есть управление. Ведь именно Дин создает управление согласно закону и согласно заранее определенному намерению. Однако в первых аспектах 122, то есть в трех «мозгах», в силу их близости к Создателю не было никакого конечного аспекта суда, ибо сами эти аспекты далеко не конечны и глубоко сокрыты. Таков и смысл сказанного в Торе: «И вот цари, которые царствовали в земле Эдом до того, как воцарился царь народа Израиля». «Эдом» 123 — это намек на действие суда (Дина). Об этих царях говорится: «И царствовал, и умер… И царствовал, и умер…», ибо намерением во всех цимцумах было возникновение суда, а слова: «И царствовал, и умер…» указывают на прекраще-ние открытого проявления суда, которое бы позволило миру управляться им. Это происходило до тех пор, пока они не покинули состояние «мозга» и не пришли в аспект Тиферет с его шестью концами, где и раскрылся аспект управления. И в Бине, как в корне, заложено бытие двенадцати диагональных границ. А поскольку это третий аспект, более удаленный от всеобщего источника, то несмотря на то, что и он тоже — одно только простое Рахамим (милосердие), в силу его сокрытия из него все же раскрывается корень суда. Именно поэтому качество, называемое Бина, обозначается как четырехбуквенное имя Всевышне-го, с огласовками Элоким. Это показывает, что само качество — абсолютное милосердие 124, а огласовки имени Элоким указывают, что рядом с ним пробуж-даются суды. Доказательством этому могут служить слова книги «Зоар»: «ה’’והי, который читается как ם’’יהלא 125, указывает, что это является рекой Рахамим, но поскольку суды пробуждаются от него, написано “милосердие”, а огласовано Элоким». Известно, что сфира Бина называется «рекой», ибо оттуда силы суда, пробуждаясь, черпают свое могущество. Это по-добно дереву, рядом с которым был маленький огонь и благодаря дереву воспламенился 126. Или это подобно простой воде, которую наливают в бочки, хранящие запах вина или корицы. Вода пробуждает этот запах, без нее бочки не пахнут.

Для того чтобы это понять, необходимо знать, что сказано в книге «Зоар»: «События снизу пробуждают события вверху». Это значит, что все происходит согласно поступкам нижних, именно сообразно им пробуждаются (инициируются) действия высших. Когда человек совершает доброе дело, это пробуждает сфиру Малхут, в которой все открыто в явном виде. Она, в свою очередь, пробуждает Руах 127, а тот — Нешаму, то есть Бину. А Бина оказывает влияние на один из шести концов — Хесед, для того чтобы воздать миру добром. А если (не дай Б-г!) наоборот — пробуждается качество суда, оно же Гвура. И происходит это так же: Малхут пробуждает Бину и затем принимает 128 от нее соот-ветствующее влияние для того, чтобы воздать судом и взысканием. Выходит, у шести концов, которые есть дни Творения, управление и ашгаха, есть бытие на трех уровнях Нешама — Руах — Нефеш; Бина как Нешама, Тиферет, с шестью концами, как Руах, и Малхут как Нефеш — это и есть древо Каббалы. У дерева есть три уровня бытия: корень, собственно дерево и плоды на концах его ветвей. И все это питается из корня. Таким образом, это дерево имеет три уровня бытия. Первое бытие — это бытие «насаждения», на основе корня. Второе бытие — это бытие самого дерева, то есть ветвей, питающихся из корня. Третье бытие — это плоды. Плоды получают влияние из корня посредством самого дерева. Таким образом, бытие шести концов в корне — это Бина, ветвь (ствол) — это Тиферет с шестью концами, а плод — это Малхут.


113 До цимцума.

114 Возможно, тут должно быть сказано: «В их скрытом корне — бесконечности и неисчерпаемости».

115 Хотя можно высечь из камня множество искр, сам камень не уменьшается.

116 Ни камень, ни учитель ничего не теряют от того, что нечто, заложенное в них, открывается вовне.

117 То есть сфирот или качества, которые в них проявляются, — это и есть инструменты, с помощью которых Всевышний сотворил мир.

118 Иерархию этих качеств.

119 Здесь автор приводит этот стих, имея в виду не простое понимание его смысла, а толкование. В оригинале сказано: «Хохма ןיאמ (миайн) возникнет?», согласно простому смыслу, перевод этого стиха звучит как вопрос: «Хохма откуда возникнет?», но слово ןיאמ, означающее «откуда», может быть понято и как «из нет».

120 То есть соединений двух разных качеств — аспектов.

121 Видимо, имеются в виду предшествующие качества Хохма, Бина и Даат.

122 Хохма, Бина и Даат.

123 Название земли «Эдом» происходит от слова «адом» — «красный», а красный цвет символизирует именно суд.

124 На это указывает четырехбуквенное имя.

125 Элоким.

126 Само дерево не является огнем, но огонь существует благодаря ему.

127 Тиферет.

128 Имеется в виду, что затем (после того, как Бина пробуждает суды) Малхут получает пробужденный Биной суд, для того чтобы воздать нижним мирам по заслугам. Аналогичным образом происходит и с воздаянием добром — качество Хесед действует не напрямую, а через все следующие за ним сфирот, включая Малхут.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Синайское откровение - Десять заповедей

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.