Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нет человека, у которого нет своего часа

Нет человека, у которого нет своего часа * Место еврея — верить в тринадцать основ * «Ожидание спасения» — только, когда есть выход * Нисан и тишрей — служение общее и лич­ное * Йегуда и Йосеф — два пути служения * Авраам, Яков и Шломо — общее, Ицхак — частное * Голубка моя в расселине скалы * «Это Б-г мой» — от признания к «прославлю Его»

Нет человека, у которого нет своего часа

«Кто мудрый? Кто знает свое место» (Авот, 6:6). Из слов мудрецов ясно — кто не знает своего места, не мудр.

Что за мудрость в знании своего места, что хо­тели нам сказать мудрецы?

Они передали нам еще правило: «Он [Бен Аззай] го­варивал: Не относись пренебрежительно ни к кому и ни к чему, ибо нет человека, у которого нет своего часа, и нет вещи, у которой нет своего места» (Авот, 4:3). У каждого че­ловека есть свой час и свое уникальное место, и никто вместо него не может исправить то, что возложено на него.

Об этом известные слова «Если не я для себя, кто мне» (Авот, 1:14) — никто в мире не может вместо меня вернуть мои огромные долги.

Значит, всегда и при всех обстоятельствах человек должен думать, в чем его особое задание и обязанность в мире.

И не следует считать: «Есть общее, а я только частичка его — что мне думать о себе и окружающих. Что будет, то будет. В конце концов, я стараюсь молиться, и так далее».

На каждого еврея возложено особая обязанность: «Вы­бери жизнь» (Дварим, 30:19). — Быть живым! А не просто су­ществовать! Всегда заботиться о том, чтобы нас не «формировала история» и мы не были продуктами общества, а чтобы «мы делали историю»! Мы должны создавать желательные ситуации, а не оказываться в плену обстоятельств.

Это простой смысл слов мудрецов: «Ибо нет человека, у которого нет своего часа, и нет вещи, у которой нет своего места». У каждого есть свое время и место, он должен их спасти, привести к победе. Выбери жизнь и наполни ее — иначе испортишь возможности, которые тебе даны!

Место еврея — верить в тринадцать основ

Рамбам (в предисловии к главе Хелек) дал четкое определение — кто называется настоящим евреем: «И когда поверит человек во все эти тринадцать основ и уяснит их, войдет в Общину Израиля (народ), и заповедано любить его, жалеть и вести себя с ним, как с другом, исходя из любви и братских чувств. И даже если из-за страстей совершил всякие нарушения, он получит соответствующее наказание, но за ним сохраняется его удел в Будущем мире, он — из преступников Израиля. А если нарушит хоть одну из этих основ, значит, вышел из Общины Израиля, кофер беикар — изменил он, по сути, и называется цдуки (саддукей) и эпикорес. Его наклонности вызывают отвращение, и мицва — его ненавидеть. О нем сказано: тех, кто ненавидит Тебя, возненавижу».

Очень категоричное утверждение! По Рамбаму, даже тот, кто учит Тору и выполняет все заповеди, если не верит хотя бы в одну из тринадцати основ [или даже испортился — засомневался в одной из них], уже вне Общины Израиля. Он считается изменником и эпикоресом, и мицва его ненавидеть!

Спросили гаона из Бриска, как относиться к еврею, который не верит в тринадцать принципов лишь потому, что тинок шенишба, «украденный ребенок» (лишен знаний еврейских основ)? Брискер ответил: «Ну, он, конечно, небах (бедняга)… но бедняга эпикорес! Он не виноват, но не недостаток вины определяет эпикореса! Это похоже на то, что человека бросили с крыши, и он погиб. Он не виноват, но результат — его гибель».

Место еврея — верить. А кто не верит, у него нет удела в Будущем мире. И это не наказание — а следствие.

Исходя из этого, можно понять мишну в трактате Сангедрин 90а. Первый среди тех, у кого нет удела, это тот, кто говорит, что «о воскрешении мертвых не написано в Торе». Раши там комментирует: «Он не верит в мидрашим, если не согласен с толкованиями мудрецов в Гемаре, согласно которым на это указывает Тора. И даже если он верит в воскрешение мертвых, но не считает, что на это есть намек в Торе, чего стоит его вера — откуда он знает, что это верно, поэтому он полный кофер». Итак, если еврей во все верит и соблюдает все заповеди из Торы, а не верит хотя бы в то, что о воскрешении намекает Тора — значит, он не восстанет из мертвых!

Поразительно: такое же сильное наказание за нарушение субботы!

Но Магараль объяснял (Дерех Хаим, 6:2), что место человека — это его вера. «Праведник верой своей будет жить» (Хабакук, 2:4). Если не веришь — ты не живешь! Это не наказание, а следствие.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?