Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Молитвой человек отличается даже от ангелов, которые не подвержены событиям и недостаткам материального мира и не нуждаются в молитве Всевышнему

Как мы уже говорили, слова Рамбана поднимают еще одну сущностную проблему в вопросе жертвоприношений. Но для ее понимания необходимо сначала сделать следующее предисловие.

Смысл обязательных и добровольных жертв

Рамбан писал, что простой смысл жертвоприношений заключается в достижении искупления для жертвователя, и через них он удостаивается жизни. Источник его слов — в Гемаре: «А если ты скажешь: Ему нужна пища?! Говорит Писание: “Если бы Я был голоден, не сказал бы тебе об этом, ибо Мне принадлежит Вселенная и все ее наполняющее”. И сказано: “Ибо Мне принадлежат все звери в лесу и скот на тысячах гор. Я знаю всех птиц на горах, и кишащие на полях — предо Мною. Разве буду Я есть мясо волов или пить кровь козлов?” Не говорил Я вам: “Приносите жертвы”, чтобы ты сказал: Я выполню Его волю, а Он выполнит мою (поскольку Он нуждается в этом, а я дам Ему взятку, и Он выполнит мое желание). Не для Моего благоволения вы приносите жертвы, а для своего благоволения, как сказано: “Для своего благоволения приносите его в жертву”. Раши объясняет: Для собственных нужд вы выполняете Мои заповеди, чтобы достичь таким образом искупления» (Менахот 110).

А по поводу смысла добровольных жертв, которые не искупают грехов, писал рабейну Йона: «Когда человек, служитель Б-га, пожелает приложить усилия и подняться на высокий уровень, уподобиться ангелам, окружающим Колесницу, полностью приобщиться к Б-гу, он приносит добровольную жертву в дом Г-спода, Б-га своего. И когда он лицезрел все происходящее в Храме, коэнов при служении и поющих левитов, и все явные чудеса, происходившие там, он возвышался и получал силы, чтобы полностью связаться с духовным миром, дабы не оставалось преграды между ним и духовностью».

Проблема в подходе Рамбана

Здесь мы можем задать вопрос: что это за служение, польза от которого только самому служителю? Где здесь поддержание столпа служения? В действиях, цель которых — искупление человека или возвышение его души?!

А ведь выше речь шла об обязанности самоотречения во время жертвенного служения, и что же это за самоотречение, цель которого — польза для самого приносящего жертву?

Ведь суть понятия «служение» — действия, направление на исполнение воли Господина.

Тот же самый вопрос можно задать и о молитве

Прежде всего, необходимо объяснить следующее. Понятие молитвы относится к прошению. Прославление, восхваление, благодарение — не относятся к сути молитвы. Молитва — это по преимуществу просьба. Прославление необходимо перед молитвой, как объясняется в Гемаре: «Толковал раби Симлай: Пусть всегда человек сначала произнесет славословия Всевышнему, а после этого — помолится» (Брахот 32). Молитва сама по себе — это «просьба о своих нуждах» (Рамбам). Славословия становятся частью молитвы только в той степени, в какой они присоединяются к прошениям и просьбе о насущных нуждах.

Мы находим, что способность к молитве сущностна для человека. Он отличается ею от всех других созданий, и даже называется в Талмуде מבעה — «просящий». Молитвой он отличается даже от ангелов, которые не подвержены событиям и недостаткам материального мира и не нуждаются в молитве Всевышнему: они лишь прославляют Его, каждый — в соответствии с уровнем своего постижения. Человек является Молящимся мира, поскольку его предназначение — восполнить собственный недостаток и недостаток всего творения, и, соответственно, только к нему может относиться понятие прошения и просьб о насущном.

Исходя из этих соображений, мы возвращаемся к вопросу: что это за служение — «просьба о насущном»? Каким образом столп служения осуществляется через прошение человека об излечении, о пропитании и других его потребностях? На первый взгляд, нам было бы легче понять суть молитвенного служения, если бы мы определили его как славословия и прославления, подобно служению ангелов.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»