Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек уважает отца и мать, Творец, благословен Он, говорит: Это значит, что он чтит Меня»Вавилонский Талмуд, Трактат Нида 31а
Радость позволяет достичь труднодостижимого, потому что состояние радости — это взрыв чистой энергии

Народные гуляния: люди выходят на улицы тысячами: выпивка, шум, споры, ссоры, наконец, драки и вмешательство полиции. Или празднова-ние Нового года — этот день побил все рекорды по количеству самоубийств.

Людям кажется, что они испытывают состоя-ние радости, но это не радость, это — иллюзия радости, состояние горячечного возбуждения.

И об этом написал Тур (292): Сказал Давид перед Всевышним: «Властелин мира! Этот на-род не похож на остальные народы. Остальные народы, напившись, совершают необдуманные поступки, а мы не так — несмотря на выпитое, “Моя молитва пред Тобой”.»

Подобное мы видим в трактате «Мегила» (12б): «Седьмой день был Субботой, когда евреи едят и пьют, говорят слова Торы и прославлений, а идолопоклонники едят, пьют и говорят ничтожные вещи».

Мы должны учиться отличать настоящую ра-дость, которая поднимает и продвигает, от ил-люзии радости. Иллюзия уничтожает радость, осушает источник энергии, приводит к угасанию, падению, депрессии.

Нежданный выигрыш, употребление алкоголя или «пуркан ецарим» не дают истинной радости. Радость — это внутреннее счастье, оно до-стигается через реализацию своего потенциа-ла. Если ты понял, точно знаешь, чего хочешь от жизни, ты можешь достигнуть этого, не имея миллионов. Небольшой «укол» радости и — ты готов к свершениям. Начинаешь понимать, как пользоваться силой радости, чтобы жить?

Расти и радоваться

Истинную радость извлекают из процесса са-мореализации, преодоления — когда мы изменя-ем себя и свою жизнь. Изменяясь, мы пережи-ваем минуты просветления, мы достигаем нового понимания себя и смысла жизни. Вот почему выигрыш в лотерею — это всего лишь иллюзия радости, ведь сам ты не изменился.

Радость не появляется случайно, просто так, из какого-то приятного случая, произошедшего с тобой. Радость проистекает только из уси-лия, она — результат твоей реакции на жизнь, на твое решение использовать вот эту минуту для изменения своей жизни. Думаешь: «Как можно почувствовать радость от усилий и тру-дов?» Но посмотри на себя, когда ты встаешь в 3 часа ночи к кричащему младенцу, смысл существования которого целиком в том, чтобы ты посвятил себя ему, 24 часа в сутки, день за днём, ночь за ночью. Даже в 3 часа ночи ты способен почувствовать, что он — твоя истин-ная радость. Младенец сообщает твоему суще-ствованию смысл, нужность, продолжение.

Ищи для себя занятия, обладающие духовным смыслом, и занимайся ими, и тогда сможешь обрести истинную радость — радость самореа-лизации. Если ты воюешь за высокие цели, ты оставляешь след на земле, ты влияешь на мир, ты превращаешься в вечного. Самый возвышенный смысл жизни — служить Творцу.

Так начни служить.

Снаружи и внутри

В «Сэфер а-Хинух» (заповедь 16) написано, что дела влекут за собой сердца. Это значит, что именно с помощью совершения внешних дей-ствий, изменяя способ поведения, нужно пробу-ждать внутренние силы и изменять свое эмоцио-нальное состояние.

Ученые говорят, что улыбка способна улучшить настроение. Это значит, что есть явное влияние непроизвольных движений мышц на эмоцио-нальное состояние. Если ты начнешь сознатель-но совершать действия, вызывающие радость, ты начнешь радоваться естественным путем: спой, станцуй, подумай о чем-то очень хорошем, сде-лай доброе дело человеку, наконец, вспомни, как прекрасно жить. В тот момент, когда ты почув-ствуешь радость, направь ее в нужное русло, дай радости окутать тебя. Раз у тебя появились силы, сделай что-то вдохновляющее: помочь кому-то, кто нуждается в помощи, закончить трактат, ко-торый ждет тебя давным-давно.

Эта идея приводится в трактате Шабат (30б): «И восхвалил я радость» — радость заповеди, «а радость эта к чему?» — это радость не-заповеди. Научить, что Шхина не пребывает на человеке, который находится в состоянии грусти, лени, смеха, легкомыслия, разговора, пустой болтовни. Она пребывает только на том, кто радуется радо-стью заповеди….

Радость настоящего в радости будущего

Одна из вещей, увеличивающих радость — мысль о предстоящих приятных событиях. Когда предвкушаешь что-то восхитительное, ожи-даешь его — тогда больше радуешься, когда оно наступает, и удовольствие от него несравненно больше, и оно намного больше волнует и про-буждает.

Помнишь себя в школе? В классе сидит 30-40 уставших и полусонных детей, заканчивается урок и вдруг учитель сообщает, что на следую-щей неделе все едут в долгожданный поход. Все вскакивают со стульев, и нет уставших!

Эта радость будет сопровождать всю неделю. Начнется радостная беготня: в магазин купить еду для похода (когда ты в последний раз бегал в магазин с удовольствием?), добыть снаряжение и т. д. и т.п. А в день похода ты подскочишь в 4 утра. Какая радость, удовольствие, счастье впе-реди!

Чувство радости пробуждается внутри, когда мы выражаем внешними действиями ожидание будущего удовольствия.

Здесь и таится секрет — если ожидать счастья и удовольствия, то будешь всегда находиться в состоянии радости. Используй радостные пред-вкушения, приятные ожидания, чтобы наполнить свою батарею энергией радости. Наступил новый день, прекрасное утро. Чего ты ожидаешь от сво-его дня: кого встретишь сегодня, что произойдет с тобой, что у тебя получится сделать? «О, это будет прекрасный день, самый лучший, намного лучше, чем этот день год назад!» Куда ты от-правляешься сегодня? Нет-нет, не концентри-руйся на отрицательном («Я устал, а этот меня достал…») — сконцентрируйся на приятном: «Сегодня я сделаю больше, лучше, продвинусь намного ближе к главной цели, достигну несколь-ко промежуточных…»

Если пользоваться этим секретом перед на-чалом каждого дела, если превратить его в свое оружие, то будешь получать от каждого дня и от каждого дела немыслимое удовольствие. Что ты собираешься делать? Назначил, какую радость ты получишь от этого дела? И ты его обязатель-но получишь, и будешь купаться в потоке душев-ного наслаждения.

Преднамеренно

Большинство людей не удостаиваются радости, потому что относятся к жизни, как к вполне очевидной и предсказуемой цепочке событий.

Человек, переживший аварию или болезнь, никогда не будет жить так, как прежде. Он будет везде крутиться, повторять чуть не каждому: «Как прекрасно жить! Я живу!» Он, возможно, наскучит людям, будет вызывать недоумение: «Чему он все радуется и радуется? В лотерею, что ли, выиграл?» Нет, он просто научился ценить то, что у него есть.

Вс-вышний создал нас для удовольствия и радости. Есть у нас руки, ноги, глаза, разум — стоит научиться чувствовать радость от этого, и эта радость будет сопровождать всегда и везде. Но как научиться?

Радость не появляется сама по себе. Радость вызывается рождением мысли. Доказательство этому мы видим вокруг нас: есть люди, кото-рые имеют все, и они, тем не менее, несчастны, и есть, живущие в счастье и радости, хотя у них, казалось бы, ничего для этого нет.

Научись вызывать у себя мысль: «Я живу. Жизнь прекрасна!» и испытывать от этого радость — простую радость жизни. И тогда ты будешь радоваться все больше и больше, и больше, иначе — нет ничего, кроме иллю-зии, короткого сладкого сна. Новая машина, большие деньги, возможно, дадут тебе шанс укрыться в стране грез, но как долго ты смо-жешь грезить?

Естественное состояние

Радость — это естественное состояние чело-века. Дети находятся в состоянии радости боль-шую часть их жизни. Они радуются жизни в са-мой простой форме: кукла, мяч, конфета. Мы же, взрослые, старательно учимся быть несчастны-ми. А ведь причины радоваться остались, они никуда не исчезли, но мы почему-то стали тяго-титься рутиной жизни. Не дай Б-г, причины для радости исчезнут!

Поэтому сказал царь Давид (Теилим 100:2): «Служите Б-гу в радости». Вс-вышний не хо-чет, чтобы мы ходили с кислыми лицами. Быть в радости — наша обязанность.

Более того, Тора предостерегает нас, что мы можем быть наказаны за то, что не служи-ли Вс-вышнему в радости и с добрым сердцем (Дварим 28:47). Ты можешь исполнять запове-ди, учить Тору, делать добрые дела — но если без радости, то Всевышний «поквитается» с та-ким человеком. Почему? Потому что Творец хо-чет, чтобы мы извлекали максимальное счастье из жизни.

Наша задача — научится снова осознавать красоту каждого мгновения, сконцентрировать-ся на своей внутренней потребности находиться в радости.

С этой концентрации на радости мы начина-ем свою первую утреннюю молитву: Благодарю тебя, Вс-вышний… «Модэ ани лефанэха…» — за вещи простые и ясные:

— что дал мне жизнь,
— что я могу видеть, — за руки, ноги и все тело, — за то, что могу думать.

Так ты постепенно научишься контролировать радость — посредством постоянной концентрации на приятных мыслях, на ощущении удоволь-ствия от жизни.

Вс-вышний дал радости особое свойство — притягивать изобилие и новую радость. Это свой-ство и человека, и мира в целом. Если ты благо-дарен Вс-вышнему за детей, которых он дал тебе, тогда Вс-вышний делает так, что они становятся все успешнее, чтобы ты радовался еще больше. Если ты благодарен за вкусную еду, ты полу-чаешь еще. Если ты рад и благодарен за то, что имеешь, ты получаешь больше. Запомни: когда ты в радости, ключ от изобилия у тебя в руках.

Продолжать двигаться вперед

Осталось научиться самому трудному, прийти к самому высокому состоянию — научиться при-нимать с радостью даже трудности.

Как это возможно? Нужно относиться к ним как к возможности для роста, самосовершенство-вания, самореализации, как будто тебе бросили вызов: сможешь ли устоять?

В сущности, жизнь — это последовательность таких вызовов. Поднимут они твой уровень ра-дости или понизят его? Если ты позволяешь не-значительным вещам влиять на тебя, радость ис-чезает. Каждый раз, ощущая себя озабоченным, расстроенным и обеспокоенным, спроси: стоит ли проблема той отрицательной энергии, которая сейчас накапливается во мне?

Выбор за тобой.

В книге «Орхот Цадиким» («Врата радости») написано: «Тот, кто верит полным сердцем… всегда радостен…как больной, который пьет горькое лекарство… он свободен от мировых проблем». Это значит, что если человек не со-средотачивает свои мысли на огорчениях и бес-покойствах, а концентрируется на своей цели-за-даче, тогда он — сам по себе, без специальных внешних причин — счастлив, и радость превра-щается в часть его самого. Если ты сможешь от-влечься от беспокойства, то твоим естественным состоянием всегда будет радость.

Есть существенная разница между беспокой-ством и ответственностью. Беспокойство — это состояние, которое поедает тебя изнутри, даже если нет никаких возможностей изменить ситуа-цию. Ответственность, напротив, мобилизует силы и заставляем серьёзно подойти к решению проблемы, пытаться решить ее доступными спо-собами — но она никоим образом не вызывает в тебе депрессию.

Когда ты в состоянии радости, ты превраща-ешься из «вечного страдальца» в «профессио-нального консультанта по разрешению проблем». Родители твердят одно и то же, соседи невыно-симы, дети все время плачут… Даже самые труд-ные и болезненные проблемы профессиональный консультант воспринимает как часть действи-тельности: если нельзя изменить действитель-ность, он подсказывает, как изменить свое отно-шение к ней. Дети плачут и это тебя раздражает? Попробуй думать по-другому: дети — это то, чем Творец благословил тебя, они плачут, значит, живы, значит, они есть у тебя. Такая мысль за-ставит тебя прекратить терять энергию, начать испытывать радость от жизни.

Молитва Кадиш, которую читают после смер-ти ближнего — это не молитва за умерших, а заявление, провозглашение, насколько жизнь прекрасна, восхитительна, волнующа. Эта самая лучшая вещь, которая в наших силах, которую мы способны сделать для себя — провозгласить, насколько жизнь прекрасна. Это — часть задачи смерти: вызвать в нас ощущение ценности жизни.

Даже если ты не можешь решить проблему, не распространяй депрессию вокруг себя: «Я та-кой несчастный… кому бы еще передать вирус депрессии»? Не превращай и других в таких же несчастных, как ты.

Радость в мудрости

Умные книги — это мощный источник радости, с их помощью мы постигаем мир, в котором живем, и нашу функцию в нем.

Почему Тора является источником радости? Потому что Тора объясняет смысл жизни, учит, как присоединиться к Творцу, как исполнять его волю.

Именно потому, что Тора — источник радо-сти, ее не учат 9 Ава.

Великий каббалист Аризаль раскрыл своим ученикам, что в заслугу радости он достиг скры-тых высот мудрости. Как формулировал это его ученик раби Хаим Виталь: «И по мере его ис-тинной радости человек удостоится получить высший свет» (см. «Мишна Брура» 669.11).

И написал Рамбам («Законы лулава» 8.15): «Радость, которую испытывает человек, испол-няя заповеди и радуясь Вс-вышнему, который приказал их исполнять — это большая работа, и нет величия и почета, кроме как радоваться пе-ред Вс-вышним».

Есть особая радость и особый смысл в заня-тиях Торой — даже если ты пока не можешь на практике применить вещи, которые выучил, ты реализуешь себя и расширяешь границы сво-его существования. Более того, каждый раз, ко-гда ты учишь Тору, проверь, как вещи, которые ты учил, могут повлиять на твою жизнь, улуч-шить ее в практическом смысле. Если ты накло-нился, чтобы поднять обычный камень и обнару-жил, что то, что ты поднял — это бриллиант, нет сомнений, что ты танцевал бы всю дорогу в банк. Но если бы ты стал использовать бриллиант в ка-честве подпорки для двери, он бы закончил своё существование в грязи. Истинная мудрость — это бриллиант, ее жалко использовать как под-порку для двери!

Мудрецы в трактате «Санэдрин» (99а) ис-пользовали еще более сильный образ: тот, кто учит Тору и забывает выученное, подобен тому, кто рожает детей и хоронит их в земле маленьки-ми. Речь идет о потери части реальности, потери одной из ниточек, связывающих человека с веч-ностью.

Каждая тема, которую ты выучил, каждая муд-рость, которую ты постиг должна быть пущена в дело. Выучил — не откладывай это в сторонку: вернись, заучи назубок, и всегда держи под ру-кой. Пользуйся тем, что выучил, для достижения своих самых высоких целей, и, если нужно, поль-зуйся изученным в момент огорчений и неприят-ностей.

Личный список

Практическое задание.

Засеки 10 минут и составь список: 10 раз в твоей жизни, когда ты скакал от счастья. Бар-мицва? Встреча с другом на другом конце света? Возвращение домой после тяжелой госпитализа-ции? Рождение первого ребенка? Теперь попробуй выучить из этого списка, ка-ков общий знаменатель, где эта точка, в которой ты наполняешься счастьем? Найди причину: что заставляет тебя радоваться? Проверь список внимательно: что из перечисленного вызывает истинную радость, а что — не больше, чем слад-кую иллюзию, горячечное возбуждение? Так ты получишь секретное оружие против плохого на-строения.

И еще. Попытайся расширить список твоих радостей — спроси других: что у них вызывает радость?

Точки повторения:

1. Радость вызывает взрыв чистой энергии.

2. С помощью этой энергии ты способен сло-мать препятствия, которые, как тебе кажется, по-ставила жизнь перед тобой.

3. Естественное состояние человека — ра-дость.

4. Хватит страдать из-за проблем — пора их решить.

5. Зачем ждать, пока умрешь, чтобы понять, насколько хорошо жить?

Из журнала «Мир Торы»


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.