Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Радость позволяет достичь труднодостижимого, потому что состояние радости — это взрыв чистой энергии

Народные гуляния: люди выходят на улицы тысячами: выпивка, шум, споры, ссоры, наконец, драки и вмешательство полиции. Или празднова-ние Нового года — этот день побил все рекорды по количеству самоубийств.

Людям кажется, что они испытывают состоя-ние радости, но это не радость, это — иллюзия радости, состояние горячечного возбуждения.

И об этом написал Тур (292): Сказал Давид перед Всевышним: «Властелин мира! Этот на-род не похож на остальные народы. Остальные народы, напившись, совершают необдуманные поступки, а мы не так — несмотря на выпитое, “Моя молитва пред Тобой”.»

Подобное мы видим в трактате «Мегила» (12б): «Седьмой день был Субботой, когда евреи едят и пьют, говорят слова Торы и прославлений, а идолопоклонники едят, пьют и говорят ничтожные вещи».

Мы должны учиться отличать настоящую ра-дость, которая поднимает и продвигает, от ил-люзии радости. Иллюзия уничтожает радость, осушает источник энергии, приводит к угасанию, падению, депрессии.

Нежданный выигрыш, употребление алкоголя или «пуркан ецарим» не дают истинной радости. Радость — это внутреннее счастье, оно до-стигается через реализацию своего потенциа-ла. Если ты понял, точно знаешь, чего хочешь от жизни, ты можешь достигнуть этого, не имея миллионов. Небольшой «укол» радости и — ты готов к свершениям. Начинаешь понимать, как пользоваться силой радости, чтобы жить?

Расти и радоваться

Истинную радость извлекают из процесса са-мореализации, преодоления — когда мы изменя-ем себя и свою жизнь. Изменяясь, мы пережи-ваем минуты просветления, мы достигаем нового понимания себя и смысла жизни. Вот почему выигрыш в лотерею — это всего лишь иллюзия радости, ведь сам ты не изменился.

Радость не появляется случайно, просто так, из какого-то приятного случая, произошедшего с тобой. Радость проистекает только из уси-лия, она — результат твоей реакции на жизнь, на твое решение использовать вот эту минуту для изменения своей жизни. Думаешь: «Как можно почувствовать радость от усилий и тру-дов?» Но посмотри на себя, когда ты встаешь в 3 часа ночи к кричащему младенцу, смысл существования которого целиком в том, чтобы ты посвятил себя ему, 24 часа в сутки, день за днём, ночь за ночью. Даже в 3 часа ночи ты способен почувствовать, что он — твоя истин-ная радость. Младенец сообщает твоему суще-ствованию смысл, нужность, продолжение.

Ищи для себя занятия, обладающие духовным смыслом, и занимайся ими, и тогда сможешь обрести истинную радость — радость самореа-лизации. Если ты воюешь за высокие цели, ты оставляешь след на земле, ты влияешь на мир, ты превращаешься в вечного. Самый возвышенный смысл жизни — служить Творцу.

Так начни служить.

Снаружи и внутри

В «Сэфер а-Хинух» (заповедь 16) написано, что дела влекут за собой сердца. Это значит, что именно с помощью совершения внешних дей-ствий, изменяя способ поведения, нужно пробу-ждать внутренние силы и изменять свое эмоцио-нальное состояние.

Ученые говорят, что улыбка способна улучшить настроение. Это значит, что есть явное влияние непроизвольных движений мышц на эмоцио-нальное состояние. Если ты начнешь сознатель-но совершать действия, вызывающие радость, ты начнешь радоваться естественным путем: спой, станцуй, подумай о чем-то очень хорошем, сде-лай доброе дело человеку, наконец, вспомни, как прекрасно жить. В тот момент, когда ты почув-ствуешь радость, направь ее в нужное русло, дай радости окутать тебя. Раз у тебя появились силы, сделай что-то вдохновляющее: помочь кому-то, кто нуждается в помощи, закончить трактат, ко-торый ждет тебя давным-давно.

Эта идея приводится в трактате Шабат (30б): «И восхвалил я радость» — радость заповеди, «а радость эта к чему?» — это радость не-заповеди. Научить, что Шхина не пребывает на человеке, который находится в состоянии грусти, лени, смеха, легкомыслия, разговора, пустой болтовни. Она пребывает только на том, кто радуется радо-стью заповеди….

Радость настоящего в радости будущего

Одна из вещей, увеличивающих радость — мысль о предстоящих приятных событиях. Когда предвкушаешь что-то восхитительное, ожи-даешь его — тогда больше радуешься, когда оно наступает, и удовольствие от него несравненно больше, и оно намного больше волнует и про-буждает.

Помнишь себя в школе? В классе сидит 30-40 уставших и полусонных детей, заканчивается урок и вдруг учитель сообщает, что на следую-щей неделе все едут в долгожданный поход. Все вскакивают со стульев, и нет уставших!

Эта радость будет сопровождать всю неделю. Начнется радостная беготня: в магазин купить еду для похода (когда ты в последний раз бегал в магазин с удовольствием?), добыть снаряжение и т. д. и т.п. А в день похода ты подскочишь в 4 утра. Какая радость, удовольствие, счастье впе-реди!

Чувство радости пробуждается внутри, когда мы выражаем внешними действиями ожидание будущего удовольствия.

Здесь и таится секрет — если ожидать счастья и удовольствия, то будешь всегда находиться в состоянии радости. Используй радостные пред-вкушения, приятные ожидания, чтобы наполнить свою батарею энергией радости. Наступил новый день, прекрасное утро. Чего ты ожидаешь от сво-его дня: кого встретишь сегодня, что произойдет с тобой, что у тебя получится сделать? «О, это будет прекрасный день, самый лучший, намного лучше, чем этот день год назад!» Куда ты от-правляешься сегодня? Нет-нет, не концентри-руйся на отрицательном («Я устал, а этот меня достал…») — сконцентрируйся на приятном: «Сегодня я сделаю больше, лучше, продвинусь намного ближе к главной цели, достигну несколь-ко промежуточных…»

Если пользоваться этим секретом перед на-чалом каждого дела, если превратить его в свое оружие, то будешь получать от каждого дня и от каждого дела немыслимое удовольствие. Что ты собираешься делать? Назначил, какую радость ты получишь от этого дела? И ты его обязатель-но получишь, и будешь купаться в потоке душев-ного наслаждения.

Преднамеренно

Большинство людей не удостаиваются радости, потому что относятся к жизни, как к вполне очевидной и предсказуемой цепочке событий.

Человек, переживший аварию или болезнь, никогда не будет жить так, как прежде. Он будет везде крутиться, повторять чуть не каждому: «Как прекрасно жить! Я живу!» Он, возможно, наскучит людям, будет вызывать недоумение: «Чему он все радуется и радуется? В лотерею, что ли, выиграл?» Нет, он просто научился ценить то, что у него есть.

Вс-вышний создал нас для удовольствия и радости. Есть у нас руки, ноги, глаза, разум — стоит научиться чувствовать радость от этого, и эта радость будет сопровождать всегда и везде. Но как научиться?

Радость не появляется сама по себе. Радость вызывается рождением мысли. Доказательство этому мы видим вокруг нас: есть люди, кото-рые имеют все, и они, тем не менее, несчастны, и есть, живущие в счастье и радости, хотя у них, казалось бы, ничего для этого нет.

Научись вызывать у себя мысль: «Я живу. Жизнь прекрасна!» и испытывать от этого радость — простую радость жизни. И тогда ты будешь радоваться все больше и больше, и больше, иначе — нет ничего, кроме иллю-зии, короткого сладкого сна. Новая машина, большие деньги, возможно, дадут тебе шанс укрыться в стране грез, но как долго ты смо-жешь грезить?

Естественное состояние

Радость — это естественное состояние чело-века. Дети находятся в состоянии радости боль-шую часть их жизни. Они радуются жизни в са-мой простой форме: кукла, мяч, конфета. Мы же, взрослые, старательно учимся быть несчастны-ми. А ведь причины радоваться остались, они никуда не исчезли, но мы почему-то стали тяго-титься рутиной жизни. Не дай Б-г, причины для радости исчезнут!

Поэтому сказал царь Давид (Теилим 100:2): «Служите Б-гу в радости». Вс-вышний не хо-чет, чтобы мы ходили с кислыми лицами. Быть в радости — наша обязанность.

Более того, Тора предостерегает нас, что мы можем быть наказаны за то, что не служи-ли Вс-вышнему в радости и с добрым сердцем (Дварим 28:47). Ты можешь исполнять запове-ди, учить Тору, делать добрые дела — но если без радости, то Всевышний «поквитается» с та-ким человеком. Почему? Потому что Творец хо-чет, чтобы мы извлекали максимальное счастье из жизни.

Наша задача — научится снова осознавать красоту каждого мгновения, сконцентрировать-ся на своей внутренней потребности находиться в радости.

С этой концентрации на радости мы начина-ем свою первую утреннюю молитву: Благодарю тебя, Вс-вышний… «Модэ ани лефанэха…» — за вещи простые и ясные:

— что дал мне жизнь,
— что я могу видеть, — за руки, ноги и все тело, — за то, что могу думать.

Так ты постепенно научишься контролировать радость — посредством постоянной концентрации на приятных мыслях, на ощущении удоволь-ствия от жизни.

Вс-вышний дал радости особое свойство — притягивать изобилие и новую радость. Это свой-ство и человека, и мира в целом. Если ты благо-дарен Вс-вышнему за детей, которых он дал тебе, тогда Вс-вышний делает так, что они становятся все успешнее, чтобы ты радовался еще больше. Если ты благодарен за вкусную еду, ты полу-чаешь еще. Если ты рад и благодарен за то, что имеешь, ты получаешь больше. Запомни: когда ты в радости, ключ от изобилия у тебя в руках.

Продолжать двигаться вперед

Осталось научиться самому трудному, прийти к самому высокому состоянию — научиться при-нимать с радостью даже трудности.

Как это возможно? Нужно относиться к ним как к возможности для роста, самосовершенство-вания, самореализации, как будто тебе бросили вызов: сможешь ли устоять?

В сущности, жизнь — это последовательность таких вызовов. Поднимут они твой уровень ра-дости или понизят его? Если ты позволяешь не-значительным вещам влиять на тебя, радость ис-чезает. Каждый раз, ощущая себя озабоченным, расстроенным и обеспокоенным, спроси: стоит ли проблема той отрицательной энергии, которая сейчас накапливается во мне?

Выбор за тобой.

В книге «Орхот Цадиким» («Врата радости») написано: «Тот, кто верит полным сердцем… всегда радостен…как больной, который пьет горькое лекарство… он свободен от мировых проблем». Это значит, что если человек не со-средотачивает свои мысли на огорчениях и бес-покойствах, а концентрируется на своей цели-за-даче, тогда он — сам по себе, без специальных внешних причин — счастлив, и радость превра-щается в часть его самого. Если ты сможешь от-влечься от беспокойства, то твоим естественным состоянием всегда будет радость.

Есть существенная разница между беспокой-ством и ответственностью. Беспокойство — это состояние, которое поедает тебя изнутри, даже если нет никаких возможностей изменить ситуа-цию. Ответственность, напротив, мобилизует силы и заставляем серьёзно подойти к решению проблемы, пытаться решить ее доступными спо-собами — но она никоим образом не вызывает в тебе депрессию.

Когда ты в состоянии радости, ты превраща-ешься из «вечного страдальца» в «профессио-нального консультанта по разрешению проблем». Родители твердят одно и то же, соседи невыно-симы, дети все время плачут… Даже самые труд-ные и болезненные проблемы профессиональный консультант воспринимает как часть действи-тельности: если нельзя изменить действитель-ность, он подсказывает, как изменить свое отно-шение к ней. Дети плачут и это тебя раздражает? Попробуй думать по-другому: дети — это то, чем Творец благословил тебя, они плачут, значит, живы, значит, они есть у тебя. Такая мысль за-ставит тебя прекратить терять энергию, начать испытывать радость от жизни.

Молитва Кадиш, которую читают после смер-ти ближнего — это не молитва за умерших, а заявление, провозглашение, насколько жизнь прекрасна, восхитительна, волнующа. Эта самая лучшая вещь, которая в наших силах, которую мы способны сделать для себя — провозгласить, насколько жизнь прекрасна. Это — часть задачи смерти: вызвать в нас ощущение ценности жизни.

Даже если ты не можешь решить проблему, не распространяй депрессию вокруг себя: «Я та-кой несчастный… кому бы еще передать вирус депрессии»? Не превращай и других в таких же несчастных, как ты.

Радость в мудрости

Умные книги — это мощный источник радости, с их помощью мы постигаем мир, в котором живем, и нашу функцию в нем.

Почему Тора является источником радости? Потому что Тора объясняет смысл жизни, учит, как присоединиться к Творцу, как исполнять его волю.

Именно потому, что Тора — источник радо-сти, ее не учат 9 Ава.

Великий каббалист Аризаль раскрыл своим ученикам, что в заслугу радости он достиг скры-тых высот мудрости. Как формулировал это его ученик раби Хаим Виталь: «И по мере его ис-тинной радости человек удостоится получить высший свет» (см. «Мишна Брура» 669.11).

И написал Рамбам («Законы лулава» 8.15): «Радость, которую испытывает человек, испол-няя заповеди и радуясь Вс-вышнему, который приказал их исполнять — это большая работа, и нет величия и почета, кроме как радоваться пе-ред Вс-вышним».

Есть особая радость и особый смысл в заня-тиях Торой — даже если ты пока не можешь на практике применить вещи, которые выучил, ты реализуешь себя и расширяешь границы сво-его существования. Более того, каждый раз, ко-гда ты учишь Тору, проверь, как вещи, которые ты учил, могут повлиять на твою жизнь, улуч-шить ее в практическом смысле. Если ты накло-нился, чтобы поднять обычный камень и обнару-жил, что то, что ты поднял — это бриллиант, нет сомнений, что ты танцевал бы всю дорогу в банк. Но если бы ты стал использовать бриллиант в ка-честве подпорки для двери, он бы закончил своё существование в грязи. Истинная мудрость — это бриллиант, ее жалко использовать как под-порку для двери!

Мудрецы в трактате «Санэдрин» (99а) ис-пользовали еще более сильный образ: тот, кто учит Тору и забывает выученное, подобен тому, кто рожает детей и хоронит их в земле маленьки-ми. Речь идет о потери части реальности, потери одной из ниточек, связывающих человека с веч-ностью.

Каждая тема, которую ты выучил, каждая муд-рость, которую ты постиг должна быть пущена в дело. Выучил — не откладывай это в сторонку: вернись, заучи назубок, и всегда держи под ру-кой. Пользуйся тем, что выучил, для достижения своих самых высоких целей, и, если нужно, поль-зуйся изученным в момент огорчений и неприят-ностей.

Личный список

Практическое задание.

Засеки 10 минут и составь список: 10 раз в твоей жизни, когда ты скакал от счастья. Бар-мицва? Встреча с другом на другом конце света? Возвращение домой после тяжелой госпитализа-ции? Рождение первого ребенка? Теперь попробуй выучить из этого списка, ка-ков общий знаменатель, где эта точка, в которой ты наполняешься счастьем? Найди причину: что заставляет тебя радоваться? Проверь список внимательно: что из перечисленного вызывает истинную радость, а что — не больше, чем слад-кую иллюзию, горячечное возбуждение? Так ты получишь секретное оружие против плохого на-строения.

И еще. Попытайся расширить список твоих радостей — спроси других: что у них вызывает радость?

Точки повторения:

1. Радость вызывает взрыв чистой энергии.

2. С помощью этой энергии ты способен сло-мать препятствия, которые, как тебе кажется, по-ставила жизнь перед тобой.

3. Естественное состояние человека — ра-дость.

4. Хватит страдать из-за проблем — пора их решить.

5. Зачем ждать, пока умрешь, чтобы понять, насколько хорошо жить?

Из журнала «Мир Торы»


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Раби Йоханан бен Заккай

Рав Цви Вассерман

Раби Йоханан бен Заккай прожил 120 лет. Сорок лет он занимался торговыми делами, сорок лет учился и сорок лет обучал других. Ни разу за всю свою жизнь не вел он пустого разговора, четырех локтей не про­шел без учения... При встрече он первый приветствовал каждого, даже иноплеменника.

Смысл дня 17 Тамуза

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза