Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Для тех, чей разум пытлив, мы уже объяснили многие из высших тайн, в частности, относящиеся к цимцуму (сокращению) Его Желания, и тот факт, что Его Желание и ашгаха едины. В этой главе мы объясним, что же заставляет нас изучать мудрость Каббалы.

Эта мудрость — лекарство для тех, у кого пытливый разум; в особенности для тех, кто занимается философией и не смог достичь конечной цели [познания], чей разум застрял в растерянности, не постигнув глав-ного в сотворении мира — как может Желание Того, кто безграничен и неисчерпаем, как наш Создатель, сотворить мир, столь ограниченный, что в нем есть создания, существующие всего одну ночь, — до такой степени они слабы. И все эти создания находятся под ашгахой Всевышнего, их жизнь и бытие возникают в силу Его бесконечного и неограниченного желания! А ведь это невозможно, чтобы безграничное и неисчерпаемое создало нечто, обладающее пределами и границами. И тем не менее, в нашем мире пределы и границы есть у всего: и у человека, и у животных, и у всего сущего. Именно из-за этого противоречия 88 в мире появилось отрицание ашгахи Всевышнего, Его Желания дать нам заслугу в исполнении заповедей с помощью нашей святой Торы, которая тоже Его Же-лание. Философы запутались во всем этом настолько, что их осознание помутилось, и мудрость их была выхолощена. Однако мы уверены, что мудрость Каббалы успокоит нашу боль 89 и ясно объяснит все. Все противоречия будут разъяснены с помощью понятия «цимцум» (сокращение) 90, о котором говорят мудрецы Каббалы. Именно это создает возможность ашгахи Всевышнего и Его управления даже в нашем, низменном мире, конечном и ограниченном. Суть в том, что Создатель ограничил свое Желание до десяти ступеней так, что Он может показать свою власть Царя Вселенной и свое правление с помощью цепи этих ступеней, которые уже объяснены в книгах Каббалы для тех, кому Всевышний дал мудрость и кто может правильно понять слова этих книг, особенно слова святой книги «Зоар».

Теперь, в следующих главах, объясним саму ашгаху. И хотя мы не будем проникать в глубины этой темы, мы приоткроем врата для тех, кто ищет эту мудрость и чья душа жаждет ее понять. Вот эти врата.

Ты уже знаешь, что бесконечным и неисчерпаемым Желанием Всевышнего невозможно было сотворить ограниченный мир. И это не является не-достатком Создателя, ибо этого просто не может быть, как не может быть, чтобы Он обладал телом или телесной силой. Напротив, это показывает, насколько Он велик и всесилен 91. Поэтому, когда Он захотел сотворить мир, Он ограничил свое неисчерпаемое Желание десятью ступенями — они же десять сфирот, завершает которые самая нижняя — Малхут. И именно этот аспект совершает ашгаху над нижними посредством последовательно связанных миров Брия, Йецира и Асия, как это еще будет объяснено далее. И не спрашивай, почему Всевышний не сократил свое Желание сразу до самого нижнего аспекта — Малхут. Это просто невозможно, ведь если бы это было началом сокращения, то с его (Малхут) помощью невоз-можно было бы управлять миром ашгахой, которая все еще была бы неограниченной и неисчерпаемой 92. Мы это уже объясняли выше, в аллегории, говоря, что невозможно дать добро никому из простой разумной души (нешамы), сосредоточенной в мозге, без того, чтобы сначала это распространилось в руах, сосредоточенный в сердце, и нефеш, распространенную в органах. И не из-за слабости мысли органы не могут действовать напрямую, по указанию мозга, а из-за слабости самих органов, которые не способны вос-принять эти указания без посредников. То же касается и управления миром, оно невозможно без того, чтобы не возникли посредники.

Резюме: суть сокращения в отстранении Всевышним Его всемогущества, а вместо него остается десять аспектов, последний из которых — Малхут — пригоден для управления нижним миром, и это тоже происходит посредством многочисленных причинно-следственных связей.

Здесь необходимо ввести еще одну очень важную идею, а именно то, о чем сказали мудрецы, благословенна их память (Хагига 13:2): «Ша-ддай (это слово — одно из имен Создателя и его не следует произносить всуе) означает: Тот, который сказал миру: “Достаточно!”». Мидраш говорит, что небо расширялось, пока Он не приказал ему остановиться (Танхума, конец главы Микец). Это означает, что Всевышний мог создать намного больше разнообразных созданий, и сами создания могли бы быть куда большими, и если бы только Он хотел творить в соответствии со своей силой, то не было бы у творения никаких границ, как безграничен Он сам. Однако Он создал творения соразмерно с их потенциалом, т.е. в той мере и с теми свойствами, которые Он для них предопределил. Другими словами, Творец как будто сдержал свою неисчерпаемую силу, чтобы действовать не в соответствии с ней, а соразмерно созданным Им творениям. Дело в том, что сотворенное не может быть не ограниченным по сути, даже если оно создано совершенным, оно «сотворенное». Хотя мы и не говорим о собственной сущности Всевышнего, тем не менее, утверждение, что Он — причина самого себя, незыблемо, то есть мы не можем не наделить Создателя фундаментальным свойством — быть причиной самого себя. С этой точки зрения сотворенное по определению не может не быть ограниченным, хотя бы в этом. Для того чтобы человек имел возможность выйти за рамки исходного недостатка Творения, Всевышний сотворил его несовершенным даже относительно того совершенства, которое только могло бы быть у человека. Это дает ему возможность совершенствовать себя и таким образом преодолеть, насколько это возможно, разницу между Тем, кто не нуждается в при-чинах своего бытия и тем, кто существует лишь по воле Создателя. Соответственно этому и был сотворен весь мир.


88 Другими словами, алогизм того, что совершенный Создатель сoтворил несовершенный мир. Неспособность понять это явление привела философов к разным видам отрицания основ веры.

89 Как говорит автор в предисловии к книге «Путь Всевышнего», неспособность понять и представить себе цельную картины бытия ста-новится для пытливого разума тяжким бременем и мучением: «Ведь для пытливого ума восприятие картины, состоящей из множества деталей с непонятными взаимосвязями и неизвестной иерархией в создаваемом их совокупностью здании, есть не что иное, как тяжкий груз, не приносящий радости, и утомительный бесплодный труд… И выходит, что естественное стремление к постижению только смущает разум, не насыщая его, а жажда познания приносит боль и не дает покоя».

90 Вот как говорит об этом автор в книге «Даат Твунот»: «Сказал разум: Создатель, благословен Он, безусловно мог создать человека и все созданное вместе с ним абсолютно совершенным. Более того, это было бы естественно для Него, ведь Он, благословенный, обладает всеми видами совершенства, а значит, и дела Его должны быть абсо-лютно совершенны. Однако решил Он в своей мудрости дать человеку возможность самому восполнить себя и создал его несовершенным. То есть Творец как будто сдержал Свое совершенство и безграничную доброту так, чтобы творить не всей силой, а только в той мере, которую определил Его непостижимый разум».

91 Следует понимать, что некий, ограниченный механизм создания ограниченного мира возникает в силу ограниченности самого объекта создания, а не Создателя. Другими словами, когда всесильный Творец создает ограниченный образ действия ради сотворения ограниченного мира, это свидетельствует именно о Его всемогуществе, а не напротив.

92 В существующей ситуации ашгаха осуществляется десятым качеством — Малхут, но не только, а посредством всех, предшествующих ему качеств. То есть качества собственно провидения, его детали — это именно то, что предшествует качеству Малхут.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


На заре своей истории еврейский народ состоял из 12-ти колен, прародителями которых считаются 12 сыновей Яакова. Каждое колено обладало своей уникальной особенностью. Читать дальше