Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В силах молитвы произвести запечатление реальности ее принятия или отвержения

Святой Зоар живописует нам, каким образом молитва принимается как жертва. Сказано в Псалмах: «Спаси от меча душу мою, от собаки — единственную мою». Молитва подобна жертве, как толковали учителя прошлого: «Молитвы установлены по ежедневным жертвам». Если бы мы удостоились, спустился бы образ льва и принял бы жертву. И это — Михаэль, уровень которого — Хесед, и он принимает молитву Шахарит. А если не удостоились, как сказано о такой жертве? «Собаке киньте его», — жертва считается непригодной, и с небес спускается образ собаки, чтобы принять этот дар и жертву. Об этом и сказал Давид: «Спаси от меча душу мою, от собаки — единственную мою».

В силах молитвы произвести запечатление реальности ее принятия или отвержения, подобно жертвоприношению.

И подобно тому, как в жертвенном служении приносящий жертву достигает совершенства, «поднимаясь и полностью связываясь с духовным миром», так и со служением через молитву. И так это объясняется в Нефеш аХаим: «Суть в том, что служение молитвой — вместо служения жертвой. И подобно тому, как смысл жертвы — поднять душу животного наверх, и поэтому искупление зависело от кропления крови на жертвенник, а кровь — это душа, а также воскурение жира жертв приводило к поднятию души; так суть молитвы — поднять ввысь, передать и прилепить свою душу».

Вот как описывается молитвенное служение благочестивого человека: «…и тогда представит себе, как будто он отстранен от этого мира. И он — один из возвышенных людей, и даже после молитвы ему очень тяжело обратить свои мысли на материальные вещи, и в его глазах это будет, как будто он спускается с высокой горы в глубокую яму — подобно первым хасидам, которые задерживались на час не только до молитвы, но и после нее».

Так велика сила служения в сердце и приобщения мысли к высшим мирам, что даже опустевшее место Храма «заполняет» молитва. Так писал и рабейну Йона на слова Талмуда: «Молящийся должен обратить глаза вниз, а сердце вверх»: «Он должен представить в своем сердце, как будто он стоит в небе, и убрать из своего сердца все удовольствия этого мира и все наслаждения тела. И так сказали мудрецы прошлого: если ты захочешь иметь правильное намерение в молитве, сними свое тело со своей души. А после того как он дойдет до такого состояния мысли, пусть представит себе, как будто он стоит в Храме на земле, и тем самым его молитва будет более желанна перед Всевышним».

Молитва способна прорвать ограничения пространства и времени, — ведь время и пространство — характеристики материи. Святой мир души и мысли находится выше этих категорий.


В еврейские праздники (ивр. хагим, моадим) запрещен траур, предписывается устраивать праздничные трапезы (все праздники, кроме Йом Кипура) и радоваться. И каждый праздник в иудаизме имеет свой особый глубокий смысл, и особые, характерные только ему, заповеди и обычаи Читать дальше

Законы праздников

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Осенние праздники

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Что такое Ханука? Духовные аспекты

Рав Исроэль-Меир Лау

Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость еврейского народа от чуждых влияний.

Месяц Нисан

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Месяц освобождения. Освобождение — это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению.