Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Евреи во всех концах земли возвращаются к Торе, традиции, к исполнению Его воли — делают тшуву — это же просто чудо

Хатам Софер научил нас важному правилу: о духовном аспекте жизни, идишикайте, — иудаизме — человек должен постоянно беспокоиться. А что касается материального, здесь надо верить и надеяться, что нечего беспокоиться — скоро придет Машиах, и все устроится.

Поэтому не стоит слишком много вкладывать в материальное благополучие, лучше удалить из сердца все волнения об этом. Но о духовном, в частности праведности и доброте, хасидуту по отношению к Творцу, даже если Машиах придет только через сто лет, нам надо заботиться прямо сейчас, постоянно и действовать по принципу «если не я для себя, то кто мне». Если ты не позаботишься о том, чтобы быть великим в Торе, знать Талмуд и галаху, никто это не сделает за тебя. Без тебя не будет продолжения народа Израиля, поэтому ты должен в это верить и просить Всесильного: «Ты оставил меня здесь, Ты дал мне эту возможность, а теперь сделай, пожалуйста, чтобы я преуспел — ради Тебя — лишь ради славы Небес»!

Уже сейчас видны результаты. Евреи во всех концах земли возвращаются к Торе, традиции, к исполнению Его воли — делают тшуву — это же просто чудо! Я езжу по миру и даю лекции в разных местах, и вижу, что эти результаты лишь в малой степени зависят от убеждения лекторов.

В конце концов, только одно может однажды пробудить светского еврея. — Когда учащийся ешивы сидит где-то и принимает на себя ярмо Торы и ответственность за спасение всего мира, сознавая, что каждое его действие определяет судьбу многих. И он говорит: «Владыка мира, я благодарю тебя за доди ли веани ли и за то, что не сделал меня неевреем». (А мы каждое утро благословляем Творца за то, что не сделал меня гоем, потому что вчерашний еврей сегодня как гой, и надо каждый день пробуждаться и снова принимать на себя ярмо царства Небес.) И если при этом он действительно имеет в виду то, что говорит, и готов за это отдать свою жизнь, то за его заслугу другие евреи в Гон Конге или Техасе оставляют все и делают тшуву!

В тот момент, когда еврей принимает на себя Тору ради всего мира, ибо «все евреи отвечают друг за друга», мы все становимся единым телом, и по всей диаспоре циркулирует духовная кровь. Благодаря этому возвращаются заблудшие евреи к своему народу и к Б-гу. Это написано в Пятикнижии. Мы видим неестественный успех в тшуве, в изучении Торы, в совершенствовании личных качеств и святости. В чем тайна? «Люби ближнего как себя» — а ближний это Творец. Как создается с Ним связь? Благодаря восприятию каждого еврея как части Всевышнего. Благодаря этому любят всех евреев и принимают на себя за них ответственность.

Известны слова мудрецов (Ялкут Шимони, Ваера): «Гостеприимство больше принятия Божественного Присутствия — [Авраам прервал общение с Б-гом и сказал путникам]: “Если нашел милость в ваших глазах, не проходите мимо вашего раба”.»

Эти слова разъясняет Магараль (Нетивот олам 1, Нетивот гмилут ахасадим 4): «Пресвятой пришел проведать праотца Авраама на третий день после того, как он обрезал себя. А тот увидел вдалеке трех арабов, которые поклоняются пыли на своих ногах, оставил Творца и побежал исполнять заповедь гостеприимства. Разве может такое придти в голову, чтобы оставить Творца мира ради трех “арабов”? Но он увидел в них образ Б-га, открытое Его Присутствие, и пожалел Его, ведь Он присутствует среди них.

Об этом сказал Творец: “Гостеприимство больше принятия Шхины” — раскрытие Божественного начала в человеке для Меня важнее Моего раскрытия. Когда Он открывается человеку, это доди ли веани ло, а, когда сам человек открывает в себе [или своем ближнем] образ Творца, это ани ледоди, ради которого дается доди ли».

Наша обязанность в этом поколении быть как Авраам авину, который узнал свое я, свое величие, и взять на себя ответственность за спасение всего поколения, среди которого наши сыновья и внуки. Пресвятой ждет этого от нас! Если не мы, кто их спасет? А если мы это делаем, Он даст нам успех, об этом свидетельствует наша эпоха. В заслугу этого увидим своими глазами великие чудеса, превосходящие то, что происходит естественным образом, и удостоимся, даст Б-г, подписи и печати на хорошем приговоре на следующий год.


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

История одного кольца

Хаим Вальдер

Супруги должны поддерживать друг друга и делать всё для того, чтобы покой и гармония не уходили из семьи. Следующая история служит подтверждением того, что ради любви еврейский муж готов пойти на лишения, как материальные, так и духовные.

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

Ущерб от недостатка комплиментов

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Тот, кто не получает комплиментов, зачастую неадекватно реагирует на всякие мелочи. Он требует от супруга делать для него или для семьи нереальные вещи.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

На тему недельной главы. Ки теце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Разрушительна сила злословия, которая неизбежно возвращается бумерангом к тому, кто позволил себе унизить человеческое достоинство другого

На тему недельной главы. Толдот

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Береги свою речь. Не злословьте о родственниках!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нельзя распространять негативную, пусть и правдивую, информацию. Не важно, о ком идет речь, — близком родственнике, ученом или малоученом человеке. Злословить и сплетничать запрещено Торой.

Береги свою речь. Намек на злословие

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

К нарушению запрета на злословие могут привести не только сплетни, но и чересчур щедрые комплименты. Если похвала содержит намек на недостатки человека, лучше вообще не хвалить его публично.

На тему недельной главы, Эмор 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Комплимент помогает убедить

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Критик попадает в замкнутый круг: в супруге есть черты, которые он хочет изменить; вследствие этого он делает замечания и не хвалит его