Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Утоляющий свою страсть остаётся голоден, а не утоливший её — сыт»Вавилонский Талмуд, Санедрин 107а
Евреи во всех концах земли возвращаются к Торе, традиции, к исполнению Его воли — делают тшуву — это же просто чудо

Хатам Софер научил нас важному правилу: о духовном аспекте жизни, идишикайте, — иудаизме — человек должен постоянно беспокоиться. А что касается материального, здесь надо верить и надеяться, что нечего беспокоиться — скоро придет Машиах, и все устроится.

Поэтому не стоит слишком много вкладывать в материальное благополучие, лучше удалить из сердца все волнения об этом. Но о духовном, в частности праведности и доброте, хасидуту по отношению к Творцу, даже если Машиах придет только через сто лет, нам надо заботиться прямо сейчас, постоянно и действовать по принципу «если не я для себя, то кто мне». Если ты не позаботишься о том, чтобы быть великим в Торе, знать Талмуд и галаху, никто это не сделает за тебя. Без тебя не будет продолжения народа Израиля, поэтому ты должен в это верить и просить Всесильного: «Ты оставил меня здесь, Ты дал мне эту возможность, а теперь сделай, пожалуйста, чтобы я преуспел — ради Тебя — лишь ради славы Небес»!

Уже сейчас видны результаты. Евреи во всех концах земли возвращаются к Торе, традиции, к исполнению Его воли — делают тшуву — это же просто чудо! Я езжу по миру и даю лекции в разных местах, и вижу, что эти результаты лишь в малой степени зависят от убеждения лекторов.

В конце концов, только одно может однажды пробудить светского еврея. — Когда учащийся ешивы сидит где-то и принимает на себя ярмо Торы и ответственность за спасение всего мира, сознавая, что каждое его действие определяет судьбу многих. И он говорит: «Владыка мира, я благодарю тебя за доди ли веани ли и за то, что не сделал меня неевреем». (А мы каждое утро благословляем Творца за то, что не сделал меня гоем, потому что вчерашний еврей сегодня как гой, и надо каждый день пробуждаться и снова принимать на себя ярмо царства Небес.) И если при этом он действительно имеет в виду то, что говорит, и готов за это отдать свою жизнь, то за его заслугу другие евреи в Гон Конге или Техасе оставляют все и делают тшуву!

В тот момент, когда еврей принимает на себя Тору ради всего мира, ибо «все евреи отвечают друг за друга», мы все становимся единым телом, и по всей диаспоре циркулирует духовная кровь. Благодаря этому возвращаются заблудшие евреи к своему народу и к Б-гу. Это написано в Пятикнижии. Мы видим неестественный успех в тшуве, в изучении Торы, в совершенствовании личных качеств и святости. В чем тайна? «Люби ближнего как себя» — а ближний это Творец. Как создается с Ним связь? Благодаря восприятию каждого еврея как части Всевышнего. Благодаря этому любят всех евреев и принимают на себя за них ответственность.

Известны слова мудрецов (Ялкут Шимони, Ваера): «Гостеприимство больше принятия Божественного Присутствия — [Авраам прервал общение с Б-гом и сказал путникам]: “Если нашел милость в ваших глазах, не проходите мимо вашего раба”.»

Эти слова разъясняет Магараль (Нетивот олам 1, Нетивот гмилут ахасадим 4): «Пресвятой пришел проведать праотца Авраама на третий день после того, как он обрезал себя. А тот увидел вдалеке трех арабов, которые поклоняются пыли на своих ногах, оставил Творца и побежал исполнять заповедь гостеприимства. Разве может такое придти в голову, чтобы оставить Творца мира ради трех “арабов”? Но он увидел в них образ Б-га, открытое Его Присутствие, и пожалел Его, ведь Он присутствует среди них.

Об этом сказал Творец: “Гостеприимство больше принятия Шхины” — раскрытие Божественного начала в человеке для Меня важнее Моего раскрытия. Когда Он открывается человеку, это доди ли веани ло, а, когда сам человек открывает в себе [или своем ближнем] образ Творца, это ани ледоди, ради которого дается доди ли».

Наша обязанность в этом поколении быть как Авраам авину, который узнал свое я, свое величие, и взять на себя ответственность за спасение всего поколения, среди которого наши сыновья и внуки. Пресвятой ждет этого от нас! Если не мы, кто их спасет? А если мы это делаем, Он даст нам успех, об этом свидетельствует наша эпоха. В заслугу этого увидим своими глазами великие чудеса, превосходящие то, что происходит естественным образом, и удостоимся, даст Б-г, подписи и печати на хорошем приговоре на следующий год.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.