Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Обидеть — никогда не сложно. Всегда сложно — не обидеть»Еврейская мудрость
Почему рабби Акива удостоился открыть связь между двумя важными концепциями в иудаизме

Лишь немногие из нас верят в свое скрытое величие. После Катастрофы, если молодой человек знал пятьдесят листов Гемары с комментариями[1], уже считался гаоном. А сегодня есть молодые люди, которые сдают экзамены на знание полутора тысяч листов! Трудно поверить. Как произошла эта революция? Очень просто. Изменилась ситуация, и я раскрылось.

Проблема в том, что мы верим в Б-га, но не верим в свое величие. В то, что можем создать мир (понятно, что с Его помощью, потому что без доди ли, нет и ани).

Задумаемся: почему именно раби Акива удостоился открыть тайну связи «твоего ближнего» с «твоя жизнь сначала»? Были в его время и другие мудрецы не меньше его, которые могли это сказать.

Ответ прост: он был сыном герим, новообращенных неевреев, принявших иудаизм. Первые сорок лет жизни он был полным невеждой. Без денег, без Торы, без родословной. Только одно у него было — он был евреем. Частью Творца. Аристократом, принцем. Когда он понял, что в нем скрыто уникальное я, Б-г его любит, и он может сделать Его царем, его жизнь сразу изменилась[2].

Вот раби Акива в возрасте сорок лет отправился в ешиву для начинающих. Еще вчера был пастухом, и пришел туда в одежде, в какой пас овец, в старой мятой шляпе, с посохом в руке. Стоит и объясняет главе ешивы, что пришел учить Тору, потому что обещал настойчивой жене и должен это сделать. Смотрит на него рош ешива и думает: «Наверное, голова у него высохла как инжир. Даже алфавит не знает. Что из него выйдет»?

Как удалось раби Акиве достичь успеха, подняться?

Мне понятно, что раби Акива пришел в ешиву не для того, чтобы через несколько месяцев пройти несколько глав из Мишны[3]. Он шел с мыслью: «Господь мира, я — Твоя часть! Ты дал мне чистую душу, и я благословлял Тебя сегодня утром за то, что “не сделал меня гоем” — значит, мне положено знать всю Тору! Я иду ва-банк! На меньшее я не согласен»!

Мой рав раби Михель Дов Вайсмандель (который спас многих во время Катастрофы, будучи раввином Словакии), всегда разъяснял выражение мудрецов дерех эрец кадма летора: условие обретения Торы — нравственность. Нравственное отношение к кому? К себе! Ты сосуд, ты инструмент получения Торы. Как ты относишься к себе, как ценишь себя, столько Торы получишь. Если считаешь себя маленьким человеком, получишь мало Торы, а удостоишься узнать себя, понять, что ты часть Б-га (а это зависит только от тебя), и станешь прислушиваться к Нему и сделаешь Его для себя царем, тогда можешь получить всю Тору!

Рав Вайсмандель, да будет благословенна его память, был большой мудрец и по знанию Торы, и по святости, и в других знаниях. Я учился у него после Катастрофы. Однажды он обратился к нам с большим волнением, и мы поняли, что он боролся с собой, говорить или нет:

«Я должен вам сказать то, что вызывает у меня большую боль, как у воспитателя. Мы удостоились спастись от Катастрофы. Великие раввины, праведники и хасиды — ушли, и только мы остались. Тела наши целы, а души сломлены и не имеют покоя, мы обездоленные, которые спаслись от Катастрофы. Но на нас возложено продолжать и жить. Мы как будто сидим на чемоданах и ждем Машиаха. Так мы строим нашу жизнь.

Да, в материальных аспектах мы должны каждый день ждать, что он придет, но в духовном плане должны считать, будто не придет еще сто лет.

Не случайно нас спас Всевышний, а чтобы мы впряглись в эту телегу и тащили ее дальше. Он хочет, чтобы мы заново построили Исраэль. Я вам говорю, мальчики, — начинайте учиться! Вы должны заботиться о Торе ваших внуков и правнуков»!

Должен признаться, услышав это из уст моего учителя и раввина, я задумался, как он мог такое сказать? Все мое спасение от Катастрофы было благодаря поддержке отца, благословенна память его, который все время мне повторял: «Держись, держись, Машиах идет»! Но сегодня, когда я удостоился стать прадедушкой, должен согласиться с моим учителем — Машиах до сих пор не пришел.


[1] Талмуда.

[2] Изменилась благодаря любви Рахели к нему, такому как есть. Она вышла за него замуж при условии, что он откроет свое я — Г.С.

[3] Законодательные учения мудрецов.


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.