Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вести за собой способен лишь тот, кто умеет себя вести, не даёт волю эмоциям, не идёт у них на поводу»Рав Ноах Орловек
Почему рабби Акива удостоился открыть связь между двумя важными концепциями в иудаизме

Лишь немногие из нас верят в свое скрытое величие. После Катастрофы, если молодой человек знал пятьдесят листов Гемары с комментариями[1], уже считался гаоном. А сегодня есть молодые люди, которые сдают экзамены на знание полутора тысяч листов! Трудно поверить. Как произошла эта революция? Очень просто. Изменилась ситуация, и я раскрылось.

Проблема в том, что мы верим в Б-га, но не верим в свое величие. В то, что можем создать мир (понятно, что с Его помощью, потому что без доди ли, нет и ани).

Задумаемся: почему именно раби Акива удостоился открыть тайну связи «твоего ближнего» с «твоя жизнь сначала»? Были в его время и другие мудрецы не меньше его, которые могли это сказать.

Ответ прост: он был сыном герим, новообращенных неевреев, принявших иудаизм. Первые сорок лет жизни он был полным невеждой. Без денег, без Торы, без родословной. Только одно у него было — он был евреем. Частью Творца. Аристократом, принцем. Когда он понял, что в нем скрыто уникальное я, Б-г его любит, и он может сделать Его царем, его жизнь сразу изменилась[2].

Вот раби Акива в возрасте сорок лет отправился в ешиву для начинающих. Еще вчера был пастухом, и пришел туда в одежде, в какой пас овец, в старой мятой шляпе, с посохом в руке. Стоит и объясняет главе ешивы, что пришел учить Тору, потому что обещал настойчивой жене и должен это сделать. Смотрит на него рош ешива и думает: «Наверное, голова у него высохла как инжир. Даже алфавит не знает. Что из него выйдет»?

Как удалось раби Акиве достичь успеха, подняться?

Мне понятно, что раби Акива пришел в ешиву не для того, чтобы через несколько месяцев пройти несколько глав из Мишны[3]. Он шел с мыслью: «Господь мира, я — Твоя часть! Ты дал мне чистую душу, и я благословлял Тебя сегодня утром за то, что “не сделал меня гоем” — значит, мне положено знать всю Тору! Я иду ва-банк! На меньшее я не согласен»!

Мой рав раби Михель Дов Вайсмандель (который спас многих во время Катастрофы, будучи раввином Словакии), всегда разъяснял выражение мудрецов дерех эрец кадма летора: условие обретения Торы — нравственность. Нравственное отношение к кому? К себе! Ты сосуд, ты инструмент получения Торы. Как ты относишься к себе, как ценишь себя, столько Торы получишь. Если считаешь себя маленьким человеком, получишь мало Торы, а удостоишься узнать себя, понять, что ты часть Б-га (а это зависит только от тебя), и станешь прислушиваться к Нему и сделаешь Его для себя царем, тогда можешь получить всю Тору!

Рав Вайсмандель, да будет благословенна его память, был большой мудрец и по знанию Торы, и по святости, и в других знаниях. Я учился у него после Катастрофы. Однажды он обратился к нам с большим волнением, и мы поняли, что он боролся с собой, говорить или нет:

«Я должен вам сказать то, что вызывает у меня большую боль, как у воспитателя. Мы удостоились спастись от Катастрофы. Великие раввины, праведники и хасиды — ушли, и только мы остались. Тела наши целы, а души сломлены и не имеют покоя, мы обездоленные, которые спаслись от Катастрофы. Но на нас возложено продолжать и жить. Мы как будто сидим на чемоданах и ждем Машиаха. Так мы строим нашу жизнь.

Да, в материальных аспектах мы должны каждый день ждать, что он придет, но в духовном плане должны считать, будто не придет еще сто лет.

Не случайно нас спас Всевышний, а чтобы мы впряглись в эту телегу и тащили ее дальше. Он хочет, чтобы мы заново построили Исраэль. Я вам говорю, мальчики, — начинайте учиться! Вы должны заботиться о Торе ваших внуков и правнуков»!

Должен признаться, услышав это из уст моего учителя и раввина, я задумался, как он мог такое сказать? Все мое спасение от Катастрофы было благодаря поддержке отца, благословенна память его, который все время мне повторял: «Держись, держись, Машиах идет»! Но сегодня, когда я удостоился стать прадедушкой, должен согласиться с моим учителем — Машиах до сих пор не пришел.


[1] Талмуда.

[2] Изменилась благодаря любви Рахели к нему, такому как есть. Она вышла за него замуж при условии, что он откроет свое я — Г.С.

[3] Законодательные учения мудрецов.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»