Из цикла «Исследователь и каббалист», темы: Сфирот, Каббала, РАМХАЛЬ, Духовный мир, Рав Лейб Александр Саврасов
А сейчас, с Б-жьей помощью, объясним десять сфирот. Это десять обобщений, в которых мудрецы Каббалы соединили все детали ашгахи так, что каждое обобщение включает бесконечное число деталей. Все детали добра, во всех мирах, включены в одну совокупность из этих десяти, называемую качество Хесед 71. А все аспекты власти, правления и суда включены в другое обобщение, и оно называется качество Гвура 72. Существует еще одно качество, среднее между этими двумя, — Рахамим 73. И для каждого из них есть три основы ашгахи, с помощью которых управляется мир. Прародитель, являющийся чем-то наподобие источника и древнего корня для каждого из качеств, порождение, которое само подобно прародителю, источнику и корню для своих порождений. (Мы называем их понятными нам именами только для того, чтобы иметь возможность говорить об их провидении и управлении нижними.) А еще у двух вышеперечисленных есть скрытый источник, корень всего. Из трех этих основ, в силу их единства, возникает нечто подобное дереву с ветвями. И как мы уже объясняли выше, в простой аллегории, все связано абсолютным единством во всех отношениях, ведь суд — это тоже доброта, тем более это относится к среднему качеству — милосердию. Поэтому для всех трех упомянутых аспектов определили единый источник, назвав его Кетер 74. Его назвали так в силу того, что все увенчаны им и им управляются. Кроме того, этот источник называют еще и «Эйн» 75, дабы показать, насколько он сокрыт, подобно корню дерева, и источник этот непостижим. Однако о собственной сущности Создателя мы не говорим вовсе, ибо ее мы не можем даже назвать никаким именем. Только иногда, в силу большой необходимости для понимания некоторых вещей, мы называем Его Эйн Соф, показывая этим только то, что Его сущность и Его недоступность бесконечны.
А вот схема того, что получили мудрецы Каббалы, — все детали ашгахи, стоящие на трех ступенях: прародитель и древний корень его, и порождение, идущее за ним, все это в трех видах и с единым источником. Корень всего — это:
Кетер
Бина Хохма
Гвура Тиферет Хесед
Ход Йесод Нецах
Малхут
Так вот, вся ашгаха добра состоит из трех видов 76, а Хохма 77 — их источник. Ашгаха суда состоит из трех аспектов с левой стороны, их источник — Бина 78. А три аспекта в середине составляют среднее качество — Рахамим. Йесод и Тиферет фактически едины, как еще будет объяснено, а их источник — это сокрытый Даат 79. Источник же всех источников, корень всех корней, единый сокрытый аспект — Кетер. Кетер — корень всего, и все возникает из него, подобно дереву, растущему из невидимого корня.
74 Корона.
75 «Нет» или «ничто».
76 Вся правая сторона — Хохма, Хесед и Нецах.
77 Обычно слово Хохма переводят как «мудрость», хотя и это весьма неточно. Раши, в комментарии на книгу Шмот (31:3), объясняет это понятие так: «то, что человек учит от других»; а вот что говорит об этом Рамхаль в книге «Даат Твунот»: «мудрость мы определим как “наполненность сознания верными образами”» (пункт 38), однако не следует забывать, что сказано там же (пункт 34): «аспекты неисчерпаемого совершенства Творца не могут быть прояснены для нас вообще, так как нет средств, чтобы их постичь. Например, известно, что Он мудр, — но не постичь нам всей глубины Его мудрости».
78 Дословно — «понимание», а Раши (Шмот 31:3) объясняет это как то, что человек понимает сам из уже выученного [от других].
79 Дословно — осознание, а Раши (Шмот 31:3) объясняет это как «дух святости», нисходящий на человека, то есть осознание из Б-жественного источника, что выше человеческого разума.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению