Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если некто совершает преступление и стыдится этого, — ему прощаются его грехи»В. Талмуд, Брахот 12б
Суть действий при жертвоприношении похожа на то, что Авраам делал на горе Мория. Мысли и поступки учитываются Творцом.

«Вначале было задумано сотворить мир качеством Суда, увидел, что мир не может выстоять, предварил ему качество Милосердия и присоединил его к качеству Суда».

«Увидел, что мир не может выстоять». Поскольку качество Суда в чистом виде требует полного аннулирования всей реальности, которая существует отдельно, как самостоятельно существующий объект. Творение должно аннулироваться и вернуться к своему корню. Человек должен, не оставив себе ничего, возложить на жертвенник все свое имущество, своих детей и свое тело абсолютно, ибо «служение есть огонь». В качестве Суда существование есть самоотречение.

«Увидел, что мир не может выстоять» — не могут все творения стать «пеплом на жертвеннике».

Качество Суда в чистом виде осталось только в мире Мысли.

Когда наш учитель Моше увидел «награду» раби Акивы — его плоть сдирали с тела железными крюками — и спросил: «Это Тора и это награда за нее?!», он получил ответ: «Молчи! Так было задумано в мысли предо Мной» (Менахот 29). Божественное провидение по отношению к раби Акиве, вследствие его великого духовного уровня, происходило из мира Мысли, — качество Суда в чистом виде. Суд, требующий полного аннулирования тела. Когда душа раби Акивы вышла на слове «Один» и вернулась к своему источнику, его тело было присуждено к уничтожению (Аризаль).

Но и в мире, сотворенном с участием качества Милосердия, — нашем мире — мы находим выражение данного качества Управления. Как пишет Рамбан: корень запрещающих заповедей — Трепет. В этом и есть суть трепета: приказ о неделании, требование самоотречения и самоаннулирования.

Такова и суть служения посредством жертвоприношений

Жертвоприношение Ицхака является корнем всего жертвенного служения в Израиле, как сказано в мидраше: «В час, когда праотец Авраам связал своего сына Ицхака, Всевышний установил закон двух овнов: одного приносить в утреннюю постоянную жертву, а второго — в послеполуденную. И в час, когда евреи будут приносить постоянную жертву на жертвенник и читать этот стих Писания: “…на северной стороне, перед Г-сподом”, Всевышний будет вспоминать жертвоприношение Ицхака» (Ваикра раба 2).

Суть действий при жертвоприношении подобна сути «действий» во время «связывания» Ицхака. Если проанализировать процесс принесения животного в жертву: убой, принятие крови и возливание ее на жертвенник, сожжение частей животного и т.д., мы найдем, что вся суть этих действий в аннулировании мира жизненности, отмене мира действия, уничтожении материального мира в качестве отдельно существующего и поднятие его на уровень высокой духовной реальности, огнепалимой жертвы, приятного благоухания для Всевышнего. Это действия, суть которых — в аннулировании мира действия.

Положительное действие, акт, который остается в реальности после сжигания жертвы — это мысль, молитва жертвователя, его воля к самопожертвованию, стремление приобщиться к Творцу. Суть этих актов — действия без фактического деяния, служение без необходимости прибегнуть к орудиям материального мира. Такое служение вознесено и поднято в самую высь.

Сила запечатления такого действия

Действие и сила его фиксации в мире остается вечным.

Поразмыслим над служением Авраама, когда он зарезал барана вместо Ицхака: «…и молился с совершенным внутренним настроем и полным приобщением к Творцу, и говорил: пусть будет воля Твоя, чтобы была мне награда за зарезание этого барана, как будто я зарезал своего сына пред Тобой по Твоему приказу. Открыто и известно пред Тобой мое сердце: я зарезал бы его, если бы Ты меня не остановил. И в час, когда он принимал кровь барана в специальный сосуд, эта кровь казалась ему кровью его сына, и горело его сердце… и он говорил: Пусть будет на то Твоя воля, чтобы собирание крови этого барана считалось, как будто собиранием крови моего сына… И также, когда сжигал барана на жертвеннике и видел его органы сожженными, он видел, как будто его сын сожжен… и горело его сердце чрезвычайно, и он плакал от жалости… и молился с совершенным внутренним настроем и полным приобщением к Творцу и говорил: Пусть будет на то воля Твоя, чтобы засчитался этот баран, которого я сжег, как будто я сжег своего единственного сына» (Шаарей аАвода 15).

Впечатление такого служения, само по себе внутреннее намерение и старание установить акты служения, произведенные с бараном, как будто бы они произошли с Ицхаком — воздействовали и навечно наложили свой отпечаток на историю человечества, как объясняется нам в Торе: «И вспомню Я Мой завет с Яаковом, и также Мой завет с Ицхаком, и также Мой завет с Авраамом вспомню». (Ваикра 26). Почему не сказано «вспомню» по отношению к Ицхаку? Поскольку его пепел виден предо Мной, как будто собран и до сих пор возлежит на жертвеннике (Раши).

Ицхак считается сожженным, его пепел лежит перед Творцом. Заслуга этого служения существует вовеки.

Это и есть суть действия жертвоприношения: установление духовного оттиска, «записи» в духовных мирах, через устранение материальной реальности. А природа духовного такова, что оно находится вне времени и к нему не относится понятие забвения, так что нет необходимости в качестве памяти.

Такова же и суть всякого жертвоприношения для совершенного служителя: «Когда придет в его сердце чистая мысль… полностью прилепится его душа к высшему миру… и все, что сделает со своей жертвой, рассматривают, как будто сделал сам с собой, и засчитывают ему, как будто принес Творцу свою душу» (Шаарей аАвода 40). Совершенство уровня праведников, совершенных служителей Всевышнего, относится к той же категории совершенства, которой достиг Ицхак. Ведь они сами как бы становятся цельной жертвой, как ясно сказано в Мидраше: «На небесах есть построенный жертвенник, и Михаэль, ангел Израиля, его первосвященник. Он стоит там и приносит на нем жертвы каждый день. Какие жертвы он приносит? Неужели он приносит овнов?! Души праведников приносит» (Мидраш Асерет аДиброт).

Итак, мы прояснили три важнейших принципа в сути жертвенного служения: принцип «служение есть огонь», принцип «Суть действия в мире Трепета» и принцип «Сила фиксации в акте жертвоприношения».

Исходя из этого, мы постараемся сопоставить молитвенное служение жертвенному.


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе