Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Все детали Провидения Всевышнего − это силы разума, происходящие из единого источника всех источников

А теперь, на том же примере, на котором мы объяснили единство и общий источник ашгахи добра, пойми это для ашгахи суда. Тот же благочестивый и милосердный человек, когда видит чей-то неблаговидный поступок, порицает этого человека и наказывает его. Однако он не позволяет гневу и раздражению овладеть им, чтобы источником наказания не стала его жестокость. Ведь мы уверены, что этот человек очень добр, и даже порицания и наказания его исходят из источника добра и милосердия только для того, чтобы устрашились его гнева и из-за этого не вступали бы на дурной путь. Об этом говорит известная притча о справедливом судье в книге «Путеводитель заблудших». Ашгаха суда тоже делится на несколько аспектов, каждый из которых является корнем для другого, точно так же, как мы объясняли относительно качества доброты. Ведь и это тоже качество доброты, просто когда некто из народа совершает неблаговидный поступок, сердце правителя не жалеет его. И это качество коренное, когда он порицает своих детей, видя, что они идут неверным путем, ведь тогда оно ближе к источнику, так как по отношению к ним его сердце особенно милосердно. Таким образом, выходит, что корень суда и добра в ашгахе и управлении — едины и происходят от одного человека, из одного разума, в абсолютной простоте. Тем не менее, они делятся на множество деталей там, где возникают понятия «прародитель» и «порождение». Эта аллегория понятна, она говорит, что качества суда и доброты происходят из одного источника — источника добра и милосердия, а в аспектах они разделяются на множество деталей. Ведь бывает, что некто наказан легко, а иногда — строго, иногда еще строже, а иногда еще строже предыдущего. И бывает, что нам кажется, будто одно наказание приходит от великого гнева, а другое еще хуже — от пылающей ярости. Но на самом деле, все они восходят к одному корню — корню доброты, и в этом корне нет никакой противоположности качеств. Примером тому могут служить пять способов формирования звуков в пяти местах 65, тогда как в каждом из них присутствуют четыре основы 66. Таким же образом не может быть суда без милосердия и добра, так же, как не может быть добра и милосердия без суда. Все происходит согласно тому, что необходимо для управления, и здесь нет никакой борьбы между разными качествами, ибо все восходит к простому во всех отношениях, доброму разуму, как в нашей аллегории про судью.

А теперь объясним, что все детали ашгахи Всевышнего − это силы разума, происходящие из единого источника всех источников, подобно ветвям дерева и плодам, которые питаются посредством его корня. Таким же образом и детали ашгахи возникают из источника всех источников — Эйн Соф, благословен Он. Это и есть древо Каббалы. И все эти силы играют свои роли, ни одна сила не ограничивает другую, и ни один разум не стесняет другой, как в аллегории про благочестивого человека. Выходит, что каждая деталь постоянно отслеживается предшествующим ему частным аспектом, как объяснялось в аллегории, хотя в самом примере это не так — там каждая деталь возникает только в случае необходимости 67. И как нам известно от исследователей и мудрецов истинной Каббалы, мы не можем ничего постичь и познать в собственной сущности Всевышнего. Как сказал философ: «Вершина твоего познания — незнание». Поэтому во всей нашей святой Торе все имена и определения относятся только к Его провидению, а не к Самому Создателю. Все детали ашгахи относятся к определенным именам, в зависимости от аспекта ашгахи и действий, которые из него возникают. Так имя «Адон» (Г-сподь) указывает на Его господство, а имя «Элоким» указывает на то, что Он судья, который судит весь мир, однако и то, и другое относится к Его провидению, а не к собственной сущности. Ведь мы не можем уподобить Его никакому образу, следовательно, не можем называть и по имени 68. И в молитвах мы имеем в виду детали ашгахи, которые необходимы нам в то время и для того или иного действия, и благословляем их так, чтобы последняя из этих деталей получила то, что нужно от предшествующей, а та — от предшествующей ей, и так вплоть до источника всех источников и корня всех корней, Того, кто не имеет имени, — Эйн Соф 69, благословен Он. Это значит, что Он, бесконечный, неисчерпаемый и не познаваемый никем, кроме Него самого, исполнит нашу просьбу и позаботится о нас качествами добра и милосердия. (Благословения, которые мы произносим, содержат в себе явное и скрытое 70. Мы начинаем со слов: «Благословен Ты…», то есть обращаемся к открытым всем провидению и управлению Всевышнего, а завершаем сокрытым, то есть тем, что сама ашгаха будет благословленна из источника всех источников, сокрытого, безымянного и непостижимого — прим. автора.)


65 Пять органов речи отвечают за формирование звуков — губы, зубы, язык, нёбо и гортань.

66 Любое создание включает в себя четыре первоосновы всего с — щего — огонь, воздух, воду и прах.

67 В самом примере, то есть в объяснении, как благочестивый человек проявляет заботу о людях, находящихся с ним в разной степени близости, различные виды этой заботы не существуют постоянно, возникая только по необходимости. А качества провидения Всевышнего существуют постоянно, даже когда мы не видим их проявлений.

68 Настоящее имя вещи всегда соответствует образу ее сути. И тот, чья суть не может быть описана образом, не может иметь и имени.

69 Эйн Соф, то есть «бесконечный», − это не имя, а описание «от противного», через отрицание. Понятно, что такое описание не создает никакого образа и не затрагивает собственной сути описываемого.

70 То есть обращение к Всевышнему во втором и в третьем лице, что соответствует большей или меньшей степени открытия.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Нравится!
Поделиться ссылкой:

Тема дня

Тазриа

Читать дальше