Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Воля Всевышнего проявляется в каждодневной жизни человека

А сейчас я объясню тебе суть разделения ашгахи на несколько аспектов. Она состоит из «источника», «корня», «древа», «ветвей» и «плодов», которые приходят в конце. Возьмем, к примеру, достопочтенного человека, настоящего праведника, который всем делает добро и первым приветствует на улице любого, даже чужака. Его конкретная «ашгаха», то есть воздействие на каждого, имеет целью принести другому благо, но в большей степени это воздействие, как постоянное, так и преходящее 60, распространяется на близких людей. Еще сильнее он воздействует на семью, и особенно это касается его детей. На них он изливает добро и милосердие как постоянное, так и преходящее, его любовь к ним проявляется из источника с такой силой, что их души связаны вместе, и он просто жаждет принести им добро. А еще в большей степени это относится к самому человеку, ибо «своя рубашка ближе к телу» 61. Таким образом, мы видим, что влияние даже одного простого человека с простым разумом делится на несколько уровней. Каждый из этих уровней подобен отдельному порождению предшествующего ему корня влияния 62, а предшествующий уровень подобен прародителю, корню и источнику для следующего за ним. Сила прародителя более обобщенная и корневая, чем сила порождения, таковы же и соответствующие им проявления воздействия. Соответственно, на самого себя человек «воздействует» только добром и милосердием, так что у него просто сердце щемит от почти безграничной милости к себе.

[И знай, что мельчайшие детали ашгахи Всевышнего соответствуют уровню исполнения заповедей людьми. Поэтому, когда сыны Израиля были на своей земле и исполняли все 613 заповедей, включая жертвоприношения, совершаемые священниками, воздействие Всевышнего на них, как известно, проявлялось как великое добро. Когда же Израиль согрешил и был изгнан, проявление добра уменьшилось, и даже наоборот, — когда сыны Израиля среди народов, над ними властвует Качество Суда в той мере, в которой уменьшились их заповеди. На это намекали мудрецы: «Пришел Хавакук и установил все на одной [заповеди] 63». Это значит, что из поколения в поколение проявление добра лишалось своих деталей. Все эти детали объединялись в более общие, так что в конце концов множество деталей свелось к одному обобщению. По-добное явление мы встречаем в объяснениях мудрецов Каббалы, когда они включают множество деталей в одну совокупность. Это могут быть десять сфирот — деталей ашгахи, которые на самом деле являются обобщениями, а иногда то же самое они обобщают в семь сфирот, иногда даже в три или две, а бывает, что и в одну — Малхут.]

А смысл вот в чем: зададим вопрос, как именно тот, кто заботится о себе, сможет проявлять все другие упомянутые виды заботы, как в общем, так и в частностях? — Следует сказать, что забота человека о детях является порождением и следствием его заботы о себе. Кроме того, забота о детях относительно заботы о себе окажется ограниченной, ведь ради своей души он отдаст все! Таким образом, выходит, что забота о детях является порождением и частным случаем заботы о самом себе. А забота о детях является прародителем и более общим случаем относительно заботы о других родственниках. Подобно этому рассматриваются и все остальные детали. То есть, каждая деталь представляет собой частный случай и ограничена по сравнению с предыдущей, которая, в свою очередь, является для нее корнем и обобщением. Обобщение всегда шире частности, и каждая деталь, предшествующая другой, является более обобщенной, так как включает в себя все детали, возникающие после нее. И именно из нее они и возникают. И если бы можно было вообразить, что не существует общего источника, то есть, что он не заботится о самом себе, в таком случае должны были бы исчезнуть и детали, ведь если человек не жалеет себя, тем более он не станет жалеть других. То же относится и ко второму обобщению, то есть к заботе о детях. Если бы не было этой детали, тем более не было бы и следующих. А вот наоборот — возможно. Иногда мы видим людей, которые заботятся только о себе и не заботятся о своих детях. Или заботятся о своих детях, но не о других родственниках. Конечно, это жестокие люди, доброта которых подобна «полевой колючке». Но если человек благочестив и милосерден, стремится нести добро и сердце его переживает о каждом человеке, даже если это просто чужак на улице, — то его доброта бесконечна, хотя и делится на ряд деталей, каждая из которых, с ее корнями и источниками, глубже, чем предыдущая, до самого первоисточника всего — заботы о себе 64. И хотя все это исходит от одного человека, из одного разума, тем не менее, это делится на ряд деталей. Тем более мы можем разделить ашгаху Всевышнего на целый ряд элементов. И действительно, Его ашгаха и милосердие направлены на Его творения, как сказано: «Добр Всевышний ко всем, и милосердие Его — на всех творениях». Ведь без Его милосердия и ашгахи все бы просто исчезло. И также очевидно, что Его ашгаха делится по принципу «общее и частное, корень и источник». Мы можем наблюдать собственными глазами, насколько ашгаха над неживой природой не похожа на ашгаху над растениями, животными и «говорящим» (человеком). А детали неживой природы, растений, животных и «говорящих» тоже делятся на бесконечное число элементов, и все они являются обобщениями и корнями друг друга. А одна из величайших форм ашгахи, как мы уже говорили, относится к Израилю благодаря 613-ти заповедям. Еще сильнее ашгаха в мире «сфер», в мире Йецира и мире Брия. Тем более, велика ашгаха в источнике всех источников, которая относится к Нему самому и отслеживает ближайшее к Нему явление, а то — ближайшее к нему, и так до бесконечности. Как мы объяснили в нашем примере, любая ашгаха исходит из источника и как будто возникает из предшествующего ему «отца», ибо предшествующая ашгаха порождает и взращивает его. И если бы не корень, любые детали, следующие за ним, исчезли бы. А поскольку мы своими глазами видим, что детали продолжают существовать, следовательно, и корень существует всегда и во веки веков, и он бесконечен и неисчерпаем. Теперь пойми, чем отличаются те, кто осуществляет ашгаху, от тех, на кого она направлена, и которые, в свою очередь, осуществляют ашгаху над следующими за ними. Все аспекты того, кто осуществляет ашгаху, находятся в абсолютном единстве, ибо Всевышний соединяет их все, как это было в примере с одним человеком и одним разумом, который заботился о множестве разных людей. А тех, на кого ашгаха направлена, — множество, возвышающихся и снижающихся, действующих и подвергающихся воздействию. Мы говорили об этом выше и показали на примере четырех уровней созданий — неживая природа, растения, животные и «говорящие», что все они существуют под ашгахой Всевышнего, каждый отдельно, но общая ашгаха соединяет их в единую совокупность, которая и есть истинное единство, простой разум и Желание Эйн Соф, благословен Он и благословенно имя Его.


60 Происходящее время от времени.

61 Здесь автор цитирует стих из книги Иова (2:4): «…кожу за кожу и все, что есть у человека, он отдаст за душу свою», и объясняют комментаторы, что более внутренние органы человек готов защищать внешними, как, например, человек прикрывает голову или глаза руками. Тем более, за свою душу человек готов отдать все, что у него есть.

62 Поясним сказанное. Предположим, наш праведник встретит на улице кого-то из близких, тогда его естественной реакцией будет бурное проявление радости, он может задать много вопросов, предложить свою помощь и т.д. Если же он встретит малознакомого человека, то бурные проявления явно неуместны, здесь достаточно теплой улыбки, нескольких добрых слов или благословения. Но на самом деле сдержанное приветствие обычного знакомого — это ограниченная форма проявления того же стремления, которое побуждает при встрече родственника или близкого друга обнять его. Именно это автор и называет «корнем», или «источником», и «порождением». Яркое проявление симпатии — это корень, а сдержанное — его порождение.

63 Мудрецы ссылаются на слова пророка Хавакука о том, что у Израиля осталась единственная заповедь, которая может служить основой его существования: «Праведник верой своей будет жить».

64 Праведность человека начинается с заботы о себе, то есть о собственной душе, ведь, исполняя заповеди, человек совершенствует прежде всего самого себя, а затем уже — окружающий мир. А человек неправедный жесток даже по отношению к себе, ведь он обрекает свои душу и тело на страдания в обмен на мимолетные «радости» этого мира.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше