Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хотя эгоизм — пассивное, а не активное зло, он может привести к ужасным последствиям. Поэтому Талмуд называет эгоизм одним из самых тяжелых грехов»Рав Шимшон Рефаэль Гирш, “Мысли и афоризмы”

Знай, что воздаяние, о котором мудрецы говорят, что это «облачение» для души — «одеяния мудрецов», или «одежды смрадные», — это награда или наказание в целом. А также учти, что при всем множестве вариантов ашгахи — на самом деле никакого множества нет. Ведь когда мы хотим перечислить 613 заповедей, мы должны по отдельности называть одну за другой, пока не переберем все. Но это разделение существует только на словах. И хотя в наших мыслях они тоже отдель-ны, ибо когда мы думаем об одной из них, наш разум оставляет предыдущую — причиной тому только наше воображение. Образ каждой детали возникает в разуме именно силой воображения, которое должно при этом оставить прошлую деталь. А в Нем, благословенном, простой разум, без воображения, поэтому в Нем все детали слиты в абсолютном единстве. И, кроме того, как сказано: «ваши мысли не похожи на Мои», и поэтому, хотя у нас это разделено на множество деталей, у Него, благословенного, это единое знание, в единой ашгахе. И только в нашем восприятии это делится на 613, ибо сила одной детали не может сравниться с силой их совокупности, в которой все они слиты безраздельно. Поскольку любое из добрых дел пробуждает ашгаху добра и блага, чтобы дать человеку это добро. И после смерти такой человек оказывается увенчан добром и облачен в него с ног до головы. А благо это заключается в дополнительном осмыслении и постижении Всевышнего, в Его великой доброте. Или, напротив, (упаси Б-г!), человек получает облачения из множества тяжелых обвинений и несет свое наказание, лишаясь способности к постижению Всевышнего, отдаляясь от Него чрезвычайно. И теперь пойми великое достоинство святой Торы, с помощью которой Всевышний учит нас в соответствии с нашими возможностями. И пойми великое достоинство сыновей Израиля — части «Б-га сверху», которые достойны всех ступеней ашга-хи, и потому им даны 613 заповедей, тогда как другим народам заповеданы только семь, что соответствует уровню ашгахи над ними. Без этой ашгахи народы исчезли бы в одно мгновение, поэтому Всевышний отдал их под власть всего воинства небесного, разделив его между всеми народами. А об Израиле сказано: «Доля Всевышнего — народ Яакова, вотчина Его наследия» (Дварим 32:9). И все 613 заповедей, которые даны Из-раилю, — не что иное, как доля из Желания Всевышнего, и мы уже объясняли это в предыдущей главе, об этом и сказано: «Доля Всевышнего — народ Яакова». Но все это считается «обобщением» по сравнению с уделом других народов, ибо по сути своей он — только часть относительно совокупности заповедей Израиля. И таким образом любой народ или царство могут быть уничтожены (что в свое время чуть не случилось с Ниневией) за то, что они не придерживаются святости их доли из семи заповедей. Отделившись от бесконечности предназначенных им милостей, они исчезают бесследно. Теперь, согласно ранее сказанному об облачении, понятно, что имели в виду мудрецы, говоря: «Награда за исполнение заповеди — заповедь». То есть каждое наше действие создает нам обвинителя или защитника. Ибо в тот час, когда человек исполняет некую заповедь, он получает свою конкретную ашгаху от качества Добра, которое призвано дать ему благо таким образом, чтобы и это действие, и награда за него остались с ним. Влияние этой конкретной аш-гахи снисходит на человека подобно тому, как солнце сияет с небес на землю. И сила ее, соединяясь с человеком подобно одежде, называется ангелом, этот ангел создает человеку защитника. Аналогичным образом происходит и обратное, когда качество Правосудия нисходит на человека, дабы отследить его действия. Именно это мудрецы имели в виду, говоря: «Награда за исполнение заповеди — заповедь, а воздаяние за преступление — преступление». Теперь понятно и другое их высказывание: «Когда сыны Израиля исполняют Желание Всевышнего, они добавляют силы Высшему могуществу», — другими словами, Израиль добавляет силу качеству Хесед (Добро), чтобы нести ему добро.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Как объясняет рав дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением. Читать дальше

Браха 1

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Какое благословение говорят на шоколад?

Браха Губерман

По-настоящему мудрый человек не будет настаивать на своем мнении, если на чаше весов лежит репутация других людей. История о том, как внук одного из величайших раввинов нашего поколения решил полакомиться шоколадом...

Тайна восемнадцати благословений. Благословение первое

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Тайна восемнадцати благословений. Благословение второе

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Не проще ли было сделать так, чтобы цветы росли без дождя, а человек рождался с запасом энергии на 120 лет? Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"