Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тело и душа не являются единым целым в духовном смысле

Встреча с реальным «я»

Взгляните на свою руку. Что вы видите? Часть тела из костей и сухожилий, покрытых мышцами и кожей. Рука пронизана нервами, кровеносными сосудами, лимфатическими протоками, по ним идет движение, которое связывает руку с телом, часть с целым.

Вы можете сжать пальцы и разжать их. Рука послушна каждой команде вашего мозга. Она — часть вашего «я». Но что есть «вы»? Что есть реальное «вы»? Что происходит, когда вы приказываете вашей руке сжать или разжать кулак? Как ваш мозг заставляет ее подчиняться?

Теперь укажите на себя пальцем. Естественным жестом взрослого человека будет указать пальцем на грудь. Вы думаете о себе как о теле. Но разве ваше тело — это «вы»?

Еще не так давно человек относился к своему телу как к неотъемлемой части самого себя. Вы были вашим телом, и ваше тело было вами. Но научный прогресс изменил наши представления о человеке. Пересадка сердца стала почти обычным делом. Такие события уже не попадают даже на страницы газет. Человек может жить с сердцем другого человека, бьющимся у него в груди. Если мы попросим такого человека указать на себя, куда он покажет — тоже на свое сердце? Это пересаженное сердце тоже есть часть его самого? Разве сердце, что бьется в вашей груди, — это реальное вы? Или вы — это нечто другое?

Специалисты говорят, что уже через десять-двадцать лет можно будет пересаживать и мозг. А это заставит нас полностью пересмотреть концепцию человеческой личности.

Представим себе, что означает операция по пересадке мозга. Один человек страдает от неизлечимой болезни тела, но мозг его здоров. У второго человека необратимо поврежден мозг, но тело в полном порядке. И вот мозг из больного тела помещают в здоровое.

Что есть новый человек? У него остался старый мозг со всеми накопленными в нем воспоминаниями, личными особенностями и привычками. Но тело — новое. Прежнее тело было «изношенным», новое — молодо и полно энергии.

Попросим и этого человека указать на себя. Он тоже укажет на свое тело? Реальный «вы» — это ваше тело или ваш мозг?

(Аналогичный вопрос поднят в Талмуде. Если в открытом поле найден труп и убийца неизвестен, то ближайший к найденному трупу город, как бы ответственный за убийство, должен совершить особое жертвоприношение, называемое эгла аруфа. Но что делать, если голова убитого находится в одном месте, а тело в другом? И если тело одинаково удалено от обоих городов, то от какой его части следует измерять расстояние? В обоих случаях раби Элиэзер говорит, что нужно мерить от тела, а раби Акива утверждает, что следует мерить от головы. hалаха приняла мнение раби Акивы.

Возможность пересадки мозга вызывает и еще целый ряд вопросов. Как насчет пересадки памяти? Кибернетика указывает на значительные параллели между «мозгом» компьютера и человеческим мозгом. Технология компьютеров позволяет программировать машинную память, переносить ее из одного компьютера в другой. А все, что один компьютер может передать другому, — это информация.

А что, если бы подобная операция была проделана с человеческим мозгом? Такая мысль относится, может быть, к области научной фантастики, но даже если она не найдет практического применения, теоретически такое вполне возможно.

Давайте представим себе подобный перенос памяти. Перед нами неизлечимо больной человек, невозможно спасти ни его тело, ни мозг, и для него подбирают новое тело и новый мозг. Новое тело получает новый мозг, способный функционировать, но лишенный каких-либо воспоминаний, а также заученных способов мышления. В конце операции мы переносим память больного человека в его новое тело.

Что же получилось в результате? Если все воспоминания человека, его образ мышления и личные качества перенесены в новое тело и мозг, то личность его получила новую жизнь в новом теле. Но ведь мы не переносили ничего материального! Ни одна физическая частица не была перемещена в новое тело. В него перенесли лишь информацию, накопленную в прежнем мозгу. И вот эта информация содержит, как выясняется, всю личность человека.

Если это так, то мы по-новому должны рассмотреть исходный вопрос: что есть настоящее «я»?

Настоящее «я» — это не наше тело и мозг, но информация, заключенная в нашем мозгу,-наши воспоминания, личные качества, образ мышления.

(Кабала объясняет, что духовный мир представляет собой сферу, субстанция которой, выражаясь современным языком, — информация. Это поле взаимодействия информации, не связанной с материальными носителями и независимой от материи. Так, например, ангел может взаимодействовать с другим ангелом, хотя они никак не связаны ни с чем материальным. Вместе с тем, ангелы могут взаимодействовать и с материальными объектами. Такой духовный мир способен взаимодействовать и с той информацией, которая составляет человеческую личность.)

Что же происходит, когда человек умирает? Мы знаем, что тело перестает функционировать. Мозг прекращает работать, и физически человек мертв. Но что происходит с его настоящим «я», с человеческой личностью? Что происходит со всей этой информацией — с памятью, образом мышления, личными качествами? Когда книга сожжена, ее содержание недоступно нам. Когда разбит компьютер, уничтожена и информация, которая была заключена в машинной памяти. Что же происходит, когда умирает человек? Неужели необратимому разрушению подвергается и человеческий ум, его личность?

Мы знаем, что Господь всеведущ. Он все знает, ничего не забывая. Бог знает все наши мысли, все воспоминания, все, что запечатляется в нашем мозгу. От Него не ускользнет ни один бит информации. (Поэтому, кстати, так важно тщательно взвешивать все, о чем мы говорим и мыслим. Человек должен стараться достичь чистоты на всех уровнях.)

Так что же происходит, когда человек умирает? Всевышний ничего не забывает, и значит, вся информация, накопленная мозгом этого человека, продолжает существовать, по крайней мере, в Его памяти.

(Нечто подобное этому мы опять находим в Кабале. Сказано, что ган эден. Рай существует в сфире «Бина», то есть в сфере Божественного понимания. Это можно связать с концепцией памяти. С другой стороны, души связаны со сфирой «Даат», т.е. со сферой Знания, и потому можно сказать, что пока мы живы, мы существуем в Божественном знании, а после смерти существуем в Его памяти *).

* Сопоставление сфиры «Бина» с «памятью», а сфиры «Даат» со «знанием» Всевышнего — только более или менее удачная метафора, позволяющая найти какие-то связи между опытом современного человека и духовной реальностью. Не стоит, однако, строить далеко идущие выводы, основываясь на этом опыте и в связи с этой метафорой, когда дело касается познания духовного мира.
Широко известна история о том, как однажды к раби Гилелю пришел некий чужеземец и попросил его рассказать о вере евреев, пока тот будет стоять на одной ноге. «Не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы делали тебе, — сказал ему Гилель. Но затем — и об этом часто забывают — раби Гилель добавил: — Иди и учись». И чужеземец последовал этому совету.
За любой попыткой «пересказать Тору», пока вопрошающий стоит на одной ноге, всегда следует надежда, что когда он встанет на обе ноги, то пойдет учиться Торе.

То, что существует лишь в памяти, мы могли бы рассматривать как нечто статичное, недействующее, практически мертвое. Но память Бога не статична. В памяти Бога действительно существует как целое личность человека, она находится там в активном состоянии, сохраняя себя в качестве уникального целого, которое способно ставить задачи и выполнять их. Человек умирает, но эта целостность продолжает жить в памяти Бога.

(Почему же Кабала говорит об этом как о сфире «Бина», «понимании», а не как о «памяти»? Именно потому, что понимание — процесс динамический, в котором отдельные части информации активно взаимодействуют между собой. Душа — не пассивное состояние памяти, а динамическое состояние — «Бина»).

Полное понимание бессмертия и того, что есть душа, конечно, выше человеческих сил. «Ничей глаз не видел этого, кроме Бога». Однако и наше ограниченное понимание сущности Бога и человека может помочь нам хотя бы отчасти представить себе, что нас ждет в Грядущем мире.7

Говорить о такой концепции, как память Бога, действительно очень трудно: нам приходится вдаваться в сферу трансцендентного. Разным понятиям мы даем имена, которые имеют для нас значение, — Рай, Грядущий мир, Мир душ, Обитель вечной жизни. Однако Тора говорит о бессмертии как о возвращении к Самому Богу: «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Когелет, 12:7).


Раби Яаков бар Меир, внук великого Раши, стал известен как Рабейну Там: «Там» буквально означает «прямой», «честный», «бесхитростный». И раби Яакова потак стали называть по аналогии с тем, как «прямым» назван в Торе праотец Яаков. Читать дальше