Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда нас покидает царство Небес?

Мы уже знаем, что главный аспект царства — это его полновластие и всеохватность. Не должно быть ничего, даже малого, что противостояло бы ему. Ведь если царство не совершенно, в конце концов, оно исчезнет из-за того, что на самом деле с самого начала не было истинным царством. Поэтому, когда мы принимаем на себя царство Небес, от нас требуется, чтобы в сердце был только «Один». В Грозные дни мы молимся: «Царствуй над всем миром целиком в славе Своей». Удвоение понятий в словах «над всем миром целиком» означает, что в этом нельзя положится на правило «бо́льшая часть равноценна целому», и необходимо именно «все», буквально.

С того времени, как был совершен грех золотого тельца, мы потеряли ясность ощущения «царства Небес». С тех пор царство, которое мы на себя принимаем, ни разу не было совершенным, — ведь всегда в наших сердцах присутствовала склонность признать иное царство. Поэтому о наказании за грех тельца сказано: «И в день взыскания взыщу с вас грех ваш» (Шмот 32:34), и Раши объясняет это: «Нет ни одного наказания Израилю, которое бы не несло в себе и наказания за грех тельца». Несмотря на то, что самого тельца сожгли и растерли в порошок, он все еще способен восставать вновь и представать в качестве царя, и тогда царство Небес покидает нас из-за того, что мы не отдаем ему себя целиком. Именно поэтому мы и находимся в изгнании.

Последней попыткой довести до совершенства царство Небес над Израилем и всем миром и отвергнуть все остальные «царства» было строительство Храма — на самом пике царства Шломо. Однако в ту ночь, когда он завершил строительство Храма, он сам заложил также фундамент царства, вся суть которого — противостояние царству Небес. Вот как сказали об этом мудрецы: «Сказал раби Йеуда, сказал Шмуэль: “В час, когда Шломо женился на дочери фараона, спустился [ангел] Гавриэль и воткнул тростинку в море, [в результате чего] поднялся остров, на котором был построен великий город Рим”».

В городе Риме поднялось царство Эдома, под властью которого мы до сих пор находимся в изгнании. Как и указали нам мудрецы, намек на четыре царства есть в самом начале рассказа о сотворении мира: «А тьма над бездной — это царство злодеев (Эдом), подобное бездне, у которой нет конца» (Берешит Раба 2:4). От четвертого царства власть вернется к Всевышнему.

Плач о «голосе римской толпы», похитившей славу царства Небес

Сегодня мир полон «царствами», но все это лишь части царства Эдома, центр которого — город Рим. Вот что сказали мудрецы: «Однажды по дороге шли рабан Гамлиэль, раби Элазар бен Азарья, раби Йеошуа и раби Акива и услышали шум римской толпы с площади, на расстоянии в сто двадцать миль. Стали они плакать, а раби Акива засмеялся. Сказали они ему: “Почему ты смеешься?,” “А почему вы плачете?” — спросил он. Ответили они: “Эти злодеи, что поклоняются идолам и воскуряют звездам, живут в уверенности и покое, а мы… — “Дом опоры ног Г-спода нашего” (Диврей а-ямим I 28:2) сожжен в огне, и мы не заплачем!?.” Сказал им раби Акива: “Поэтому я и смеюсь, если так [хорошо] тем, кто нарушает Его волю, то тем, кто исполняет ее, будет многократно [лучше]!”.»

«Голос римской толпы» заполняет мировое пространство, как сказано (Йома 20б): «Три голоса идут от одного края мира до другого: это голос солнечного колеса, голос толпы Рима и голос души, когда она покидает тело». Большинство живущих в мире не плачут, когда слышат голос толпы Рима. Напротив, большинство радуется этому, они чувствуют, что «держат руку на пульсе» жизни, слыша этот голос, они ощущают свое существование и саму жизнь. Обычный человек нуждается в том, чтобы слышать этот голос в этом мире, ведь без него он как будто не находится на своем месте.

Но мудрецы, услышав этот голос, плакали, ибо в нем они «услышали» разрушение Храма. «Голос римской толпы» — это выражение царства, противостоящего царству Небес и «голосу Яакова», представляющего его. Когда они слышат усиливающийся голос Рима, они плачут и говорят: «Дом опоры ног Г-спода нашего сожжен в огне — и мы не заплачем!?»

В словах мудрецов есть намек на царство Небес. «Опора ног» — это часть царского трона, как написано: «Небеса — трон Мой, а земля — опора ног, что за дом вы построите Мне, и что за место покоя Моего!?» (Йешаяу 66:1). Именно Храм на земле является частью трона Всевышнего на небесах, поэтому в Писании он называется «опорой ног» (Псалмы 132:7, Эйха 2:1, «Диврей а-ямим I 28:2).

Когда упомянутые мудрецы — рабан Гамлиэль, раби Элазар бен Азарья и раби Йеошуа — услышали, как голос римской толпы достигает Иерусалима, в этом они услышали “голос” самого разрушения Храма и заплакали об “опоре ног Г-спода”, то есть об увиденном ими уходящем царстве Небес.

Главным образом, это плач о том, что четвертое царство забрало у нас власть. Успех этого “голоса”, его способность разойтись по всему миру доказывает, насколько велика в мире потребность в истинном царстве. Но во время “изгнания” слава царства Небес переходит к четвертому царству. Поэтому, когда мудрецы “слышат” силу их царства, они понимают, насколько мир нуждается в царстве Небес, и насколько велик обман, когда власть узурпирована четвертым царством.

Пророк Ирмеяу сказал: “А если не послушаете, в тайнике заплачет душа моя из-за гордости” (Ирмеяу 13:17). Этот стих объясняет Талмуд (Хагига 5б): “Есть место у Всевышнего, оно называется “тайник”. А что значит: "…из-за гордости”? — из-за того, что оно отнято у вас и отдано чужакам. Шмуэль бар Нахмани сказал: “Из-за гордости царства Небес”».

Когда голос Рима овладел всем миром, не осталось места, где можно было бы плакать, не осталось тех, кто плачет и ощущает недостаток из-за этого. Поэтому плач, о котором говорит пророк, — плач скрытый. И только в «тайнике» можно ощутить боль от недостатка раскрытия царства Небес. И даже время для этого отведено особое: «между теснин».

Это плач о «гордости Израиля, отнятой у них и отданной народам мира». Имеется в виду сила царства, которая может принадлежать только «Царю Славы» (Псалмы 24:7). «Они» как будто забрали корону самого Всевышнего и водрузили на свою голову. Это вызывает великий плач и причиняет ужасную боль. Сердце разрывается у того, кто видит, как народы используют мощь царства Израиля ради своей гордыни.

Сила царства Рима именно в подчинении им Израиля и присвоении его славы

Мудрецы объясняют, как именно Эдом отбирает у Израиля силу царства (Авода Зара 11б): «Сказал раби Йеуда от имени Шмуэля: “Есть еще один [праздник и ритуал] у Рима. Раз в семьдесят лет они усаживают здорового человека на хромого (безногого) [это символизирует Эсава и Яакова, точнее, тот факт, что Эсав все еще властвует над Яаковом]. Они облачают его в одежды Адама и возлагают ему на голову кожу с лица раби Ишмаэля, первосвященника (содранную с него во время казни, дабы “сохранить” красоту его лица). Вешают ему на шею двести зуз (“Зуз” — то же самое, что и “динар” — мера веса, около пяти грамм) драгоценных камней, украшают его голени и провозглашают: “Срок конца изгнания ложь! Брат господина нашего (Яаков, брат Эсава) — обманщик (получивший обманом благословение)! Пусть видит тот, кто видит, а тот, кто не видит — не увидит (при жизни, ведь этот ритуал проводят раз в семьдесят лет), чем помогла обманщику его ложь!” А завершают они так: “Горе суду, когда он встанет на суд” (горе Эсаву, когда Яаков освободится от его власти)”».

Объясним это согласно Мааралю (Нецах Исраэль, гл. 16 и комментарии к агадот). Прежде всего, следует знать: нет никакой необходимости считать, что это представление происходило на самом деле. Это место в Талмуде аллегорически говорит о сути того, что дает возможность существованию царства Эдома. В каждом поколении, то есть раз в семьдесят лет, это царство обязано подтверждать свою силу и мощь.

«Здоровый человек» символизирует здесь Эсава — прародителя царства Эдома, ибо в этом мире он достигает совершенства. Яаков — это «хромой», как сказано: «хромает на ногу» (Берешит 32:32). С тех пор как ангел Эсава захватил власть и причинил ущерб Яакову, жизнь Яакова в этом мире неполноценна. В этом представлении римляне признают, что вся сила их царства зиждется на Яакове, и только благодаря тому, что Эсав «оседлал» его, у него есть власть.

«Облачают его в одежды Адама». Адам был сотворен без одежды, по образу Б-га, все его тело светилось сиянием этого образа. Это была истинная красота, сотворенная Всевышним. Это красота ушла после греха Адама, лишь немного от нее осталось в его лице. В теле самом по себе уже невозможно увидеть образ Б-га, сотворенный Всевышним. Напротив, низменность материи проступает в нем в высшей степени. Поэтому уважающий себя человек стыдится обнажения, он нуждается в одеждах, которые сохранили бы его достоинство. Как написано: «И сделал Всевышний Б-г для Адама и жены его рубахи кожаные и облачил их» (Берешит 3:21).

После того как одежда стала выражением достоинства, возникла целая иерархия облачений: царские одежды, почетные, простые и «смрадные». В самой по себе одежде нет истинного почета — он находится в сиянии Б-жественного образа, но после греха внешнее выражение этого почета нуждается в одежде. И человек старается подчеркнуть свое достоинство именно соответствующей ему одеждой.

Талмуд говорит: «Красота Яакова была подобна красоте Адама» (Бава Мециа 84б). То есть красота лица Яакова, его сияние было подобно сиянию лица Адама. Яаков унаследовал величие Адама, видимое в сиянии его лица. Эсав смог взять только одежды Адама, то есть внешнее выражение его почета.

Когда они облачают здоровяка (Эсава) в одежды Адама, они показывают, что Эсав смог взять только «одежды», то есть ту часть, что присоединилась к человеку после греха, самое внешнее выражение его достоинства. Но сияния лица Адама, открывающего Б-жественный образ в нем, у них нет. Именно это — внешнее великолепие, под которым зачастую отсутствуют истинные достоинства, — и находится в руках царства Эдома.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»