Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда нас покидает царство Небес?

Мы уже знаем, что главный аспект царства — это его полновластие и всеохватность. Не должно быть ничего, даже малого, что противостояло бы ему. Ведь если царство не совершенно, в конце концов, оно исчезнет из-за того, что на самом деле с самого начала не было истинным царством. Поэтому, когда мы принимаем на себя царство Небес, от нас требуется, чтобы в сердце был только «Один». В Грозные дни мы молимся: «Царствуй над всем миром целиком в славе Своей». Удвоение понятий в словах «над всем миром целиком» означает, что в этом нельзя положится на правило «бо́льшая часть равноценна целому», и необходимо именно «все», буквально.

С того времени, как был совершен грех золотого тельца, мы потеряли ясность ощущения «царства Небес». С тех пор царство, которое мы на себя принимаем, ни разу не было совершенным, — ведь всегда в наших сердцах присутствовала склонность признать иное царство. Поэтому о наказании за грех тельца сказано: «И в день взыскания взыщу с вас грех ваш» (Шмот 32:34), и Раши объясняет это: «Нет ни одного наказания Израилю, которое бы не несло в себе и наказания за грех тельца». Несмотря на то, что самого тельца сожгли и растерли в порошок, он все еще способен восставать вновь и представать в качестве царя, и тогда царство Небес покидает нас из-за того, что мы не отдаем ему себя целиком. Именно поэтому мы и находимся в изгнании.

Последней попыткой довести до совершенства царство Небес над Израилем и всем миром и отвергнуть все остальные «царства» было строительство Храма — на самом пике царства Шломо. Однако в ту ночь, когда он завершил строительство Храма, он сам заложил также фундамент царства, вся суть которого — противостояние царству Небес. Вот как сказали об этом мудрецы: «Сказал раби Йеуда, сказал Шмуэль: “В час, когда Шломо женился на дочери фараона, спустился [ангел] Гавриэль и воткнул тростинку в море, [в результате чего] поднялся остров, на котором был построен великий город Рим”».

В городе Риме поднялось царство Эдома, под властью которого мы до сих пор находимся в изгнании. Как и указали нам мудрецы, намек на четыре царства есть в самом начале рассказа о сотворении мира: «А тьма над бездной — это царство злодеев (Эдом), подобное бездне, у которой нет конца» (Берешит Раба 2:4). От четвертого царства власть вернется к Всевышнему.

Плач о «голосе римской толпы», похитившей славу царства Небес

Сегодня мир полон «царствами», но все это лишь части царства Эдома, центр которого — город Рим. Вот что сказали мудрецы: «Однажды по дороге шли рабан Гамлиэль, раби Элазар бен Азарья, раби Йеошуа и раби Акива и услышали шум римской толпы с площади, на расстоянии в сто двадцать миль. Стали они плакать, а раби Акива засмеялся. Сказали они ему: “Почему ты смеешься?,” “А почему вы плачете?” — спросил он. Ответили они: “Эти злодеи, что поклоняются идолам и воскуряют звездам, живут в уверенности и покое, а мы… — “Дом опоры ног Г-спода нашего” (Диврей а-ямим I 28:2) сожжен в огне, и мы не заплачем!?.” Сказал им раби Акива: “Поэтому я и смеюсь, если так [хорошо] тем, кто нарушает Его волю, то тем, кто исполняет ее, будет многократно [лучше]!”.»

«Голос римской толпы» заполняет мировое пространство, как сказано (Йома 20б): «Три голоса идут от одного края мира до другого: это голос солнечного колеса, голос толпы Рима и голос души, когда она покидает тело». Большинство живущих в мире не плачут, когда слышат голос толпы Рима. Напротив, большинство радуется этому, они чувствуют, что «держат руку на пульсе» жизни, слыша этот голос, они ощущают свое существование и саму жизнь. Обычный человек нуждается в том, чтобы слышать этот голос в этом мире, ведь без него он как будто не находится на своем месте.

Но мудрецы, услышав этот голос, плакали, ибо в нем они «услышали» разрушение Храма. «Голос римской толпы» — это выражение царства, противостоящего царству Небес и «голосу Яакова», представляющего его. Когда они слышат усиливающийся голос Рима, они плачут и говорят: «Дом опоры ног Г-спода нашего сожжен в огне — и мы не заплачем!?»

В словах мудрецов есть намек на царство Небес. «Опора ног» — это часть царского трона, как написано: «Небеса — трон Мой, а земля — опора ног, что за дом вы построите Мне, и что за место покоя Моего!?» (Йешаяу 66:1). Именно Храм на земле является частью трона Всевышнего на небесах, поэтому в Писании он называется «опорой ног» (Псалмы 132:7, Эйха 2:1, «Диврей а-ямим I 28:2).

Когда упомянутые мудрецы — рабан Гамлиэль, раби Элазар бен Азарья и раби Йеошуа — услышали, как голос римской толпы достигает Иерусалима, в этом они услышали “голос” самого разрушения Храма и заплакали об “опоре ног Г-спода”, то есть об увиденном ими уходящем царстве Небес.

Главным образом, это плач о том, что четвертое царство забрало у нас власть. Успех этого “голоса”, его способность разойтись по всему миру доказывает, насколько велика в мире потребность в истинном царстве. Но во время “изгнания” слава царства Небес переходит к четвертому царству. Поэтому, когда мудрецы “слышат” силу их царства, они понимают, насколько мир нуждается в царстве Небес, и насколько велик обман, когда власть узурпирована четвертым царством.

Пророк Ирмеяу сказал: “А если не послушаете, в тайнике заплачет душа моя из-за гордости” (Ирмеяу 13:17). Этот стих объясняет Талмуд (Хагига 5б): “Есть место у Всевышнего, оно называется “тайник”. А что значит: "…из-за гордости”? — из-за того, что оно отнято у вас и отдано чужакам. Шмуэль бар Нахмани сказал: “Из-за гордости царства Небес”».

Когда голос Рима овладел всем миром, не осталось места, где можно было бы плакать, не осталось тех, кто плачет и ощущает недостаток из-за этого. Поэтому плач, о котором говорит пророк, — плач скрытый. И только в «тайнике» можно ощутить боль от недостатка раскрытия царства Небес. И даже время для этого отведено особое: «между теснин».

Это плач о «гордости Израиля, отнятой у них и отданной народам мира». Имеется в виду сила царства, которая может принадлежать только «Царю Славы» (Псалмы 24:7). «Они» как будто забрали корону самого Всевышнего и водрузили на свою голову. Это вызывает великий плач и причиняет ужасную боль. Сердце разрывается у того, кто видит, как народы используют мощь царства Израиля ради своей гордыни.

Сила царства Рима именно в подчинении им Израиля и присвоении его славы

Мудрецы объясняют, как именно Эдом отбирает у Израиля силу царства (Авода Зара 11б): «Сказал раби Йеуда от имени Шмуэля: “Есть еще один [праздник и ритуал] у Рима. Раз в семьдесят лет они усаживают здорового человека на хромого (безногого) [это символизирует Эсава и Яакова, точнее, тот факт, что Эсав все еще властвует над Яаковом]. Они облачают его в одежды Адама и возлагают ему на голову кожу с лица раби Ишмаэля, первосвященника (содранную с него во время казни, дабы “сохранить” красоту его лица). Вешают ему на шею двести зуз (“Зуз” — то же самое, что и “динар” — мера веса, около пяти грамм) драгоценных камней, украшают его голени и провозглашают: “Срок конца изгнания ложь! Брат господина нашего (Яаков, брат Эсава) — обманщик (получивший обманом благословение)! Пусть видит тот, кто видит, а тот, кто не видит — не увидит (при жизни, ведь этот ритуал проводят раз в семьдесят лет), чем помогла обманщику его ложь!” А завершают они так: “Горе суду, когда он встанет на суд” (горе Эсаву, когда Яаков освободится от его власти)”».

Объясним это согласно Мааралю (Нецах Исраэль, гл. 16 и комментарии к агадот). Прежде всего, следует знать: нет никакой необходимости считать, что это представление происходило на самом деле. Это место в Талмуде аллегорически говорит о сути того, что дает возможность существованию царства Эдома. В каждом поколении, то есть раз в семьдесят лет, это царство обязано подтверждать свою силу и мощь.

«Здоровый человек» символизирует здесь Эсава — прародителя царства Эдома, ибо в этом мире он достигает совершенства. Яаков — это «хромой», как сказано: «хромает на ногу» (Берешит 32:32). С тех пор как ангел Эсава захватил власть и причинил ущерб Яакову, жизнь Яакова в этом мире неполноценна. В этом представлении римляне признают, что вся сила их царства зиждется на Яакове, и только благодаря тому, что Эсав «оседлал» его, у него есть власть.

«Облачают его в одежды Адама». Адам был сотворен без одежды, по образу Б-га, все его тело светилось сиянием этого образа. Это была истинная красота, сотворенная Всевышним. Это красота ушла после греха Адама, лишь немного от нее осталось в его лице. В теле самом по себе уже невозможно увидеть образ Б-га, сотворенный Всевышним. Напротив, низменность материи проступает в нем в высшей степени. Поэтому уважающий себя человек стыдится обнажения, он нуждается в одеждах, которые сохранили бы его достоинство. Как написано: «И сделал Всевышний Б-г для Адама и жены его рубахи кожаные и облачил их» (Берешит 3:21).

После того как одежда стала выражением достоинства, возникла целая иерархия облачений: царские одежды, почетные, простые и «смрадные». В самой по себе одежде нет истинного почета — он находится в сиянии Б-жественного образа, но после греха внешнее выражение этого почета нуждается в одежде. И человек старается подчеркнуть свое достоинство именно соответствующей ему одеждой.

Талмуд говорит: «Красота Яакова была подобна красоте Адама» (Бава Мециа 84б). То есть красота лица Яакова, его сияние было подобно сиянию лица Адама. Яаков унаследовал величие Адама, видимое в сиянии его лица. Эсав смог взять только одежды Адама, то есть внешнее выражение его почета.

Когда они облачают здоровяка (Эсава) в одежды Адама, они показывают, что Эсав смог взять только «одежды», то есть ту часть, что присоединилась к человеку после греха, самое внешнее выражение его достоинства. Но сияния лица Адама, открывающего Б-жественный образ в нем, у них нет. Именно это — внешнее великолепие, под которым зачастую отсутствуют истинные достоинства, — и находится в руках царства Эдома.


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше