Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: цдака важнее всех жертвоприношений вместе взятых.»Талмуд, трактат «Сукка», 49б
Имя Б-га раскрывает подноготную души

Знай, что еврейская душа − это буквально «часть Б-га сверху…». И душа, как всякая «часть», идентична своему «целому», поэтому сказано о ней «Свеча Всесильного — душа человека», − это подобно тому, как от одной свечи зажигают другую. Различие только в том, что Б-жественность неисчерпаема и бесконечна, а душа — лишь часть от Нее. И знай, что ашгаха Всевышнего делится на 248 повелительных заповедей и 365 запретов. (Если тебе тяжело понять, как ашгаху Всевышнего «ограничивают» 613-ю заповедями, я отвечу. Это связано с тем, что Он пожелал дать щедрую награду тому, кто исполняет Его Желание, и наказать того, кто его нарушает. Но как может рожденный женщиной исполнить бесконечное Желание неисчерпаемого Всевышнего!? — Поэтому Создатель сократил свое неисчерпаемое Желание до конечного, то есть до 613 заповедей, с тем, чтобы человек мог их исполнить, несмотря на свою ограниченность. Подобно тому как царь приказывает одному из слуг совершить определенное действие, а не все действия вообще, так что общее желание царя относится к каждому слуге ровно настолько, насколько он может его исполнить, так и Всевышний: Он как будто сократил свое Желание до ограниченного так, чтобы слуга мог его исполнить.) И каждый человек состоит из 248 органов и 365 жил, ведь тело подобно душе — следовательно, в душе есть то же число органов и жил. А в еще большей глубине есть «наблюдающие» за этим, для того, чтобы наказывать и награждать. Поэтому так же, как тело называется «человек», душа, его оживляющая, тоже называется «человек», и как душа называется «человек», так и Он, благословенный, ашгаха которого снисходит на душу 57, называется «человек». Об этом и сказано: «А на образе трона как будто видение человека». А происходит это именем «ה’’והי» (имеется в виду его наполнение буквами «алеф», гематрия которого — 45, что соответствует гематрии слова «адам»). 248 заповедей вида «делай» − это корень всех благ, ибо из-за них мы получаем блага из корня Его ашгахи. А 365 заповедей вида «не делай» имеют корень в качестве правосудия, так как наказание за их нарушение — это суровый суд из корня правосудия в провидении. Их соединение вместе, все 613, — это душа, тем более в Нем, благословенном, все это соединяется в абсолютном единстве, включающем все 613. Ведь душа, при всем разнообразии ее постижений, — охватывает их одним простым разумом, тем более 58 Он, благословенный, включает в Себя и суд, и милосердие. А причина этого в том, что «нет праведника на земле, который бы не согрешил», и нет злодея, который бы не исполнил однажды Желание Создателя. Поэтому у Него, благословенного, должна быть уравновешенная ашгаха, соединяющая вместе правосудие и милосердие, для того чтобы воздать человеку за добрые и дурные поступки, которые он совершает в течение жизни. А это невозможно сделать лишь одной Мерой. Ведь если бы суд вершился без воздаяния добром за добрые дела, человек не мог бы вынести наказания и, соответственно, наоборот 59.


57 Речь не о собственной сущности Создателя, а об аспекте Его провидения.

58 Вот выдержка из книги «Даат Твунот», которая поможет понять сказанное здесь: «И еще обрати внимание на то, что тело разделено на органы и части, у каждой из которых свое предназначение. Глаз видит, но не слышит, а ухо слышит и не видит. Не такова душа — хотя она и включает в себя все силы, она не разделена, подобно телу, на органы, в любой из ее частей — вся душа, и это известно. Теперь посмотри, как замечательно эта разница между душой и телом вытекает из сделанной нами предпосылки о том, что тело создано в сокрытии Лица, а душа — в Его освещении. Смотри, это очень важно: ты уже слышал, что совершенство цельно, поскольку к истинному совершенству не могут иметь отношения понятия вроде “более” или “менее”. Но когда Всевышний не желает действовать в Своем совершенстве, у него есть разные способы, чтобы наградить или наказать человека. И поскольку Высшая Мудрость хотела в самом созданном мире показать пути и порядок создания, то творя в сокрытии Лица, сотворила создание, включающее многообразие органов и частей, так же, как многообразны пути такого способа творения. И каждый из органов соответствует конкретному закону, проявляемому Всевышним при таком способе творения. Об этом, как уже упоминалось выше, сказано: “Сделаем человека по образу Нашему и подобно Нам”, — т.е. когда Всевышний действует сообразно нам, можно различить во всех Его делах те качества, которые мы различаем в образе человека».

59 А в нашей жизни человек одновременно может получать наказание за одни поступки и награду за другие, и только такое воздаяние можно назвать полным.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.