Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто всю свою жизнь отрицал существование Б-га, но раскаялся в последнюю минуту, удостаивается удела в грядущем мире, как сказано: “Мир, мир далёкому и близкому, сказал Господь, Я исцелю его” (Йешаягу 57, 19)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 3, 14
Понятие Эйн-Соф и невозможность его постижения даже пророками, не говоря о простых людях.

исследователь: Слова твои очень логичны. Теперь объясни мне первоосновы этой мудрости.

каббалист: Прежде всего, ты должен знать, что в сотворении мира и его управлении Создатель не делал ничего, пользуясь всем своим могуществом, а Он — всемогущ. Он действовал подобно человеку, работающему поэтапно, прикладывая при этом большие усилия для трудных дел и малые — для легких. Именно таким образом Создатель сделал все сущее и расположил в ныне существующей иерархии. А если бы Он применил все свое могущество, мы не смогли бы говорить о Его делах, ибо не могли бы в них ничего понять. Однако, поскольку Всевышний свершил все ступенчато, мы можем понимать в Его делах в меру нашего разумения.

исследователь: Хорошо, что я понимаю: Всевышний применил цимцум (сокращение) к Своему свету так, чтобы приступить к делу «сотворения мира» не во всем всемогуществе, а ступенчато. Теперь у Высшего Разума есть два пути 53: путь всемогущества и путь ступенчатости. Путь ступенчатости возник из сокращения пути всемогущества. И Он установил понятный для нас путь ступенчатости и правосудия. Однако сформулируй мне это так, как принято у мудрецов Каббалы.

каббалист: Знай, что Его всемогущество мы называем «Эйн Соф, благословен Он», и оно же — Высшее Желание в его совершенстве. А путь ступенчатости мы называем сфирот. Таким образом, Создатель, который есть первичная сущность, сократил свое всемогущее Желание и установил ступенчатый путь. Поэтому мы говорим, что Эйн Соф «сократил» Себя, и с тех пор речь идет только о сфирот и об их иерархии. У каждого действия, которое происходит в «нижних», есть свой корень в иерархии, то есть сфира. И если мы поймем все детали этой иерархии, то будем ясно представлять себе все корни существующего в этом мире.

исследователь: А что за «света» упоминают мудрецы Каббалы, и в чем их смысл? Расскажи мне это ради нашей дружбы!

каббалист: Знай, что в Эйн Соф, благословен Он, невозможно постичь ничего, это недоступно даже пророкам. И постижение пророков тоже было ступенчатым, каждый понимал согласно своему уровню в пророческом видении. Дело в том, что каждый закон, который мы понимаем, всматриваясь в иерархию, пророки видели как отдельный свет. Таким образом, вся иерархия объясняется светами. Например, есть свет с одним действием, и есть свет с другим действием. И это не «свет» в простом понимании, а именно «закон», и мы видим законы в двадцати двух светах 54. Поэтому мы говорим «света», имея в виду правление.

исследователь. Откуда взялось число «десять», то есть почему именно десять сфирот и как они действуют?

каббалист: Прислушайся к тому, что я собираюсь сказать тебе сейчас — глубину этого следует осмыслить и понять… А я хочу объяснить тебе то, чего не понимают многие каббалисты наших дней, не постигая глубины этих вещей. Сосредоточь свое внимание на этом и слушай. Знай, что первое действие, которое пожелал свершить Создатель в творении, это «управление» в целом, то есть Его ашгаху над нижними — «Присутствующий во вместилище силы Его среди них» 55, − это действие называется «Шхина» 56. Это значит, что когда Создатель действует в аспекте ашгахи, это называется «Шхина», то есть Он «присутствует» среди созданных. А поскольку Его действия происходят путем «свечения», это «свечение» называется «Шхина». Это не значит, что мы постигаем суть самого этого свечения, однако мы знаем о его существовании и постигаем то, что доступно нам в аспекте его действия. Эта ашгаха существует постоянно. И пусть Всевышний, ради нас, окончательно утвердит свое присутствие среди нас, скорее, в наши дни! Омейн, да будет таково Его Желание!


53 Способа действия.

54 По числу букв Святого языка.

55 Созданий.

56 Дословно: «Присутствие».

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня

Раскаяние — Тшува

Мудрецы называют тшуву, возвращение к Творцу мира — великим, грандиозным действием. Попробуем понять, чем же так замечательна тшува.
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца. Читать дальше

Пути праведников. Раскаяние

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия

О тшуве

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.

Раскаяние, Шаббат Шува, Капарот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Религиозная светскость

Журнал «Мир Торы»

Ни Земля Израиля, ни язык, ни общие беды — ничто на свете не способно объединить евреев всего мира в единый народ, кроме Торы. Все остальное в еврейской истории проистекает из того, что сообщает еврею Тора, и без Торы сразу теряет очевидность. Еврей, который не живет по Торе, является евреем лишь потенциально.