Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«День краток, работа обильна, работники ленивы, награда велика, а Хозяин требователен»Пиркей Авот 2,15
Как действует страх в еврейском понимании

Страх Ицхака (Берешит 31:53)

«После того пришел Ицхак и добавил осознание качества Страха (Суда): если не будут служить Всевышнему, получат наказание, подобно рабу, бунтующему против господина. И он навел страх и ужас на людей и привел их к Б-гу» (Шаарей Ора 7).

«И потому это качество называется “Страхом”. Его придерживался наш праотец Ицхак, и потому сказано: “И поклялся Яаков “Страхом” своего отца Ицхака” (Там же, 6)».

Суть этого качества в управлении человеком посредством награды и наказания в соответствии с буквой закона. Грех ведет за собой исчезновение, преступление приводит к укусу Змея, отход от исполнения воли Всевышнего приводит к устранению из реальности. Порождение данного качества — Геином и другие страдания, суть которых — отсутствие, исчезновение (Маараль).

«Сколько же времени продолжается Его гнев? Мгновение!» (Брахот 7а)

Это качество управления действует таким образзом, что каждый объект судится сам по себе в соответствии с его реальным состоянием в данный момент. Не принимаются во внимание его история, и суд также не откладывается до завтра в надежде на раскаяние человека. Качество Суда требует исполнения суда как такового: «Пусть закон проткнет гору!» Слово «мгновение» на Святом языке однокоренное со словом «разбиение». Время разбито на отдельные отрезки. Такое отношение к человеку — и есть Суд. Каждый судится в рамках своего определения суда.

Жизнь как жертвоприношение

Требование таково: полное самоотречение по отношению к исполнению воли Всевышнего. Человек должен поработить себя с полной самоотверженностью, не оставив ничего для себя. Полностью отрешиться от всякого стремления, желания и касательства. Отказ от телесных удовольствий. Жизнь жертвенности. По одному только качеству Суда мир не в состоянии существовать…

Ицхак — это суд (Зоар 137б)

Как мы говорили выше, жизнь Ицхака была наполнена страданиями: она направлялась суровым качеством Суда. Именно Ицхак первым потребовал от Небес страданий для искупления, и с него они начались. Он отказывается дать благословения Яакову, поскольку качество Суда требует, чтобы праведник служил без материальных орудий и отказался от материального мира. «Этот мир создан только для полных злодеев, а Грядущий мир — только для полных праведников» (Брахот 61а). Вся суть Ицхака — полное аннулирование себя по отношению к воле Всевышнего. Он был «цельным жертвоприношением».

Страх

Страх — это корень качества Суда в психике человека, сила, полярная качеству любви. Суть страха — в замыкании человека и в его сокращении в собственных рамках, из опасения перейти ограду и нарушить закон. Как объясняет Рамбан (Комментарий на Пятикнижие, Итро): «Страх является корнем запрещающих заповедей». «В Торе содержатся предписывающие и запрещающие заповеди, что соответствует Аврааму и Ицхаку» (раби Авраам, сын Гаона).

«Ведь Ицхак не хотел изменить даже названий колодцев, данных его отцом… И, быть может, поэтому и его имя не изменилось, в отличие от других праотцов… Мера за меру…» (Рабейну Бехае). В этом находит свое выражение суть служения Ицхака и сущность его основного качества — отсутствие какого бы то ни было личного оттенка в служении. Деяние без примеси самодеятельности. Служение как самоотречение. В этом суть служения в мире трепета и Богобоязненности. Так и в отношении его имени: «Ицхак — изначально, еще до рождения, назвал его Всевышний именем Ицхак, и никогда оно не было изменено» (Мидраш аГадоль). Отмена всякого собственного влияния и оттенка в своем существовании. Самоуничижение по отношению к воле Всевышнего.

Маараль (Нетив Йират аШем) объясняет, что суть страха перед Б-гом в том, чтобы человек видел себя творением, соотносимым с Первопричиной. Другими словами, восприятие всей своей реальности не как существующей самой по себе, но лишь получающей свое существование по воле Творца. Реальность человека ничтожна и устраняется в своем бытии относительно реальности Творца. Это — правильный взгляд сотворенного существа. «Страх есть восприятие Божественного как такового» (Маараль).

Страх יראה и зрение ראיה состоят из одних и тех же букв

«Зрение — качество Суда» (Рабейну Бехае).

«И указывает им (евреям) Ицхак на Всевышнего своими глазами. Сразу же подняли глаза вверх…» (Шабат 89б). «Потому Ицхак показывает на Всевышнего глазами, поскольку Ицхак приобщен к Б-гу, и он с Ним совершенно… и пойми выражение “своими глазами”: т.е. они видели Его со стороны качества Суда, которое является качеством Ицхака, как известно» (Маараль, Сефер аНецах).

Мы чувствуем, что в этих словах заключено нечто возвышенное. Исходя из этого ощущения, попытаемся объяснить их, насколько это возможно.

Зрение — это чувство, которым человек воспринимает внешнюю реальность в своей жизненной полноте, во всех ее деталях, оттенках и ощущениях. Это восприятие соединяет человека с реальностью. Человек проживает то, что он видит, на него воздействунт то, что проходит перед его глазами.

Ви́дение приводит к страху. Раскрытие с Небес заставляет человека умалить себя. Оно устраняет всякую возможность внутреннего анализа, отрицания и выбора. Страшащийся человек отказывается от себя из-за раскрытия, приходящего снаружи и заставляющего все его жизненные силы подчинить себя по отношению к этому раскрытию. «Через ви́дение приходит страх» (р. Цадок аКоэн).

О даровании Торы у горы Синай сказано: «И весь народ видит звуки, и факелы, и звук рога, и дымящую гору, и увидел народ, и отпрял, и встали издалека». Одной из целей раскрытия у Синая было внушение страха перед Б-гом: «Ибо, чтобы испытать вас пришел Б-г, и чтобы был страх Его на ваших лицах, чтобы вы не грешили» (Шмот 20).

«Ибо уровень пророчества — это максимальное ощущение присутствия… Ясное раскрытие “Ты со мной”, подобное “указывает на Него своими глазами” (р. Цадок аКоэн). В этом и заключается “принуждение” у горы Синай, когда Всевышний как будто бы “поднял над ними гору, как лохань”. Ви́дение раскрытия принуждает к самоотречению».

Цель страха перед Б-гом — прийти к этому уровню самоотречения, который относится к категории ви́дения.

Ибо не может человек увидеть Меня и остаться в живых

Поскольку если увидит, если поднимется на такой высокий уровень связи, что сможет видеть раскрытие Божественного Присутствия, находиться в реальности этого соединения, — не выживет, ибо это невозможно для человека, находящегося в материальном теле. Это ви́дение, жизнеощущение такого присоединения к Божественному, требует ультимативного трепета перед Всевышним: самоотречения, самопожертвования, прекращения жизни.

Это и был уровень страха Ицхака — ступень ви́дения: «Раби Шимон говорит: В час, когда Ицхак был возложен на жертвенник, он поднял глаза кверху и увидел Божественное Присутствие. И написано: “…ибо не увидит Меня человек и останется в живых”, но, вместо смерти, его глаза притупились к старости. Отсюда ты учишь, что слепой подобен мертвому» (Пиркей дераби Элиэзер 32).


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.