Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Подробности произошедшего в этот день

Из книги из фонда наследия рава Ицхака Зильбера «Праздник Пурим и Свиток Эстер»

У иудеев были свет и радость, веселье и почет (Мегила 8:16)

В Талмуде (Мегила16б) объясняется этот стих:

«Свет» — стало возможность учить Тору.

«Радость» (симха — שמחה) — имеется в виду внутренняя радость; евреям стало радостно на сердце, а это причина для праздника, они и сделали праздник.

«Веселье» (сасон — ששון) — открытое веселье, когда радость видна снаружи — танцуют и поют. Им уже не запрещали делать обрезание, которое делается с большой радостью.

«Почет» — можно было надевать тфилин. Очевидно, после приказов Амана запретили выполнять эти заповеди.

Спрашивает Гурский ребе, Йеуда Арье Лейб Альтер, автор книги «Сфат Эмет»: Мегила использует только намек, говоря, что у евреев появилась возможность учить Тору, отмечать праздники и соблюдать заповеди — а почему бы не сказать об этом ясно? И он дает глубокое объяснение. До сих пор евреи тоже учили Тору, но они делали это только по обязанности: есть такая заповедь — учить Тору. Но после этого они убедились, что в жизни Тора — это свет. Для человека, который учит Тору и исполняет ее — это свет в жизни. Он знает, как себя вести, знает, где искать и кого спросить. Для евреев тогда Тора стала светом. Шаббат и йом тов (праздники) они тоже соблюдали и раньше, но делали это принужденно — как бы ждали, когда кончится шаббат. А теперь это стало радостью, каким-то внутренним весельем, жалели, что уходит суббота. И обрезание они делали раньше, но не с таким весельем. Надевали и тфилин — но после этого стали понимать, что особая честь в мире — иметь право надевать тфилин. Они поняли, что тфилин — это почет.

Десятерых сыновей Амана, сына Амдаты, притеснителя иудеев, убили они, а на грабеж не простерли руки своей. (Мегила 9:10)

Сыновья Амана были главными организаторами будущих убийств.

«А на грабеж не простерли руки своей» — ничего не взяли, ни ножичка, ни гроша, ничего. Только убили тех, кто хотел нас убить.

По преданию, есть три маленькие буквы[1] в написании десяти сыновей Амана: у Вайзаты — маленький зайн, у Пармашты — маленький шин, у Паршандаты — маленький тав.

Две тысячи лет не знали причину, но не так давно заметили интересную вещь: когда был Нюрнбергский процесс над гитлеровскими преступниками — современными аманами[2] — их было ровно десять, и приговор был — повешение! Сначала их было двенадцать: Герман Геринг, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель, Эрнст Кальтенбруннер, Альфред Розенберг, Ганс Франк, Вильгельм Фрик, Юлиус Штрейхер, Фриц Заукель, Артур Зейсс-Инкварт, Мартин Борман и Альфред Йодль, но Геринг и Борман покончили жизнь самоубийством. И это было в году, который обозначается по-еврейски буквами тав, шин, зайн — תשז (16 октября 1946-го — 21 Тишрея 5707 г.). И повесили ровно 10 человек[3]. Не исключено, что это ремез — намек.

Но остался вопрос: там ведь есть еще большой вав в имени Вайзата. Я не знал. Но когда-то я рассказывал это в Ашдоде. И потом получил письмо от мальчика, ему лет тринадцать. Он пишет: знаешь, почему вав большой? Гематрия (численное значение) вав — это шесть. Сталин также хотел, как Аман и Гитлер, уничтожить всех евреев, и умер он в Пурим 1953 года (5713 год) — через шесть лет после Нюрнбергского суда. Точно!

В тексте Свитка Эстер есть еще две большие буквы: ח — в слове «хур» (1:6) и ת — в словах «и писала» (9:21), возможно, это намек на год ת"ח (1648-й), известный как год погромов евреев Украины Богданом Хмельницким.

Раши приводит предание, где сказано, что в начале правления Ахашвероша эти десять сыновей были главными, кто писал доносы на евреев, чтобы остановить строительство Иерусалимского Храма.


[1] В иврите нет понятия заглавных и строчных букв, в Писании некоторые буквы по традиции записываются бо́льшим или меньшим размером относительно остальных, что представляет собой определенный намек (прим. ред.).

[2] По преданию Гаона из Вильно, немцы — потомки Амалека.

[3] Мой ученик, профессор Элияу Рипс, заметил два интересных факта: 1) их повесили 16-го октября 1946 года — 21-го тишрея. Это был Ошана Раба, последний день праздника Суккот, этот день по преданию считается днем завершения приговора, вынесенного в Рош а-Шана. 2) В Торе закодированы слова «десять сыновей Амана» на том же месте, где также закодирован этот год — תשז.

Из книги из фонда наследия рава Ицхака Зильбера «Праздник Пурим и Свиток Эстер»


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени