Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не засматривайся на красивую женщину, даже если она свободна, и на замужнюю, даже если она безобразна»Вавилонский Талмуд, Авода Зара 20а
Подробности произошедшего в этот день

Из книги из фонда наследия рава Ицхака Зильбера «Праздник Пурим и Свиток Эстер»

У иудеев были свет и радость, веселье и почет (Мегила 8:16)

В Талмуде (Мегила16б) объясняется этот стих:

«Свет» — стало возможность учить Тору.

«Радость» (симха — שמחה) — имеется в виду внутренняя радость; евреям стало радостно на сердце, а это причина для праздника, они и сделали праздник.

«Веселье» (сасон — ששון) — открытое веселье, когда радость видна снаружи — танцуют и поют. Им уже не запрещали делать обрезание, которое делается с большой радостью.

«Почет» — можно было надевать тфилин. Очевидно, после приказов Амана запретили выполнять эти заповеди.

Спрашивает Гурский ребе, Йеуда Арье Лейб Альтер, автор книги «Сфат Эмет»: Мегила использует только намек, говоря, что у евреев появилась возможность учить Тору, отмечать праздники и соблюдать заповеди — а почему бы не сказать об этом ясно? И он дает глубокое объяснение. До сих пор евреи тоже учили Тору, но они делали это только по обязанности: есть такая заповедь — учить Тору. Но после этого они убедились, что в жизни Тора — это свет. Для человека, который учит Тору и исполняет ее — это свет в жизни. Он знает, как себя вести, знает, где искать и кого спросить. Для евреев тогда Тора стала светом. Шаббат и йом тов (праздники) они тоже соблюдали и раньше, но делали это принужденно — как бы ждали, когда кончится шаббат. А теперь это стало радостью, каким-то внутренним весельем, жалели, что уходит суббота. И обрезание они делали раньше, но не с таким весельем. Надевали и тфилин — но после этого стали понимать, что особая честь в мире — иметь право надевать тфилин. Они поняли, что тфилин — это почет.

Десятерых сыновей Амана, сына Амдаты, притеснителя иудеев, убили они, а на грабеж не простерли руки своей. (Мегила 9:10)

Сыновья Амана были главными организаторами будущих убийств.

«А на грабеж не простерли руки своей» — ничего не взяли, ни ножичка, ни гроша, ничего. Только убили тех, кто хотел нас убить.

По преданию, есть три маленькие буквы[1] в написании десяти сыновей Амана: у Вайзаты — маленький зайн, у Пармашты — маленький шин, у Паршандаты — маленький тав.

Две тысячи лет не знали причину, но не так давно заметили интересную вещь: когда был Нюрнбергский процесс над гитлеровскими преступниками — современными аманами[2] — их было ровно десять, и приговор был — повешение! Сначала их было двенадцать: Герман Геринг, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель, Эрнст Кальтенбруннер, Альфред Розенберг, Ганс Франк, Вильгельм Фрик, Юлиус Штрейхер, Фриц Заукель, Артур Зейсс-Инкварт, Мартин Борман и Альфред Йодль, но Геринг и Борман покончили жизнь самоубийством. И это было в году, который обозначается по-еврейски буквами тав, шин, зайн — תשז (16 октября 1946-го — 21 Тишрея 5707 г.). И повесили ровно 10 человек[3]. Не исключено, что это ремез — намек.

Но остался вопрос: там ведь есть еще большой вав в имени Вайзата. Я не знал. Но когда-то я рассказывал это в Ашдоде. И потом получил письмо от мальчика, ему лет тринадцать. Он пишет: знаешь, почему вав большой? Гематрия (численное значение) вав — это шесть. Сталин также хотел, как Аман и Гитлер, уничтожить всех евреев, и умер он в Пурим 1953 года (5713 год) — через шесть лет после Нюрнбергского суда. Точно!

В тексте Свитка Эстер есть еще две большие буквы: ח — в слове «хур» (1:6) и ת — в словах «и писала» (9:21), возможно, это намек на год ת"ח (1648-й), известный как год погромов евреев Украины Богданом Хмельницким.

Раши приводит предание, где сказано, что в начале правления Ахашвероша эти десять сыновей были главными, кто писал доносы на евреев, чтобы остановить строительство Иерусалимского Храма.


[1] В иврите нет понятия заглавных и строчных букв, в Писании некоторые буквы по традиции записываются бо́льшим или меньшим размером относительно остальных, что представляет собой определенный намек (прим. ред.).

[2] По преданию Гаона из Вильно, немцы — потомки Амалека.

[3] Мой ученик, профессор Элияу Рипс, заметил два интересных факта: 1) их повесили 16-го октября 1946 года — 21-го тишрея. Это был Ошана Раба, последний день праздника Суккот, этот день по преданию считается днем завершения приговора, вынесенного в Рош а-Шана. 2) В Торе закодированы слова «десять сыновей Амана» на том же месте, где также закодирован этот год — תשז.

Из книги из фонда наследия рава Ицхака Зильбера «Праздник Пурим и Свиток Эстер»


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?