Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не открывай любящему тебя никакой тайны, которую ты скрываешь от ненавистника, если только не испытал верность его любви многократно»Раби Йеуда а-Хасид, Сефер а-Хасидим 85
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?

Из книги из фонда наследия рава Ицхака Зильбера «Праздник Пурим и Свиток Эстер»

Иди, собери всех иудеев, которые находятся в Шушане, и поститесь за меня, и не ешьте, и не пейте три дня — ночью и днем, и я с моими девушками также будем поститься. И я приду с этим к царю — не по закону; и как (если суждено, чтобы) я пропала, так я пропала. (Мегила 4:16)

«Не ешьте, и не пейте три дня — ночью и днем», то есть трое суток подряд, без перерыва.

Тут интересный вопрос: уже «горит огонь», вышел приказ убить всех евреев, гонцы бегут по всем 127 областям — приказ уже идет, надо быстрей… И если она уже решила пойти — чем раньше, тем лучше! Почему она велела подождать три дня?

Но Эстер как человек верующий, человек знающий — а она была пророчица, — рассуждала так: если есть деньги, тогда любая женщина хорошая хозяйка. С деньгами она купит хороший товар, и купит дешево и достаточно. А без денег — плохая хозяйка. Из нашей истории видно, как все связано в отношениях евреев с Богом. Если евреи оторвались от Бога и Торы, то как бы она не пошла и красиво не говорила, и какие не были бы отношения у нее с царем, результат будет по сути один: или вежливый отказ, или… менее вежливый отказ.

Просто так приказа не будет против евреев. Значит, чем-то они согрешили, что-то наверху есть. А раз наверху есть, то если я пойду, не исправив греха перед Богом, ничего не поможет. Идти сейчас, не исправив, бесполезно. Надо прежде всего найти причину, и решить дело окончательно, в корне. А причина была в том, что евреи отошли от еврейства.

Среди евреев, приехавших в Землю Израиля из Вавилонии, было много смешанных браков, ранее они поклонялись идолу во время Невухаднецара, а теперь участвовали в пиру Ахашвероша.

Три дня поста… а что такое пост? Дело не только в том, что человек не ест, а главное — этот день он посвящает духовному подъему, продумывает, что он сделал неправильно и что надо исправить.

Надо исправить, а что исправить? Шимон а-Цадик сказал (Пиркей Авот 1:2): «Мир стоит на трех вещах: на изучении Торы, на служении Богу (сейчас у нас это только молитва, тогда был еще Храм) и на добрых делах». И раз вышел приказ здесь, на этом свете убивать всех евреев, значит, они чем-то рассердили Бога. И если не исправить эти три столпа еврейской жизни — бесполезно идти. Поэтому одного дня мало. На три вещи нужны минимум три дня.

И действительно: за эти три дня Мордехай много занимался народом; и особенно важным было, что около двадцать тысяч детей читали Теилим и учили Тору, — и это помогло.

«И я приду с этим к царю» — с заслугой этих добрых дел, молитв и учения. Вот для чего она просила три дня, а потом пошла.

Итак, она решила — как раз за три дня надо поправить эти дела: чтобы договориться учить детей Торе, чтобы было служение Богу — молитва, и чтобы делали добрые дела друг для друга. Она верила, что именно эти три вещи: Тора, служение Богу и добрые дела — ослабят силу Амана.

Я слышал толкование от имени рава Бенциона Альфеса: почему у евреев в Пурим принято печь треугольные сдобы и называть их оменташн?

Есть три столпа, на которых стоит все еврейство, и мы должны за них держаться: изучение Торы, служба Богу в Храме (принесение жертв) и молитва, и делание добра. В этом наша сила. Если мы будем это делать, тогда мы сможем вспомнить заслуги наших отцов: Яков учил много Торы, Авраам делал много добра, Ицхак — это служение Богу.

Написано (Дварим 7:9), что Всевышний помнит милосердие на тысячи поколений. Поэтому, если у нас будет Тора — будет у нас заслуга Яакова, а если будет у нас молитва — будет заслуга Ицхака, будут у нас добрые дела — будет заслуга Авраама. И это ослабит силу Амана. Может быть, из-за этого постановили делать подарки друг другу — мишлоах манот, что мы посылаем в Пурим, для того чтобы усилить дружбу, и давать матанот ла-эвьоним — деньги бедным.

Мордехай знал, что главная сила евреев — дети, которые учат Тору и молятся Богу. Поэтому он собрал детей и они занимались Торой. В Теилим написано: «Из уст маленьких детей Ты даешь силу». Силу против чего? «Ликвидировать врага и мстителя» (Теилим 8:3).

И нужно знать — на сегодняшний день это тоже действует. Я вспоминаю, что Хафец Хаим говорил во время коммунистов и Евсекции, которые боролись со всем еврейским, закрывали синагоги и сажали людей за соблюдение Торы: есть один способ, который внешне покажется абсолютно непонятным, но это так. Если тайно, с риском, закрыться и учить маленьких детей, это сильно ослабит советскую власть, насаждающую атеизм.

Треугольные печенья делают в знак наших трех отцов и трех столпов: Тора, служение Богу и добрые дела. Таш на иврите — ослабеть, получается, оменташн — Аман ослаб, потому что Авраам, Ицхак и Яаков за нами.

Почему Эстер не хотела идти к Ахашверошу?

«И я приду с этим к царю — не по закону; и как я пропала, так я пропала».

Если кто-то изнасиловал замужнюю женщину, она остается дозволена мужу. Если она насильно взята в гарем, она сама старается избежать, сколько может. Но если приходит машина из КГБ и говорят: садитесь, пожалуйста, это называется — она добровольно идет или нет? Ведь она знает, что если даже будет бороться — это не поможет. То же самое с Эстер. Она никогда не шла к царю по своей инициативе. Если ее вызывали в гарем, она являлась вынуждено. Она сама старалась никаких действий не делать. Поэтому она была как бы изнасилована. Но она сомневалась: может быть, если пойти с просьбой к царю, а он захочет от нее что-то еще, это будет считаться, что она сделала по своему желанию, добровольно? Это она подразумевала под своими словами: пока меня царь сам вызывал, я считалась как изнасилованная, но теперь, если я сама пойду, когда меня не вызывают, я уже пропала для себя. Поэтому она сказала: «как я пропала» из семьи отца, «так я пропала» и для мужа.

Сказал раби Леви: когда Эстер вошла в дом Ахашвероша, от нее отошел руах а-кодеш (дух пророчества). Тогда она сказала: Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил? Неужели ты относишься к человеку, который делает такое вынужденно, как к тому, кто идет добровольно? (Настоящая причина была в том, что там были идолы.)

И сказала ему Зереш, жена его, и все друзья его: пусть приготовят дерево высотой пятьдесят локтей, и утром скажи царю, и пусть повесят Мордехая на нем, и веселым иди к царю на пир. Понравилось это Аману и сделал он дерево. (Мегила 5:14)

Бедный Аман целую ночь мучился, делал из дерева виселицу, примерялся, как она будет выглядеть, как повесить, пятьдесят локтей — это около 25 метров!

Эстер же Бог дал симпатию, и Ахашверош велел подойти к скипетру, а она пригласила его на пир, и назавтра еще раз.

Интересно, что она думала, когда приглашала царя с Аманом. Зачем? Зачем Амана, он же враг!

Талмуд приводит двенадцать мнений (Мегила 15б):

  1. Раби Элиэзер сказал: она ему сделала ловушку, вырыла яму, в которой ловят зверей. Как написано (Псалмы 69: 23): «чтобы стол стал для них капканом» — чтобы во время пира Аман был убит. Во время пира человек веселеет, может сказать что-нибудь не то… Также Эстер польстила Аману тем, что пригласила на пир, рассчитывая, что тот начнет ее хвалить, скажет Ахашверошу, какая она хорошая, а когда она начнет говорить Ахашверошу против Амана, тому уже нечего будет отвечать.
  2. Раби Йеошуа сказал: она слышала дома, как учили дети: «Если враг твой голоден, дай ему поесть хлеба, если жаждет — дай воды, этим самым ты угли бросаешь ему на голову, и Бог воздаст тебе» (Мишлей 25:21).
  3. Раби Меир сказал: она чувствовала, что Аман очень возвышается, поэтому его присутствие было необходимо в то время, когда Эстер попросит царя отменить приказ, чтобы он не успел запланировать восстание, свергнуть Ахашвероша и стать сам царем.
  4. Раби Йеуда сказал: чтобы никто не подумал, что она еврейка. Нужно было протянуть время, чтобы никто не догадался, что она еврейка, иначе Аман мог ускорить исполнение приказа уничтожить евреев, поэтому она специально пригласила Амана — врага всех евреев.
  5. Раби Нехемия говорит: она считала, что еврейские ружья — это молитвы. Чтобы евреи не сказали: «это все ерунда, пройдет, есть у нас еврейка в царском доме», — они понадеются на нее и не будут молиться, просить у Бога спасения. Но если услышат, что Эстер пригласила Амана — тогда будут просить Бога. Я помню, как сейчас: в 53 году говорили — а, никого не выселят — Каганович же в правительстве, он еврей. Каганович не допустит. А Каганович был такой же подлец, как все. И ничего не думал, и не смел сказать слова против.
  6. Раби Йосе сказал: чтобы он был под рукой все время, может быть, она на чем-то его сумеет провалить.
  7. Раби Шимон бен Менасия сказал: она думала так: «пусть Бог увидит, в каком мы тяжелом положении, что я вынуждена приглашать на пир Амана и пить с ним вино», чтобы Бог увидел, насколько плохо наше положение и сделал нам чудо. Я вспоминаю папу: когда началась война, я слышал, как он молился: «Рибоно шель Олам, Хозяин мира, посмотри, в какой страшной беде мы, если мы просим Бога о победе Сталина». Вы поняли или нет? Сталин-то сажал и расстреливал много евреев, но с немцами мы в такой беде, что вынуждены просить Бога о победе Сталина! Там то же самое: чтобы Бог почувствовал, в какой мы беде, и привел нам спасение.
  8. Раби Йеошуа бен Корха сказал: она думала так: «я специально сделаю ему симпатичное лицо, чтобы царь начал ревновать. Одно из двух: или его убьет, или меня». Раши объясняет, что тогда был обычай: если вышел царский приказ и кто-то из великих людей умирал, то отменяли приказы.
  9. Рабан Гамлиэль сказал: он был очень неустойчивый, царь, очень быстро менял свое мнение, семь пятниц на неделе. И если Эстер удастся уговорить Ахашвероша расправиться с Аманом, и он будет под рукой — его тут же убьют. А если его не будет, даже если царь согласится, потом передумает, и все перевернется.
  10. И сказал рабан Гамлиэль: все что мы сказали, объясняет, почему Эстер пригласила Амана, но не объясняет, почему она не пригласила других министров, поэтому мы должны услышать, что сказал раби Элазaр Модаи[1], который объясняет и это. Она специально пригласила только Амана и никого другого, и первый раз, и второй, приравняв его по величию к царю, чтобы вызвать зависть и у царя, и у министров. Чтобы все на него потом имели зуб. И действительно, так и получилось, потом министр Харвона сказал: «Вот дерево, что сделал Аман…»
  11. Раба сказал: она знала, что за гордостью идет падение — «Перед тем как сломаться, гордость» (Мишлей 16:18). Перед тем как должен человек пасть, он очень возвышается. Так было и с генералиссимусом Сталиным, так и с великим Мао Цзэдуном. С высокой башни упадешь — сильнее разобьешься. Она пригласила Амана одного из всех министров, и он сильно возгордился.
  12. Абае и Рава сказали вместе: «Когда они согрелись, напились допьяна, в это время они уснут навечно» (Ирмеяу 51:39). Пророк говорит о падении Вавилона: когда Дарий и Кир осаждали Вавилон, в это время царь Вавилонии Бельшацар пировал с дружками, их победили и убили. Эстер тоже надеялась, что когда негодяй будет пить, в это время его постигнет наказание.

Эти великие люди иногда могли иметь достоверные сведения через «явление Элияу». Это не пророчество, это пониже, как руах а-кодеш. И когда Рабе бар Авуа открылся пророк Элияу, спросил его Раба бар Авуа: мудрецы сказали нам двенадцать мнений о том, что могла думать Эстер, приглашая Амана, — а что думала Эстер на самом деле? Ответил ему пророк: все, что сказали эти мудрецы — все эти причины имели место.

И зависть хотела вызвать, и хотела, чтоб он был под рукой, и хотела, чтобы слишком возвысился, и держала близко, чтобы не восстал. Все, что они думали — она действительно имела в виду.

Сказал раби Леви: злодеи все думают, как вырвать с корнем еврейство, и каждый имеет свой план. И говорит — я учту ошибки прежнего. Эсав сказал: Каин был дурак, он убил брата при жизни отца, хотя знал, что у отца еще будут дети. Я сделаю умнее: когда умрет отец, тогда убью брата Яакова. Фараон сказал: Эсав был дурак, он не учел, что пока он будет ждать смерти отца, чтобы убить Яакова — потомство Яакова размножится, и станет народом. А я буду убивать всех мальчиков сразу, как родятся. Сказал Аман: Фараон был дурак. Он велел «всех мальчиков бросать в воду»! А девочки что? Выйдут замуж и будут еще евреи. Я же уничтожу всех.

Гог из страны Магог в будущем скажет: дураки были прежние, они старались ликвидировать еврейский народ, а я буду ликвидировать веру в единого Бога. Я возьмусь за Бога. Чтобы забыли о Боге. Говорит Бог: злодей, ты Мной хочешь заняться? Есть у меня достаточно молний и громов. Придет время, «будет Всевышний царем над всем миром» (Зехарья 14:9).

Мидраш спрашивает: почему Бог так возвысил Амана? Зачем это нужно было? Написано, что в конце концов «злодеи пропадут, а враги Бога — это как те бараны, которых откармливают (чтобы потом зарезать)» (Теилим 37:20). Для этого злодей Аман стал очень важным, чтобы сильнее пасть.

И Мидраш приводит очень хорошее сравнение. У одного нееврея были ослица с осленком и свинья. Он давал свинье есть без меры, сколько та хочет, а вот ослице и осленку — в меру. Как-то осленок сказал ослице: «Что он за дурак! Мы столько работаем, а он дает нам в меру. А свинья ничего не делает — он дает ей без меры». Ответила ослица: «Увидишь, что будет». Когда пришел праздник «Календа», свинью взяли и зарезали.

Когда после этого насыпали ячменя перед ослицей и осленком, малыш стал бояться и не хотел есть, тогда ослица ему и говорит: «Не думай, что ты будешь есть и тебя тоже зарежут — ее зарезали именно потому, что она ничего не делала, она только для того и нужна была, чтобы ее откормить и съесть. А мы работаем — и нам дают еду, чтобы могли работать». То же самое с этими негодяями: им дали безграничное возвышение, чтобы они потом сильнее пали.

После того как Аман построил виселицу, он пошел посмотреть, что делает Мордехай, и увидел, что Мордехай сидит в бейт а-мидраше (в месте, где учатся) вместе с детьми, занимаются Торой, молятся, плачут. Около двадцати тысяч детей были организованы Мордехаем на учение и молитву. Аман велел сторожить их и сказал: когда будем убивать евреев, в первую очередь будем убивать детей, а потом повешу Мордехая. Матери приносят им есть хлеб и воду: «вас, наверное, убьют скоро, хоть поешьте раньше». Дети кладут руки на книги и говорят: мы клянемся жизнью Мордехая, нашего учителя: не будем есть, умрем так. И их крик, их молитва дошла до небес. Все, что делается внизу — решается прежде наверху. Мудрецы образно говорят об этом так: эти приказы, которые были подписаны против евреев, были запечатаны глиняной печатью — Бог ее разломал и навел на Ахашвероша страх.


[1] Раби Элазар Модаи — тот, который впоследствии был убит во время восстания Бар Кохбы (Мидраш Эйха 2:4).

Из книги из фонда наследия рава Ицхака Зильбера «Праздник Пурим и Свиток Эстер»


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе