Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Порядок постижения мудрости и тайны, связанные с Именем Творца

исследователь: Расскажи мне о различиях между Каббалой Рамбана и Каббалой Ари.

каббалист: Обе они истинны, и я уже объяснил их тебе. Ведь я говорил, что десять сфирот — это первая установка, достаточная для всего управления. Таким образом, выходит, что любое событие, произошедшее в мире, порождается движением одной из этих сфирот. Может быть так, что мы будем знать, какая это сфира, но не поймем частностей заложенного в ней механизма, который порождает данное конкретное явление. А может быть, наше знание окажется более глубоким, и мы узнаем также и конкретный путь этой сфиры, породивший рассматриваемое явление. Это и есть две Каббалы. Рамбан объяснил только десять сфирот и все их производные, но он не объяснил способы их происхождения. Все, что он сказал, — истинно, ибо так можно объяснить всю Тору, ведь на самом деле все возникает именно из них. А Аризаль передал нам более ясное знание, ибо он объяснил частные пути сфирот. Благодаря этому мы знаем, как из этих сфирот возникают непохожие друг на друга явления, ведь у каждого из них свой путь возникновения. И в этом же 46 заложены соотношения и связи между сфирот, ибо согласно этим связям и возникают их порождения. Однако различия в этих путях — бесконечны, и именно их мы назвали «ветвями корней». И ты не встретишь ни одного объяснения, в котором не шла бы речь об одном из этих путей.

исследователь: Окажи мне милость, господин мой, объясни всю эту мудрость в необходимом порядке, и разъясни. Ведь у того, кто изучает ее бессистемно, происходит смешение понятий и не остается ясных и фундаментальных знаний.

каббалист: Я сделаю, как ты просишь, ибо хочу научить тебя так, как это запечатлено в моем сердце, чтобы и в твоем сердце проросли мои слова и дали плоды. Знаю я, что твое сердце открыто и разум чист. Поэтому я дам тебе тот порядок знаний, который ты хочешь и который считаешь правильным.

исследователь: Раз уж я нашел милость в твоих глазах, так что ты причислил меня к благочестивым, попрошу у тебя одолжения. Задам я тебе один вопрос, а ты ответь на него так, чтобы ответ полностью удовлетворил мой разум. Затем мы пойдем от вопроса к вопросу, и ты наставишь меня в этой великой мудрости, которой ты обладаешь, — мудрости Каббалы.

каббалист: Я рад слышать твои слова. Говори! исследователь: Прежде всего, объясни, зачем нам нужна эта мудрость. На первый взгляд, нам достаточно знать, что Создатель всемогущ, что Он сотворил мир, дал нам Тору и заповеди и что есть награда и наказание в будущем мире. Зачем нам вообще знать о сфирот?

каббалист: Ты задал важный вопрос, и я дам тебе на него несколько ответов. Прежде всего, мы обязаны это знать, ибо так заповедал нам верный Пастырь (Моше), как сказано: «И узнаешь ты в тот день, и поймешь всем сердцем своим, что а-Шем 47 — Он Элоким». Таким образом, это должно стать знанием, понятным сердцу, а не просто постулатом веры. Ведь писание прямо сказало: «и поймешь всем сердцем своим». Что же мы должны осознать? — Истинность единства Создателя: «А-Шем, Он Элоким, на небесах вверху и на земле внизу нет другого». Следовательно, мы должны осознать две вещи: во-первых, что Он — единственный хозяин, который наблюдает за всем и управляет всем, как высшими, так и низшими, во-вторых, что нет другого. И откуда же, скажи мне, мы можем это узнать? Что за учение может нам это сообщить? Ведь мы должны осознать, что Всевышний управляет всем, так в каком учении мы можем найти это как ясное знание, которое можно понять сердцем? Из простого смысла слов Торы и Талмуда мы не сможем этого понять, ибо они занимаются только заповедями — как именно их исполнять и как вывести точный закон. А если скажешь, что можно выучить это из историй, которые приводит Тора, я отвечу тебе, что о них можно сказать, будто эти события произошли «естественным» образом. И даже если мы поверим, что это были чудеса, совершенные Всевышним, тем не менее, они не дают нам ясного знания о Его единстве. Посмотри, сколько красивых и поразительных историй есть у народов мира, и, несмотря на это, они отрицают единство Всевышнего и Тору Моше. Таким образом, очевидно, что из простого смысла Торы и Талмуда и из рассказов о чудесах ты не выучишь эту мудрость. Это не сообщает нам ничего о власти Всевышнего и Его совершенстве. Всякое простое изучение могло бы быть достаточным, если бы заповеди исходили от человека. Тогда мы должны были бы исполнять их как простые указы царя. А из рассказов о чудесах мы не получаем требуемого, так как они рассказывают о событиях, а не о законах или основах мудрости. Поэтому от простого изучения этих историй невозможно прийти к основам мудрости. Следовательно, эти истории необходимы для чего-то другого, и они требуют отдельного изучения для некой другой цели. И даже если ты захочешь что-нибудь извлечь из этих историй, говоря: «раз произошли такие чудеса, очевидно, что есть ашгаха 48 Всевышнего в мире» − это нельзя назвать «знанием». Подобные истории лишь подталкивают твой разум к признанию этих постулатов, но это еще не называется «знанием». Только когда ты видишь в полной ясности разума, с глубоким пониманием, как все исходит от единого Г-спода, можно сказать, что ты осознал управление этим миром. А ведь истинный смысл заповеди, о которой мы говорим: «И узнаешь ты в тот день, и поймешь всем сердцем своим», − это знание и полное понимание сердцем, то есть именно путем мудрости необходимо осознать, что все происходящее в мире находится под управлением Всевышнего. Именно с помощью мудрости и четко настроенного разума, а не одной только веры. И еще: из историй ты можешь извлечь, что тогда было так и тогда Всевышний именно таким образом действовал в мире. Но ты не можешь сделать вывод, что все управление природой осуществляется сегодня так же. Напротив, можно подумать, что чудеса происходят от Всевышнего, а природные вещи не от Него, что Он просто позволяет им идти случайным образом, не используя провидение. А если скажешь, что искомое знание можно извлечь из естественных наук, как многие пытались это сделать,
используя философию и исследования Творения и Меркавы, так это ошибка. Ведь и те, кто отрицает аш-гаху, изучают естественные науки, более того, именно они говорят, что мир идет своим путем и управляется только своей природой. Если из всего перечисленного мы не можем выучить это знание — знание власти и ашгахи в великой мудрости Всевышнего, то нам остается только истинная мудрость — мудрость Каббалы. Ибо на самом деле именно Каббала открывает нам все знание о провидении и обо всем, что с ним связано. Именно она сообщает нам о том, что Создатель един абсолютным единством, во всех аспектах, которые только можно представить. Ибо такова ее цель — сообщить нам о Высшем единстве, о том, что все, что было, есть и будет, — все находится под детальной ашгахой Всевышнего. И подробно объяснить нам эту ашгаху и все явления в мире, то есть все создания и то, что с ними происходит, от первого дня до конца всей истории человечества.


46 В конкретных образах действий сфирот.

47 Дословно «это имя»: Шем — имя, а — определенный артикль; имеется в виду четырехбуквенное Имя Всевышнего.

48 Ашгаха — это оригинальный термин, который мы считаем необхoдимым использовать в силу сложности его перевода. Очевидно, ближайшим по смыслу русским словом является «провидение», то есть некое влияние, присутствие, воздействие. Однако термин «ашгаха» еще глубже — он также подразумевает «управление» и «наблюдение».

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Со второй ночи праздника Песах, 16 нисана, мы начинаем т.н. «исчисление омера», «Сфират аОмер». Тора повелевает нам отсчитать семь недель, то есть 49 дней Читать дальше