Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лучше не думать о других людях ни хорошо, ни плохо — чем думать о них плохо»Еврейская мудрость
Порядок постижения мудрости и тайны, связанные с Именем Творца

исследователь: Расскажи мне о различиях между Каббалой Рамбана и Каббалой Ари.

каббалист: Обе они истинны, и я уже объяснил их тебе. Ведь я говорил, что десять сфирот — это первая установка, достаточная для всего управления. Таким образом, выходит, что любое событие, произошедшее в мире, порождается движением одной из этих сфирот. Может быть так, что мы будем знать, какая это сфира, но не поймем частностей заложенного в ней механизма, который порождает данное конкретное явление. А может быть, наше знание окажется более глубоким, и мы узнаем также и конкретный путь этой сфиры, породивший рассматриваемое явление. Это и есть две Каббалы. Рамбан объяснил только десять сфирот и все их производные, но он не объяснил способы их происхождения. Все, что он сказал, — истинно, ибо так можно объяснить всю Тору, ведь на самом деле все возникает именно из них. А Аризаль передал нам более ясное знание, ибо он объяснил частные пути сфирот. Благодаря этому мы знаем, как из этих сфирот возникают непохожие друг на друга явления, ведь у каждого из них свой путь возникновения. И в этом же 46 заложены соотношения и связи между сфирот, ибо согласно этим связям и возникают их порождения. Однако различия в этих путях — бесконечны, и именно их мы назвали «ветвями корней». И ты не встретишь ни одного объяснения, в котором не шла бы речь об одном из этих путей.

исследователь: Окажи мне милость, господин мой, объясни всю эту мудрость в необходимом порядке, и разъясни. Ведь у того, кто изучает ее бессистемно, происходит смешение понятий и не остается ясных и фундаментальных знаний.

каббалист: Я сделаю, как ты просишь, ибо хочу научить тебя так, как это запечатлено в моем сердце, чтобы и в твоем сердце проросли мои слова и дали плоды. Знаю я, что твое сердце открыто и разум чист. Поэтому я дам тебе тот порядок знаний, который ты хочешь и который считаешь правильным.

исследователь: Раз уж я нашел милость в твоих глазах, так что ты причислил меня к благочестивым, попрошу у тебя одолжения. Задам я тебе один вопрос, а ты ответь на него так, чтобы ответ полностью удовлетворил мой разум. Затем мы пойдем от вопроса к вопросу, и ты наставишь меня в этой великой мудрости, которой ты обладаешь, — мудрости Каббалы.

каббалист: Я рад слышать твои слова. Говори! исследователь: Прежде всего, объясни, зачем нам нужна эта мудрость. На первый взгляд, нам достаточно знать, что Создатель всемогущ, что Он сотворил мир, дал нам Тору и заповеди и что есть награда и наказание в будущем мире. Зачем нам вообще знать о сфирот?

каббалист: Ты задал важный вопрос, и я дам тебе на него несколько ответов. Прежде всего, мы обязаны это знать, ибо так заповедал нам верный Пастырь (Моше), как сказано: «И узнаешь ты в тот день, и поймешь всем сердцем своим, что а-Шем 47 — Он Элоким». Таким образом, это должно стать знанием, понятным сердцу, а не просто постулатом веры. Ведь писание прямо сказало: «и поймешь всем сердцем своим». Что же мы должны осознать? — Истинность единства Создателя: «А-Шем, Он Элоким, на небесах вверху и на земле внизу нет другого». Следовательно, мы должны осознать две вещи: во-первых, что Он — единственный хозяин, который наблюдает за всем и управляет всем, как высшими, так и низшими, во-вторых, что нет другого. И откуда же, скажи мне, мы можем это узнать? Что за учение может нам это сообщить? Ведь мы должны осознать, что Всевышний управляет всем, так в каком учении мы можем найти это как ясное знание, которое можно понять сердцем? Из простого смысла слов Торы и Талмуда мы не сможем этого понять, ибо они занимаются только заповедями — как именно их исполнять и как вывести точный закон. А если скажешь, что можно выучить это из историй, которые приводит Тора, я отвечу тебе, что о них можно сказать, будто эти события произошли «естественным» образом. И даже если мы поверим, что это были чудеса, совершенные Всевышним, тем не менее, они не дают нам ясного знания о Его единстве. Посмотри, сколько красивых и поразительных историй есть у народов мира, и, несмотря на это, они отрицают единство Всевышнего и Тору Моше. Таким образом, очевидно, что из простого смысла Торы и Талмуда и из рассказов о чудесах ты не выучишь эту мудрость. Это не сообщает нам ничего о власти Всевышнего и Его совершенстве. Всякое простое изучение могло бы быть достаточным, если бы заповеди исходили от человека. Тогда мы должны были бы исполнять их как простые указы царя. А из рассказов о чудесах мы не получаем требуемого, так как они рассказывают о событиях, а не о законах или основах мудрости. Поэтому от простого изучения этих историй невозможно прийти к основам мудрости. Следовательно, эти истории необходимы для чего-то другого, и они требуют отдельного изучения для некой другой цели. И даже если ты захочешь что-нибудь извлечь из этих историй, говоря: «раз произошли такие чудеса, очевидно, что есть ашгаха 48 Всевышнего в мире» − это нельзя назвать «знанием». Подобные истории лишь подталкивают твой разум к признанию этих постулатов, но это еще не называется «знанием». Только когда ты видишь в полной ясности разума, с глубоким пониманием, как все исходит от единого Г-спода, можно сказать, что ты осознал управление этим миром. А ведь истинный смысл заповеди, о которой мы говорим: «И узнаешь ты в тот день, и поймешь всем сердцем своим», − это знание и полное понимание сердцем, то есть именно путем мудрости необходимо осознать, что все происходящее в мире находится под управлением Всевышнего. Именно с помощью мудрости и четко настроенного разума, а не одной только веры. И еще: из историй ты можешь извлечь, что тогда было так и тогда Всевышний именно таким образом действовал в мире. Но ты не можешь сделать вывод, что все управление природой осуществляется сегодня так же. Напротив, можно подумать, что чудеса происходят от Всевышнего, а природные вещи не от Него, что Он просто позволяет им идти случайным образом, не используя провидение. А если скажешь, что искомое знание можно извлечь из естественных наук, как многие пытались это сделать,
используя философию и исследования Творения и Меркавы, так это ошибка. Ведь и те, кто отрицает аш-гаху, изучают естественные науки, более того, именно они говорят, что мир идет своим путем и управляется только своей природой. Если из всего перечисленного мы не можем выучить это знание — знание власти и ашгахи в великой мудрости Всевышнего, то нам остается только истинная мудрость — мудрость Каббалы. Ибо на самом деле именно Каббала открывает нам все знание о провидении и обо всем, что с ним связано. Именно она сообщает нам о том, что Создатель един абсолютным единством, во всех аспектах, которые только можно представить. Ибо такова ее цель — сообщить нам о Высшем единстве, о том, что все, что было, есть и будет, — все находится под детальной ашгахой Всевышнего. И подробно объяснить нам эту ашгаху и все явления в мире, то есть все создания и то, что с ними происходит, от первого дня до конца всей истории человечества.


46 В конкретных образах действий сфирот.

47 Дословно «это имя»: Шем — имя, а — определенный артикль; имеется в виду четырехбуквенное Имя Всевышнего.

48 Ашгаха — это оригинальный термин, который мы считаем необхoдимым использовать в силу сложности его перевода. Очевидно, ближайшим по смыслу русским словом является «провидение», то есть некое влияние, присутствие, воздействие. Однако термин «ашгаха» еще глубже — он также подразумевает «управление» и «наблюдение».

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни, полностью связаны с постройкой Мишкана — переносного Храма, о котором написана эта статья. Мишкан служил местом сильнейшего раскрытия Божественного Присутствия, которое не оставляло сынов Израиля во время их сорокалетних странствий по пустыне. Читать дальше