Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Уши воспринимают колебания звука, глаза — световые волны, а ум работает, только если человек получает удовольствие»Рав Ицхак Гутнер
Корень и ветви мудрости заключаются в знании Имен Творца

исследователь: Теперь ясно. И я жажду учить эту мудрость как следует, ибо вижу в ней великую глубину. Может быть, раньше я просто не понимал того, что читал, и очень сильно запутался. Теперь же я хочу понять все, что знал и читал об этом, и прошу тебя научить меня как следует. И если ты хочешь помочь, то объясни мне пророческие видения, ведь сказано: «Ибо вы не видели никакого изображения» (Дварим 4:15), а в другом месте сказано: «Образ Всевышнего видел». Кроме того, мне бы хотелось разъяснить нечто, в чем, по-моему, сами мудрецы Каббалы испытывают затруднения. Речь идет о положении миров. В одном месте написано, что мир Асия виден в центре всех миров, а Кав пробивается в него и пронзает его до самого низа, в конце кругов Атика 43. А в другом месте видно, что этот мир находится под ногами Адама Кадмона и в его пятках. И я не нашел этому удовлетворительного объяснения. Однако я не хочу, чтобы ты объяснял мне каждую вещь отдельно, ибо я уже понял, что мудрость надо учить по-другому. Поэтому, прошу тебя, направь меня истинным путем, от начала и до конца.

каббалист: Так и сделаем. Я научу тебя так, как подобает столь умному, как ты, человеку, чтобы постичь до конца глубину основ этой мудрости. Сейчас я тебе расскажу, в каком порядке это следует изучать. Ты уже слышал, что есть некая общая совокупность видений в Меркаве. Затем следуют детали правления, передаваемые в этих видениях. Сначала следует знать все видения, а потом их объяснения.

исследователь: Расскажи мне все по порядку. каббалист: Нет сомнений, что знание только названий сфирот и парцуфим, со всем, что есть в них, без понимания их природы и назначения — вообще не является знанием. Какой смысл знать, что есть наверху несколько видов «светов» для управления миром, если мы не знаем, какой из них и как управляет созданиями. И что именно мы видим в этом из глубины Мудрости и Замысла Создателя. А вот если мы на самом деле сможем постичь основу Его Замысла в сотворении мира и способ управления так, что поймем: все существующее и происходящее на самом деле осуществляется осознанно, с глубоким замыслом, и если мы увидим, что события движутся чудесным образом, что все упомянутое 44 исходит из общего Замысла Творения, и все это сообразно и упорядочено — такое знание можно назвать мудростью! И если мы поймем суть этого управления, состоящего только из сфирот и их законов, то будем говорить о сфирот не как о «закрытой» книге, а как о цельной, великой мудрости — мудрости знания чудесного Правления Всевышнего, настолько, насколько она может быть доступна нам. Теперь мы должны выучить две вещи, одну за другой. Сначала следует узнать в целом все, что есть у нас в Каббале — в образе Высшей Меркавы, то есть сфирот и их законы. Это можно получить только по традиции, которую передали нам пророки и обладающие «Духом святости». Затем нужно снова повторить это все, уже с объяснениями. А в целом, объяснение природы и назначения сфирот и парцуфим и есть доступное нам понимание Высшего Правления. Поэтому мы разделим все на две части. В первой мы приведем все «святое древо» 45 в целом и все, что в нем есть, в кратких абзацах, так, чтобы ты мог легко повторять их и выучить наизусть. Ведь тот, кто хочет понять объяснения мудрости, должен помнить это всегда, ибо объяснения всегда следуют деталям этого древа и его ветвей. А затем я изложу тебе общее объяснение, то есть Высшее Управление в целом, согласно его законам. И это тоже я изложу в виде кратких определений, так, чтобы ты смог понять природу этого знания и уверенно продвигаться по его тропам.

Вот тебе десять кратких правил, которые ты должен выучить как Мишну.

исследователь: Как я понял, ты хочешь включить в эти правила все, что есть в сфирот и высших мирах, согласно традиции, полученной от тех, кто обладал «Духом святости». И, тем не менее, я хочу спросить: действительно ли ты собрал в них все, что находится в писаниях мудрецов Каббалы? А если нет, то скажи — что именно ты взял оттуда?

каббалист: Если бы я захотел взять все, чему учил святой учитель Аризаль, это было бы очень длинно, и я не дал бы тебе ясного знания. Это было бы слишком много для тебя, и ты бы не увидел конца. Но ведь ясно, что в каждой мудрости есть корни и ветви, и я взял корни, а ветви оставил. Ведь после того, как ты осознаешь корни, ты поймешь и все связанные с ними ветви, которые найдешь в словах мудрецов. А вот если бы я оставил один из корней, то, найдя некое объяснение, связанное с этим корнем, ты бы не понял его вообще.

исследователь: Это хорошо. И я надеюсь получить от тебя обширные знания, потому что ты много объясняешь, «как» учить. Но только объясни мне, пожалуйста, что ты называешь корнями этой мудрости, а что — ветвями.

каббалист: Корнем я называю то, что является в этой мудрости новой темой, а ветвью — углубленные объяснения уже знакомой темы. Например, если я упоминаю Адама Кадмона, то это — тема, вокруг которой будет еще множество объяснений, каждое из которых мы назовем «ветвью». Соответственно, в этом учении мы должны знать все темы, и все, связанное со «зданиями», полученными обладающими святым духом. Это и есть корни. Это Имена и их состояния. В целом все это называется «святым древом». Именно его я называю корнями, ибо к каждой части древа потом найдется множество объяснений. И если неизвестна тема, то объяснение непонятно вообще. А когда ты узнаешь все корни, то, читая книги мудрецов Каббалы, сам сможешь понять и все детали.

Скажу тебе еще больше: мы все время занимаемся силами Желания, существующими по воле этого Желания, поскольку с их помощью осуществляется Творение и управление им. Именно они являются основами всех законов Творения и управления им. Разум подсказывает, что каждое действие не нуждается в отдельном законе так, чтобы количество законов в точности соответствовало количеству действий. Логично установить один путь и один закон, достаточный для всех действий, которые возникнут и будут совершаться затем постоянно, каждый день и каждую секунду. Закон, который порождает действие только однажды — это «новый» закон. Ведь там, где можно обойтись малым, множество — недостаток, и это не может быть путем мудрости.

Этот единый закон и есть закон десяти сфирот, к нему нечего добавить, но и убавить от него нельзя, ибо закон этот — общий. Этих десяти сфирот достаточно на все времена и для всех событий, в силу того, что в своей полноте (которую необходимо еще понять) они включают множество деталей. И тот, кто понимает их, знает все, что требуется. Всевышний собрал все в этих десяти, так, что не потребуется ничего нового, после того, что уже есть это единое бытие. И пути, которыми из этих десяти сфирот возникнут в свое время все явления, тоже установлены с самого начала, в необходимом количестве. А их порождения — это и есть все создания и события, которые возникнут потом, согласно этим путям, которые мы должны знать. И это корни, с которыми связаны все предстоящие изменения во всем бытии. И если нам недостанет знания одного из корней, нам недостанет знания нескольких явлений, возникших из этого корня. То, что я собрал для тебя в этих главах, и есть совокупность путей в целом, которую я называю «святым древом».


43 Приведем объяснение этого понятия из книги «138 врат мудр — сти» (врата 74): «Атик — это первый парцуф, относящийся к Ацилут, и это Малхут Адама Кадмона. Он распространяется с необходимыми свойствами и облачается в Ацилут, дабы привязать ее к Адаму Кадмону, поддерживать ее существование и управлять им». И далее, в объяснениях: «“атик — это первый парцуф, относящийся к ацилут”. Он из Сфирот Адама Кадмона, но относится к Ацилут»… и это Малхут адама кадмона. Мы уже объясняли, что всякая сфира, у которой есть отдельная власть, называется парцуфом, и поскольку Малхут Адама Кадмона дано собственное действие — управлять Ацилут, она называется парцуфом.

44 Сфирот, парцуфим и т.д.

45 Иерархию сфирот.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


В еврейской истории город Шхем часто становился местом расколов и конфликтов: здесь произошло несчастье с дочерью Яакова Диной, здесь, у Шхема, был продан в рабство Йосеф. В Шхеме же было закреплено разделение единого еврейского государства на два, Северное Израильское и Южное Иудейское царства. Конфликты вокруг Шхема (по-арабски — Наблуса) продолжаются и сегодня. Читать дальше