Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Поднятие по духовной лестнице напоминает поднятие по обычным ступеням

Человек (речь идёт о еврее) всегда должен заниматься Торой и заповедями даже не «во имя» их самих (т.е. из какого-то побочного интереса). Ибо занимаясь ими «не во имя» придет к тому, чтобы делать это «во имя» (Псахим* 50б).

А гаон рабейну Хаим из Воложина написал в своей замечательной книге Дух жизни по поводу 4-ой мишны из второй главы Пиркей Авот*: «…учение “не во имя” — великий ключ (открывающий дорогу) к “во имя”, ибо без этого человек не в состоянии подняться против своего йецера». И ещё написал там по поводу 1-ой мишны из третьей главы, что невозможно достичь ступени «во имя», если этому не предшествовало «не во имя». И это можно также вывести из слова «всегда».

Поэтому мы очень поражены тем, что сделал нам Творец, когда нашему, такому слабому в изучении Торы и служении поколению, Он, Благословенный, совершенно отменил «не во имя»: ведь кому не известно, что в наше время человек занятием Торой не приобретет ни серьезных доходов, ни большого почета. Более того, хоть иногда в великих ешивах и существовала тень от «не во имя», бросил их Святой, благословен Он, под власть большевиков, противников любой религии; и не только напрочь ликвидировано было «не во имя», но требуется огромная самоотверженность (месирут нефеш) от изучающих Тору. Что это сделал Творец? Разве Он желает уничтожить Свою Тору и служение Ему?!

Углубимся в некоторые детали, чтобы понять их.

1. По поводу «не во имя» сказал мой дед, хасид, гаон, наш учитель и рав Симха Зисель, что целью занятий Торой «не во имя» должно быть прийти к «во имя». Ясно, однако, что не каждый, учащий «не во имя», придет к «во имя». Такое произойдет, лишь если главное стремление его чисто, тогда «не во имя» помогает и облегчает ему противоборство с йецером ара, и таким путем он придет к «во имя».

Помню (мне было тогда девять лет), что принято было у моего отца и учителя, и дяди моего, реба Гедальяу, вставать в субботу в полночь и вместе заниматься Торой до утренней молитвы, т.е. примерно в течение девяти часов. И я поднимался на несколько часов, и учился со мной мой рав — отец мой. И мама-праведница, мир ей, вставала и учила мидраш, и Рамбана, и Мальбима* — их объяснения к недельному разделу Торы. Когда она вставала, это было для меня праздником, потому что угощала нас горячим кофе и изумительно вкусными оладьями. Конечно, главной целью ночного вставания было учение, но и у оладий была своя доля в моем быстром подъеме.

Так пояснял мой дедушка сказанное в трактате Брахот /54а/: «…всем сердцем своим — обоими твоими побуждениями: йецером атов и йецером ара», — используй желания йецера ара к добру.

2. И следует понять, почему такова была воля Благословенного, что Он помог человеку в служении Ему через «не во имя», почему сделал так, что «нечистота» проникла в «святость» — разве нельзя было сотворить человека таким, чтобы он мог подняться к святости, не прибегая к «нечистоте»? Но дело-то все в том, что Он создал лестницу от земли до небес, и на каждой ее ступени необходимо прилагать большие усилия к тому, чтобы противостоять йецер ара, и не в состоянии человек скакнуть снизу вверх одним махом, но день за днем должен подниматься со ступеньки на ступеньку. Вот так и со ступенью «во имя», которая нуждается в содействии и поддержке от «не во имя», и человек, прилагая усилия, будет подниматься по ступеням «не во имя», достигая уровня «во имя», а от этой ступени еще выше, пока не придет к полному и совершенному служению «во имя».

Так писал раби Хаим из Воложина (Дух жизни гл. 3):

Например, господин велел своему слуге подняться наверх, и нельзя предполагать, что будет сердиться, если тот поднимается по ступеням лестницы, а не пытается преодолеть ее одним прыжком, ибо невозможно сразу подняться наверх. Так и в процессе учения: начав его «не во имя», человек поймет, что всего лишь находится на определенной ступени и ему следует подниматься, пока не достигнет ступени «во имя». И конечно, если господин увидит, что слуга просто скачет по ступеням вверх-вниз и вообще не поднимается вверх, немедленно рассердится на него.

Замечательно то, что даже Яакову намекнул Святой, благословен Он, что тот не может подняться иначе, как со ступени на ступень лестницы, которую Он дал ему увидеть в пророческом сновидении! А ведь Яакова наши мудрецы считали избранным из праотцов, даже Авраам получил многое в заслугу Яакова: Авраам стал родоначальником еврейского народа потому, что от него произошел Яаков, главным свойством которого была «истина». Именно благодаря этому он смог породить 12 сыновей — родоначальников колен Израиля, и каждый из них был свят, в отличие от сыновей Авраама или Ицхака.

3. Здоровый человек поднимается самостоятельно даже по многоступенчатой лестнице. Слабый и больной также поднимутся, но им придется прихватить для опоры посох. И ребенок, помогая себе руками и ногами, поднимется на какую-то ступень. Однако безногий вообще не сможет подняться самостоятельно, он и стоять не может, но падает. Такой взывает к Милосердному, чтобы Тот вознес его. И если он попал-таки наверх, значит его туда подняли.

Так же происходит и с лестницей служения Всевышнему. Праведники поднимаются сами, побеждая, покоряя свой йецер на каждой ступени. Всем иным подъем дается тяжело. А начинающие служение, подобные маленькому ребенку, помогают себе руками, посохом — всем, что «не во имя». Однако грешники, люди с изъяном, дефектом, те, кто не могут одолеть свой йецер, чье сердце отупело от многих «нечистот», — такие не смогут подняться даже на одну маленькую ступеньку. Что же делать им? Если сердце их сокрушено, и они поистине раскаялись в совершенных ими мерзостях и преступлениях, они взывают с мольбой к Творцу — и оказываются наверху, как сказано: «…и дам им сердце новое…» В то время как праведник трудится многие годы, чтобы наполнить свое сердце духом святости, о полностью раскаявшемся сказано: «…и новый дух водворю в вас».

Из этого ясно, что грешащий не должен говорить: «Как я могу сделать тшуву, ведь я так далек от Б-га, полон страстей, и сердце мое бесчувственно-тупое?» Он должен увидеть истину и раскаяться, молить Благословенного о милости, и Тот поможет ему. Сказано: «Верни нас, Всевышний, к Себе, и мы вернемся…», то есть согрешивший должен лишь раскаяться, молить искренно, чтобы Благословенный вернул его к Себе, и Творец проявит милосердие в такой мере, что даже «верни нас» будет зачтено, как если бы сам человек вернулся, своими силами сделал тшуву, как сказано: «…и мы вернемся…» В этом суть явления — «есть обретающий свой удел в грядущем мире в один миг» (Авода зара* 10б). И везде, где в Талмуде говорится об этом, речь идет о сделавших тшуву. Но праведник трудится всю свою жизнь, подымаясь со ступени на ступень.

  1. Как здоровый человек не завидует безногому из-за того, что тот не может ходить, а передвигается при помощи других, так и праведник не должен завидовать баалтшуве, потому что награда человеку определяется по большинству его поступков и по ступени, степени покорения им своего йецера ара. Конечно же, праведник, всю жизнь боровшийся со своим йецером ара, более велик, чем баалтшува. И поэтому трудно понять, почему о поступках раскаявшихся грешников сказано: «Заплакал Раби и сказал: Есть обретший свою долю в грядущем мире в одно мгновение». Еще тяжелее понять высказывание мудрецов: «На том месте, где стоят баалейтшува, не могут стоять (даже) совершенные праведники». Как могут баалейтшува превосходить совершенных праведников?! Объяснение этому таково. Написано у пророка (Йешаяу 43:7): «…все, нареченное Именем Моим и во Славу Мою, Я сотворил, сформировал, а также сделал», ибо цель творения в том, чтобы через него раскрылась, проявилась Слава Благословенного. Это возможно двумя способами: а) когда праведники, своими делами самоотверженно выполняя волю Создателя, раскрывают этим величие Его Славы; б) в том, как Благословенный управляет миром соответственно действиям человека, с устранением из мира заблуждений раскроется глубина Его мудрости, точность Его законов, и истинность их, и мощь Его беспредельного милосердия. Но и человек должен участвовать в этом, ибо он важный фактор этого процесса, составная его часть, потому что его действия способствуют раскрытию в мире Всевышнего. Это раскрытие происходит одновременно и в материальном, и в духовном планах. Передали наши мудрецы слова Всевышнего: «Откройте Мне вход размером с игольное ушко, и Я открою вам вход размером с храмовые врата». По мере усилий, прилагаемых человеком в его служении Творцу, даже если их результатом стало создание «входа с игольное ушко», награждает его в изобилии Святой, благословен Он, помощью с Небес в огромном размере «храмовых ворот». И вся суть, вся основа суда и милосердия, касающихся этого мира, базируется на этой помощи Небес. Также и удовлетворение материальных нужд связано с этим.

Праведник раскрывает Славу Творца своим выбором, всем множеством своих добрых поступков во все дни своей жизни. Каждым своим добрым делом, созданием каждого «входа с игольное ушко» он творит «храмовые врата», при том, что первый находится в нашем мире, а вторые — в мире грядущем, — он вызывает раскрытие качеств и свойств Благословенного и Славы Его. Грешник же всю свою жизнь своими действиями усиливает, увеличивает сокрытие Всевышнего, ибо действует назло, вопреки Ему; и даже когда он раскаивается, «вход с игольное ушко» у него совсем крошечный, и он не в состоянии подняться самостоятельно даже на одну малую ступень, ибо стал бесчувственным в результате множества своих скверных дел. Однако он становится побудительной причиной, и благодаря ему помощь Небес и беспредельное милосердие раскрываются в такой необыкновенной степени, которой не может вызвать и великий праведник. Но при этом отношение самого раскаявшегося грешника к этому великому раскрытию, связь его с ним очень незначительны, потому что открытый им «вход с игольное ушко» в действительности очень мал и невелик. Но тем не менее особенно это место тем, что в нем происходит изумительное раскрытие (Творца), которого праведник не мог бы достичь в одиночку, а только при посредстве баалтшувы. И именно в этом отношении «на месте, где стоят баалейтшува, не могут стоять даже совершенные праведники». Об этом и плакал Раби, увидев свет великого раскрытия, возникающий благодаря баалтшуве: почему он не удостоился того, чтобы в этом была и его доля, его участие.

  1. Получается, существуют два пути: тяжёлый для праведников, поднимающихся ступень за ступенью, и лёгкий для злодеев, начавших обдумывать тшуву. И отсюда, чем дальше отойдёт человек (от Б-га), тем он ближе к возможности (сделать тшуву). Вот как это объясняют наши мудрецы в трактате Сукка /52а/:

«В грядущем приведёт Святой, благословен Он, йецер ара к человеку… праведникам он (йецер) покажется высокой горой, а злодеям — тонким волоском. И те, и другие заплачут. Праведники заплачут и скажут: “Как мы смогли одолеть такую высокую гору?” А злодеи заплачут и скажут: “Как это мы не смогли совладать с таким тонким волоском?”»

И невозможно объяснить, что в грядущем мире истины ошибутся в понимании трудности преодоления йецера ара, но, как сказано выше, каждый поистине плачет о своём.

  1. В трактате Санхедрин* /95а/ сказано: «Сын Давида (Машиах) придёт либо в поколении, которое полностью невиновно (имеет на это право), либо в поколении, которое полностью виновно (в грехах) и т.д.»

Объясняется это следующим образом.

а) Как поднимаются по лестнице ступенька за ступенькой, так и спускаются по ней. То есть, когда человек опускается ступень за ступенью, он всё же может вернуться и подняться по ступеням, если всё ещё стоит на лестнице, даже в самом низу, если ещё не потерял способности подняться хотя бы чуть-чуть.

б) Чем больше человек проявляет уважения к Небесам, тем более явно им управляет Благословенный. Мы знаем, что для великих праведников Святой, благословен Он, совершал открытые чудеса, а Моше-рабейну был удостоен того, что благодаря ему Слава Творца открылась каждому человеку, как, например, при исходе из Мицраима (Египта), рассечении Красного моря, даровании Торы и пр.

в) А чем больше человек своими дурными поступками скрывает Славу Творца, и Святой, благословен Он, скрывает Свою Славу от него. И это проблема галута (изгнания), суть которого — «изгнание Шехины». Имя Творца оскверняется там, как сказано: «Почему скажут народы:…где же их Б-г?» Однако есть в этом и немалая польза, ибо, когда человек начинает подниматься по ступеням с самого низа, то и Слава Небес мало-помалу возвышается вместе с ним. И это то, что мы видим, как приходит помощь Всевышнего даже естественным путём, даже в условиях галута, когда обращаются к Нему и молятся Ему, Он помогает, Он спасает. Это раскрытие из сокрытия, которое происходит в соответствии со степенью этого раскрытия в действиях человека, начавшего подниматься с очень низкой ступени.

г) «Полностью виновное поколение уже потеряло надежду, что сможет подняться по ступеням, и поэтому длить галут нет больше смысла, “Святой, благословен Он, поставит над ними царя, чьи указы тяжелы, как указы Амана, [и Исраэль раскается] и исправится” (Санхедрин 97б). Что значит “раскается и исправится”? После тшувы исправится? И кто его исправит — Святой, благословен Он, или царь тяжкий, как Аман? Но такова правда: когда ставят над ними (евреями) царя тяжкого, как Аман, раскалывается их сердце от горя и взывают с мольбой к Всевышнему. А Благословенный видит, что они желают сделать тшуву, но слабы настолько, что не могут подниматься по ступеням. Тогда Он, Благословенный, “Сам возвращает их”, и Сам поднимает их, и приводит к ним Машиаха при великих раскрытиях (Себя) и откровениях на глазах у всех. Поэтому и сказано, что Машиах, сын Давида, придёт к “поколению, полностью невиновному” (достойному того, что Машиах откроется ему), или к “поколению, полностью виновному”, которому галут уже не приносит пользы. И тогда Благословенный поднимает его (после того, как разобьётся его сердце) и в заслугу этого приводит Своего Машиаха».

  1. Таков ответ на вопрос, поставленный нами в начале статьи. Нашей целью было не усложнять проблему, ибо «прямы пути Творца», вне всякого сомнения. «Злодеи преткнутся на них (на этих путях)», потому что в растерянности будут умножать вопросы, но «праведники пройдут ими (этими путями)», потому что будут знать, как учиться у Благословенного тому, как Он управляет миром — ведь суды Его истинны, Он исследует сердца, и знает суть каждого человека, видит, к чему тот склонен, чего желает. Потому, если человек будет учиться только путям Благословенного, то сможет без ошибок и фантазий осознать своё истинное духовное состояние и благодаря этому поднимется на высокую ступень праведников.

При виде того, как Всевышний забрал у нас всё «не во имя», как закрыл перед нами двери почти всех святых ешив и подверг тяжким и горьким испытаниям всех изучающих Тору, разве не оказалось, что Он отобрал у нас лестницу? Но зачем? В знак того, как низко пали мы в Торе и в служении Всевышнему. Потому нет пользы нам в лестнице, мы не в состоянии подняться даже на одну ступень. И наоборот, беды наши умножились сверх головы, а от всех наших стремлений устроиться в этом мире в усладе и покое осталась только кучка праха. Разве всё это не свидетельствует нам с абсолютной ясностью, что есть у нас один-единственный путь вернуться, сделать тшуву, и тогда Он, Благословенный, вознесет нас.

  1. Как это сделать: приобрести (грядущий) мир одним мигом тшувы? Ведь, кажется, как тяжела тшува! Но это не так! Как раз в нашем положении это очень легко, совсем как преодолеть препятствие размером с волосок. Если не будем тупыми и глупыми, то поймём: Всевышний сделал так, что все наши излюбленные пути закрыты, запечатаны для нас. Это те пути, на которых мы по своей воле все силы наши отдали идолам, погоне за деньгами: с юности учились заботиться только о содержании, снабжении тела, на это бросили все силы, стремились ещё и ещё получать удовольствия от жизни этого мира. И у нас, изучающих Тору, есть доля в этом. Что пользы в том, если попытаемся обмануть самих себя, сказав, что у нас и в мыслях подобного не было. А каковы были наши пути в стремлении служить Творцу? Пытались подкупить Святого, благословен Он, хотя бы «самой малостью», а то и об этом забывали. Взглянем со всей искренностью вглубь наших сердец и увидим! А теперь «пусть оставит грешник свой путь», хочешь — не хочешь, а оставит; «и каждый грешник — мысли свои». Ясно, что Б-г перекрыл все эти пути. И тогда «вернётся к Творцу», и Благословенный быстро примет нас, «и смилостивится», и вознесет нас.

Как бестолковы люди, не видящие того, что делает Всевышний, люди, чьи сердца всё ещё преданы животным желаниям и материальным устремлениям, те, кто надеется, что ещё немножко, — и жизнь потечет прежним руслом, и каждый сможет делать всё, что ему заблагорассудится. Жаль таких, они подобны рыбам, попавшим в сети: мечутся туда-сюда, теряют силы, а всё бесполезно. Нам следует понять всем сердцем истинное положение в мире, очистить наши сердца от всех привычных нам глупостей и всецело отдать себя служению Благословенному — искренне и с полной уверенностью. Если же возникнет мысль как обеспечить своё существование, откуда взять средства на жизнь, ответим задающему этот вопрос нашему йецеру ара: «А если будешь поступать по своему желанию, будешь знать, как обеспечить себя?» Человек не должен требовать много от этого мира, а довольствоваться малым. Известно, что привязавшиеся к удовольствиям этого мира скажут: «Всё это крайности!» Однако каждый, принявшийся искоренять в себе зло, — человек крайностей, и все те, кто приобрёл мир в одно мгновение, также были людьми крайностей. Чего не достаёт нам сейчас, так это именно крайности, порождённой сильным чувством и огромным вдохновением, энтузиазмом. Общее правило: тшува (возвращение к Творцу) очень легка для нас, но только если подогревается энтузиазмом.

Статья «Есть обретающие (грядущий) мир в одно мгновение» была написана в 1941-42 гг., когда над Англией нависла угроза фашистского вторжения. Рав Деслер был занят тогда использованием тшувы в качестве «первой помощи». «Рецептом для излечения» он считал заметку «Тшува: краткий путь», помещённую после данной статьи.


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше