Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек не задумывается о смысле жизни, — зачем ему жить?»Раби Нахман из Бреслава
Три вещи, которые передали еврейскому народу три праотца

Авраам авину был первым, кто полюбил Творца и объявил об этом во всеуслышание — Авраам охави, «Любящий Меня Авраам». Из любви к Нему он шел на любые жертвы — не из страха. Мудрецы (Сукка 49б) толковали стих из Шир аширим (7:2) «Как прекрасны в сандалиях ноги твои, дочь дарителя». «Дочь благородного дарителя — это дочь Авраама авину[1], который назван надив, — поясняет Раши, — Надив — тот, кто принес свое сердце, чтобы познать своего Творца». Он как бы «пожалел» Творца и стал заботиться о Его рабах. В этом было его особое откровение! А Ноах в отличие от него служил Творцу только из страха.

И все же непонятно, почему это не разбирают мудрецы прежних и последних времен.

Понятно, у них были другие важные темы. Но я думаю, если бы они преподнесли нам эту идею на серебряном блюде, как все другое, это уже не было бы ани. Мы могли продвигаться в изучении Торы, хасидизма, кабалы, но это не было бы раскрытием своего я, а заимствованием у других, как сказано: «Слушай, сын мой, наставление твоего отца» (Мишлей, 1:5).

«Святой, благословен Он, Тора и Исраэль — одно». Поэтому у нас три праотца, которые передали нам три вещи: Ицхак авину передал поколениям самопожертвование ради Творца. Яков — святую Тору (титен эмет ле Яков — «дай истину Якову»), которая влияет на всю нашу жизнь.

До сих пор, чтобы привести Машиаха, от нас требуется симха, радость, изливающаяся из раскрытия человеческого я. Это, по сути, претензия к Народу Израиля, высказанная в пасуке «за то, что ты не служил Б-гу Господу твоему в радости, в полноте радости от всего изобилия, что имеешь» (Дварим, 28:37). Магараль поясняет, что они исполняли всю Тору и заповеди, и единственное, чего им не хватало, — радости.

Это нам передал Авраам авину. Мудрецы (Псахим 117б) толкуют обещание Творца Аврааму «и будешь благословением» (Берешит, 12:2): «Могло бы заканчиваться всеми, но Талмуд говорит “и будешь благословением” — тобой завершают, а не всеми»[2]. И толкуют в книгах (Мегале амукот и других), что «тобой будут запечатаны все изгнания». Последним учением перед концом изгнаний будет качество Авраама авину. Какое?

«Один был Авраам», и никто его не обучал: ни друг и товарищ, ни даже рав. Он сам открыл в себе глубинное я. В каждом из нас сокрыто его ани, которое ему не подносят на серебряном блюде — чтобы открыть его, ему надо трудиться самому, опираясь на свои чувства и особенности.

«Каждый обязан сказать себе: мир создан для меня». Когда? Постоянно. В тот момент, когда перестают это говорить, а значит этому верить, человек может потерять всю свою особую ценность. Все время он должен признавать и подверждать тот факт, что ради него сотворен мир, и он чрезвычайно важен в глазах Творца.

Мы находим удивительное подтверждение в галахе, приведенной Рамбамом (Гилхот йесодей Тора, 5:5): «Если скажут идолопоклонники, выдайте нам одного из вас, и мы убьем его, а не дадите — убьем всех, пусть убивают всех, но не выдавайте ни одной души из Израиля».

Представьте: после воскрешения мертвых наступит удивительное время вечности для всех, от Авраама до последнего еврея. И вот один без сознания прикован к аппаратам, поддерживающим жизнь, а он только дышит. Мозг его поврежден, так что он не знает, что с ним делают, и, в общем-то, скоро умрет. И вот неевреи обращаются к евреям: «Выдайте одного из вас, и мы убьем его, а не то — убьем всех»[3]. Можно выдать им одно это «растение». Он проживет на миг меньше, зато будет спасен для вечной жизни весь Израиль. Выдать или нет? Галаха утверждает «нет»!

Галаха — еврейский закон — раскрытие воли Творца. Отсюда мы видим, как важна для Него душа каждого еврея, даже «растения». У него, ведь, еврейская нешама[4]. «Господи, душа, которую Ты дал мне, чиста. Ты ее во мне сохранил»[5]. И у маленького ребенка, «растения», есть я, и он воцаряет Творца! Не убивайте этого ребенка, даже за миг до того, как пришло его время! Таков еврейский закон, Галаха.

Как только человек перестает повторять себе эту важнейшую основу, сразу мир окружает его тьмой. Он теряет ощущение и понимание своей ценности и вместе с тем радость. Нет больше того ани.


[1] Происшедший от него Народ Израиля.

[2] Речь идет о завершении первого благословения в молитве Шмонэ эсре — не сказано Элокей Авраам, Ицхак и Яков, как говорит Творец Моше в Шмот 3:5, но Маген Авраам — «Щит Авраама».

[3] В греческих мифах (возможно, основанных на аналогичных жизненных ситуациях) новую красавицу ежегодно отдавали на съедение дракону ради спасения города. И множество раз так поступали в Европе до последнего времени: например, Чехословакию отдали Германии пол века назад. В Спарте по закону убивали хилых младенцев, и во многих местах — стариков (например, в современной России их просто не лечат). Нацисты проводили эвтаназию хронически больных немцев и «неполноценных» народов. А разве не так ООН, все нации мира, отдающие сегодня Израиль на съедение арабам, только чтобы не было у них проблем с нефтью, как во время Катастрофы отдавали немцам евреев на полное уничтожение? — Г.С.

[4] Еврейская душа.

[5] Часть отрывка, который мы произносим каждое утро.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.