Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Три вещи, которые передали еврейскому народу три праотца

Авраам авину был первым, кто полюбил Творца и объявил об этом во всеуслышание — Авраам охави, «Любящий Меня Авраам». Из любви к Нему он шел на любые жертвы — не из страха. Мудрецы (Сукка 49б) толковали стих из Шир аширим (7:2) «Как прекрасны в сандалиях ноги твои, дочь дарителя». «Дочь благородного дарителя — это дочь Авраама авину[1], который назван надив, — поясняет Раши, — Надив — тот, кто принес свое сердце, чтобы познать своего Творца». Он как бы «пожалел» Творца и стал заботиться о Его рабах. В этом было его особое откровение! А Ноах в отличие от него служил Творцу только из страха.

И все же непонятно, почему это не разбирают мудрецы прежних и последних времен.

Понятно, у них были другие важные темы. Но я думаю, если бы они преподнесли нам эту идею на серебряном блюде, как все другое, это уже не было бы ани. Мы могли продвигаться в изучении Торы, хасидизма, кабалы, но это не было бы раскрытием своего я, а заимствованием у других, как сказано: «Слушай, сын мой, наставление твоего отца» (Мишлей, 1:5).

«Святой, благословен Он, Тора и Исраэль — одно». Поэтому у нас три праотца, которые передали нам три вещи: Ицхак авину передал поколениям самопожертвование ради Творца. Яков — святую Тору (титен эмет ле Яков — «дай истину Якову»), которая влияет на всю нашу жизнь.

До сих пор, чтобы привести Машиаха, от нас требуется симха, радость, изливающаяся из раскрытия человеческого я. Это, по сути, претензия к Народу Израиля, высказанная в пасуке «за то, что ты не служил Б-гу Господу твоему в радости, в полноте радости от всего изобилия, что имеешь» (Дварим, 28:37). Магараль поясняет, что они исполняли всю Тору и заповеди, и единственное, чего им не хватало, — радости.

Это нам передал Авраам авину. Мудрецы (Псахим 117б) толкуют обещание Творца Аврааму «и будешь благословением» (Берешит, 12:2): «Могло бы заканчиваться всеми, но Талмуд говорит “и будешь благословением” — тобой завершают, а не всеми»[2]. И толкуют в книгах (Мегале амукот и других), что «тобой будут запечатаны все изгнания». Последним учением перед концом изгнаний будет качество Авраама авину. Какое?

«Один был Авраам», и никто его не обучал: ни друг и товарищ, ни даже рав. Он сам открыл в себе глубинное я. В каждом из нас сокрыто его ани, которое ему не подносят на серебряном блюде — чтобы открыть его, ему надо трудиться самому, опираясь на свои чувства и особенности.

«Каждый обязан сказать себе: мир создан для меня». Когда? Постоянно. В тот момент, когда перестают это говорить, а значит этому верить, человек может потерять всю свою особую ценность. Все время он должен признавать и подверждать тот факт, что ради него сотворен мир, и он чрезвычайно важен в глазах Творца.

Мы находим удивительное подтверждение в галахе, приведенной Рамбамом (Гилхот йесодей Тора, 5:5): «Если скажут идолопоклонники, выдайте нам одного из вас, и мы убьем его, а не дадите — убьем всех, пусть убивают всех, но не выдавайте ни одной души из Израиля».

Представьте: после воскрешения мертвых наступит удивительное время вечности для всех, от Авраама до последнего еврея. И вот один без сознания прикован к аппаратам, поддерживающим жизнь, а он только дышит. Мозг его поврежден, так что он не знает, что с ним делают, и, в общем-то, скоро умрет. И вот неевреи обращаются к евреям: «Выдайте одного из вас, и мы убьем его, а не то — убьем всех»[3]. Можно выдать им одно это «растение». Он проживет на миг меньше, зато будет спасен для вечной жизни весь Израиль. Выдать или нет? Галаха утверждает «нет»!

Галаха — еврейский закон — раскрытие воли Творца. Отсюда мы видим, как важна для Него душа каждого еврея, даже «растения». У него, ведь, еврейская нешама[4]. «Господи, душа, которую Ты дал мне, чиста. Ты ее во мне сохранил»[5]. И у маленького ребенка, «растения», есть я, и он воцаряет Творца! Не убивайте этого ребенка, даже за миг до того, как пришло его время! Таков еврейский закон, Галаха.

Как только человек перестает повторять себе эту важнейшую основу, сразу мир окружает его тьмой. Он теряет ощущение и понимание своей ценности и вместе с тем радость. Нет больше того ани.


[1] Происшедший от него Народ Израиля.

[2] Речь идет о завершении первого благословения в молитве Шмонэ эсре — не сказано Элокей Авраам, Ицхак и Яков, как говорит Творец Моше в Шмот 3:5, но Маген Авраам — «Щит Авраама».

[3] В греческих мифах (возможно, основанных на аналогичных жизненных ситуациях) новую красавицу ежегодно отдавали на съедение дракону ради спасения города. И множество раз так поступали в Европе до последнего времени: например, Чехословакию отдали Германии пол века назад. В Спарте по закону убивали хилых младенцев, и во многих местах — стариков (например, в современной России их просто не лечат). Нацисты проводили эвтаназию хронически больных немцев и «неполноценных» народов. А разве не так ООН, все нации мира, отдающие сегодня Израиль на съедение арабам, только чтобы не было у них проблем с нефтью, как во время Катастрофы отдавали немцам евреев на полное уничтожение? — Г.С.

[4] Еврейская душа.

[5] Часть отрывка, который мы произносим каждое утро.


Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Синайское откровение - Десять заповедей

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.