Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Светские науки важны, но не в ущерб еврейскому образованию. Не надо быть слишком требовательными к детям, однако приучать их к заповедям надо с раннего возраста.

Общеизвестно, сколь большое значение придают евреи образованию детей. Гораздо менее известно, что именно понимается под словом «образование».

На иврите образование называется хинух, но слово это означает не только формальное обучение. Буквально оно переводится как «посвящение». Хинух — это всесторонняя подготовка к жизни, а не только к зарабатыванию денег. Главные задачи еврейского образования состоят в том, чтобы привить ребенку морально-этические нормы иудаизма, научить сознательно следовать заповедям, обучить методам самостоятельного изучения Торы, Талмуда и других еврейских источников, воспитать у него любовь к своему народу.

Параллельно и отнюдь не в ущерб основным целям еврейского образования можно обучать детей «светским» наукам и давать необходимую подготовку к приобретению профессии. Родители, заботящиеся только о профессиональной карьере своих детей, безжалостно обделяют их, предоставляя им лишь незначительную часть того, что еврейская традиция считает образованием.

Некоторые родители склонны больше заботиться о еврейском воспитании сыновей, но не дочерей. Это в корне противоречит духу иудаизма. Жена, так же как и муж, ответственна за воспитание детей, на ней лежит обязанность вести еврейский дом и соблюдать кашрут. Лишить девушку необходимых знаний — значит не дать ей подготовиться к исполнению своего основного долга перед Всевышним.

§ Родители обязаны приучать детей соблюдать заповеди в соответствии с их возрастом и возможностями, как сказано: «Учи ребенка, сообразуясь с его натурой» (Мишлей, 22:6). С того момента, как ребенок начнет говорить, ему можно читать короткие отрывки из Торы, например: «Слушай, Израиль: Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь один!..», учить его благословениям над хлебом и другой едой. В помощь родителям существует богатый выбор субботних и праздничных песенок, детских стихов на религиозные темы и т.д.

Когда дети достаточно подрастут, чтобы вести себя сдержанно, следует брать их с собой в синагогу, что приучит их к порядку молитв и познакомит с мотивами песнопений. Недопустимо откладывать их религиозное воспитание до тех пор, пока они достигнут школьного возраста. Тратить первые годы, когда дети наиболее впечатлительны, только на волшебные сказки и детские стишки столь же безответственно, сколь и неразумно.

§ Родители обязаны учить детей Торе и позаботиться, чтобы они получили традиционное еврейское образование. Такова заповедь: «И учите им [словам Торы] сыновей своих…» (Дварим, 11:19). Отец и мать не могут удовлетвориться тем, что их дети получили поверхностные знания, они должны стремиться дать им основательное еврейское образование.

§ Необходимо также подготовить детей к самостоятельной жизни, дать им профессию. «Отец обязан научить сына ремеслу», — учит нас Талмуд. По мнению мудрецов, это требование продиктовано этическими соображениями: «Тот, кто не делает этого, учит [сына] воровать», ибо человек, не имеющий средств к существованию, ложится обузой на всю общину.

§ «Отец должен научить ребенка плавать», — сказано в Талмуде, ибо это может в один прекрасный день спасти ему жизнь. Отсюда можно заключить, что обучение приемам самообороны — также одна из обязанностей родителей.

§ Нельзя бить детей жестоко, со злобой. Даже когда наказание оправдано, следует тщательно учитывать его последствия и соизмерять его меру с возрастом и виной ребенка. Большого ребенка вообще запрещается бить. При этом слово «большой» означает не возраст, а сознательность. Если физическое воздействие может нанести ущерб человеческому достоинству ребенка, нужно заменить его другим наказанием, например, лишением подарков и удовольствий. Тот, кто бьет большого ребенка, нарушает заповедь Торы: «Перед слепым не клади помехи» (Ваиикра, 19:14), то есть не дай человеку споткнуться и упасть. Понимать это надо также в этическом смысле.

§ Родители не должны быть слишком требовательны к своим детям. Надо избегать таких ситуации, когда уважение превращается для последних в тяжкую ношу. Разрешается отказываться от некоторых знаков внимания, положенных родителям от детей.

§ Хотя мальчики до тринадцати лет и девочки до двенадцати не несут ответственности за соблюдение религиозных предписаний, родители, тем не менее, не должны заставлять их делать что-либо, запрещенное еврейским Законом.

§ Очень важно проявлять любовь к детям и чуткость к их потребностям и заботам. Это вовсе не означает осыпать их подарками и исполнять любые желания. Лучше шлепок, если ребенок понимает, что его все равно жалеют и любят, чем заваливание подарками, когда, несмотря на это, он чувствует себя нелюбимым и ненужным. Порой отказ в каком-нибудь капризе, пусть и огорчительный вначале, позже может быть воспринят как проявление большей заботы, чем небрежное потакание любым запросам или равнодушное родительское «делай, что хочешь».


Что такое вера? И если Иудаизм — это вера, то надо просто верить — сказать себе, что я верю и всё, или — это что-то сверхъестественное, чего нам не понять? Читать дальше

Верю, потому что разумно!

Рав Моше Пантелят

Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?

Иудаизм о вере

Рав Эльхонон-Буним Вассерман

Рав Эльхонон Вассерман об отношении иудаизма к вере и безверию

Мир верующего

Рав Шломо Вольбе

События Шестидневной войны заставили многих светских евреев задуматься и начать интересоваться своими корнями, искать ответы на сложные вопросы в еврейской традиции. В государстве Израиль впервые началось массовое движение тшувы. Предлагаемая вашему вниманию книга представляет собой собрание газетных статей и лекций рава Шломо Вольбе, благословенна память о праведнике, адресованных офицерам, жителям кибуцев и ученикам первых ешив для «баалей тшува»1. Сборник был опубликован анонимно, как и все остальные труды рава Вольбе, кроме «Алей Шур». Первоначально книга называлась «Бейн шешет ла-асор» — «Между шестью и десятью». Это первый перевод книги на русский язык, сделанный специально для журнала «Мир Торы»

Первая заповедь

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Что на самом деле произошло у горы Синай?

Основные принципы еврейской веры

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Израиль и человечество 3. Цикличность: зависимость от Всевышнего и собственная значимость

Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»

Точно так же, как ребенок стремится освободиться от взрослых, но возвращается к зависимости, терпя провал, цивилизованный человек пытается освободиться от Б-га до тех пор, пока неудачами неминуемо не будет возвращен к исходной точке. Подобно тому, как чередование зависимости и независимости ведет к более высокому уровню понимания и зрелости отдельной личности, поднимающаяся спираль человеческого развития ведет к более высокому уровню Б-госознания. Эти три этапа познания формируют основу чередующейся схемы зависимости и независимости, которая характеризует историю человечества в целом.

Средство достижения успеха

Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к тебе»

Что скрыто под маской?

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?