Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Авраам установил утреннюю молитву, как сказано: «И встал Авраам утром к месту, где стоял там»

«Сказано: раби Йоси, сын раби Ханины, сказал: молитвы установлены праотцами.»

Авраам установил утреннюю молитву, как сказано: «И встал Авраам утром к месту, где стоял там». А стояние — не что иное, как молитва, как сказано: «И встал Пинхас, и взмолился».

Ицхак установил полуденную молитву, как сказано: «И вышел Ицхак беседовать в поле к вечеру». А беседа — не что иное, как молитва, как сказано: «Молитва бедняка, когда облачится, и перед Г-сподом изольет беседу свою».

Яаков установил вечернюю молитву, как сказано: «И приткнулся (ויפגע) на одно место, и заночевал там». А «приткнуться» (פגיעה) — не что иное, как молитва, как сказано: «Ты же не молись за этот народ и не возноси за них мольбы и просьбы, и не притыкайся (תפגע) ко Мне».

Жизнь праотцов: Шахарит, Минха и Аравит

«И в соответствии с этими изменениями времени праотцы установили молитвы. Авраам установил утреннюю молитву, так как это первое изменение, происходящее каждый день. Ицхак установил послеполуденную молитву, так как это второе изменение каждый день. Яаков установил вечернюю молитву в начале ночи, и это третье изменение в день» (Мабит, Бейт Элоким, Пиркей Шира).

«И каждый установил в соответствии со своим качеством.

Авраам установил молитву Шахарит в начале дня, поскольку Авраам был первым праотцем, и был подобен утру — началу дня, а Всевышний — начало мира.

Ицхак установил молитву Минха, которая произносится после полудня, и она — завершение мира, придание ему совершенства, что известно сведущим в тайной мудрости.

Яаков же, бывший после них, установил молитву Аравит, которая является завершающей, как и качество Яакова. Она указывает на то, что мир находится в руке Всевышнего, и поэтому молитва Аравит произносится ночью, чтобы свидетельствовать о мире, находящемся в руке Всевышнего. Ведь подобно тому, как человек отдает свою душу на хранение Всевышнему ночью, как написано (Псалмы 31): “В руку Твою вручу свой дух”, так и весь мир в руке Всевышнего ночью.

Поэтому-то молитва Аравит соответствует Яакову, ибо Яаков в руке Всевышнего больше других праотцев, ведь его образ высечен на подножии Трона Славы, и поэтому именно Яаков установил вечернюю молитву» (Маараль, Нетив аАвода 3).

Прежде, чем мы исследуем глубинные корни этих вещей, опишем параллели между жизнью трех патриархов и тремя изменениями в течение суток — в соответствии с сутью этих трех изменений, соответствующих трем качествам — Хесед, Дин и Рахамим (Милость, Суд и Милосердие).

«И был Авраам подобен утру»

После мглы предыдущих поколений, которые были погружены в идолопоклонство и другие виды духовной нечистоты, «мир шел своим чередом по этому пути, пока не родился столп мира — наш праотец Авраам» (Рамбам, Законы идолопоклонства). И как занимающийся рассвет, восстающий в свете Хеседа (Милости), того же Хеседа, который проявился в сотворении мира («мир построится милостью»), так жизни Авраама прошла под знаком «рассказывать о милости Твоей по утрам». «Вот порождения неба и земли при сотворении их (בהבראם)». Это слово состоит из тех же букв, что и אברהם (Авраам). Его жизнь излучает благодеяние и совершенство от Высшей Милости (Хеседа).

«Дал Б-г Аврааму этот мир» (ШмотШмот раба 15). «Собрались все идолопоклонники, и срубили кедры, и сделали большое возвышение, и посадили Авраама на него. И прославляли его, и говорили ему: ты царь над нами, ты князь над нами, ты бог над нами» (Берешит раба 43). «И ответили ему: мы не считаем тебя пришельцем и поселенцем, но ты — царь! Б-г поставил тебя царем над нами, и мы и наша земля — рабы тебе! Возьми любое кладбище, которое пожелаешь, и похорони умершую свою» (Рамбан, Берешит 23).

«Все любили Авраама, поскольку он делал добро всем людям. Качеством Авраама было творить людям милость и благо. И такой человек, несомненно, будет любим всеми за свое поведение. Поэтому и сказали ему: “Князь Б-га ты среди нас!” И сказано еще: “Долина согласия, это царская долина”, поскольку согласились все жители мира и сделали Авраама царем. И не силой он воцарился над ними, а лишь тем, что был любим и принят всеми людьми». (Маараль, Нетив аАвода 18).

Качество Хесед (Милость), к которому приобщился Авраам, привело к таким результатам. Как объясняет Маараль в Натив аХесед (гл.3): «Когда человек делает милость, он несомненно достоин воздаяния… и это — мера за меру… ибо, поскольку он достоин воздаяния блага, и потому следует, чтобы Всевышний Сам дал ему благо… и еще: когда он делает добро другому, Всевышний тоже воздает ему изобилие добра и милости. Подобно маленькому протоку, который вытекает из великой и бесконечной реки: если из протока вытекает немного воды в яму, которая находится рядом, из большой реки немедленно выходит вода и возмещает недостающую воду в протоке. Так, когда добродетельный человек, прилепившийся к благу Всевышнего, воздает добро другому, тогда Всевышний Сам возвращает ему благо, которое тот потратил».

Тот, кто привязан к качеству Милости и воздает благо другим людям, всегда связан с благословением и умножением. Это заложено в самой сути качества Хесед (милости). Данное качество раскрывается сотворенным существам уже в самом приведении мира к существованию — «мир милостью будет построен». И здесь нет уменьшения и ограничения. Наоборот, качество, царящее в данном месте, — это управление преумножения и воздействия Хеседа, которое проистекает из источника Бесконечного. «И изолью на вас благословение беспредельное». В источнике благословения не правит ограничение. Не только в качестве аллегории Маараль уподобляет это протоку, истекающему из большой реки. Нам известно, что из качества Хеседа ступенчато развивается сотворение воды, суть которой — преумножение жизни и взращивание изобилия благословения в мире. Мы еще будем говорить об этом.

Авраам был похоронен в доброй старости, пресыщенный днями. Он не увидел, как его внук пошел по плохой дороге. Сын Авраама, Ишмаэль, раскаялся в конце его жизни. «Всевышний благословил его в старости больше, чем в молодости».

Авраам установил утреннюю молитву. Это молитва произносится во «время благоволения для всех, чтобы воздать благо всему миру».


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).

От Синая до наших дней. Устная Тора в эпоху Второго Храма

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

От Эзры до Гилеля. История передачи Торы.

Молитва «За чудеса»

Хава Куперман

Базис всей европейской культуры — это греческая культура, и в какой-то мере она также стала базисом для христианской религии. Главные христианские праздники выпадают в районе Хануки, и это совсем не случайно.

История еврейского народа 13. Война, мир и смерть Йеуды Маккавея

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Продолжение войны хашмонеев.

Ханука

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»

Ханука приходится на самое тёмное время года, когда день короток, а небо чаще всего затянуто облаками. В этой непроглядной темени евреи зажигают Ханукальные свечи в память о чуде, случившемся двадцать пятого Кислева 165 года до н.э., в те времена, когда землей Израиля правили греки

Что такое Ханука? Духовные аспекты

Рав Исроэль-Меир Лау

Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость еврейского народа от чуждых влияний.

Ханука 2017: 14.12.17 — Толдот Йешурун в Ашдоде: экскурсия с равом Хаимом Бурштейном «По следам Хасмонеев»

Редакция Толдот.ру