Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если он купил книги на деньги, предназначенные для милостыни, он должен внимательно следить за тем, чтобы постоянно одалживать их другим, если не учится по ним сам — в этом случае ему принадлежит преимущественное право пользования ими.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Наши мудрецы установили восьмидневный праздник, начиная с 25 числа месяца кислев, когда Маккавеи отвоевали захваченный язычниками Храм. Праздник этот называется Ханука, что означает «освящение».

В эпоху Второго Храма, в годы правления греко-сирийских завоевателей, евреи Страны Израиля подвергались неслыханным гонениям. Безумный царь Антиох Эпифан, поддерживаемый эллинизированными евреями, издал указы, запрещавшие изучение Торы, обряд обрезания, соблюдение субботы и других заповедей.

Когда греческие солдаты вошли в Храм и осквернили его, переполнилась чаша терпения тех немногих евреев, которые оставались верными религии предков. Вспыхнуло восстание, во главе которого встали члены одной семьи — Маккавеи. В 165 году до н.э. восставшие сбросили чужеземное иго и освободили Иерусалимский Храм. Чтобы очистить и освятить его, требовалось неоскверненное масло. Был найден только один кувшинчик масла, запечатанный печатью первосвященника. Этого масла могло хватить лишь на один день. Но произошло чудо, и оно горело .восемь дней, пока не было приготовлено новое чистое масло.

В честь этого события наши мудрецы установили восьмидневный праздник, начиная с 25 числа месяца кислев, когда Маккавеи отвоевали захваченный язычниками Храм. Праздник этот называется Ханука, что означает «освящение». В каждый из восьми вечеров праздника мы зажигаем в наших домах светильники в память о чуде с кувшинчиком масла.

Ханукия представляет собой светильник с восемью чашечками для свечей или плошками для масляных фитилей и дополнительной чашечкой для «служебного» огня, который так и называют шамаш («служка»). Шамаш необходим потому, что ханукальными огнями запрещено пользоваться в утилитарных целях — для освещения и т.п., но можно пользоваться светом шамаша. Лучше всего зажигать в ханукие оливковое масло, так как чудо Хануки связано именно с ним.

§ Светильник зажигают сразу же после наступления сумерек.

§ Перед зажиганием произносят два благословения, держа в руках шамаш:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ. Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЗАЖИГАТЬ ХАНУКАЛЬНЫЙ СВЕТИЛЬНИК!

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ. Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ЯВИВШИЙ ЧУДЕСА ОТЦАМ НАШИМ В ТЕ ВРЕМЕНА, В ЭТИ ЖЕ ДНИ ГОДА!

В первый вечер праздника добавляют третье благословение — «Шеехеяну».

§ В первый вечер зажигают только один фитиль, крайний справа. Во второй вечер зажигают два фитиля, начиная с добавочного, второго с правой стороны, в третий вечер — с третьего и т.д. Следовательно, число огней увеличивается справа налево, а зажигают их слева направо.

§ Огни должны гореть не менее получаса. В течение этого времени все члены семьи читают дополнительные молитвы, имеющиеся в каждом сидуре, и поют ханукальные песни, что создает праздничную атмосферу.

§ Зажженную ханукию принято ставить у окна или у открытой двери, чтобы она была видна с улицы. Однако, если это почему-либо опасно, можно ставить ее в комнате на столе.

§ Принято, что хану кию зажигает мужчина, хозяин дома, от имени всех членов семьи. Но Галаха разрешает также и женщине зажигать хану кию.

§ В пятницу вечером ханукию зажигают до зажигания субботних свечей, даже если сумерки еще не наступили. В субботу вечером ханукию зажигают после «Гавдалы».

§ Работать в Хануку разрешается.

§ В Хануку принято давать детям деньги (хануке гелт на идише или дмей ханука на иврите) или дарить подарки.

§ В дни Хануки к ежедневным молитвам и к «Биркат амазон» добавляют специальную молитву, в которой благодарят Всевышнего за чудо Хануки и победу над врагами. Во время утренней молитвы говорят «Алель».


Даже тот факт, что обрезание крайней плоти полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Читать дальше