Из цикла «Даат тфила», темы: Идолопоклонство, Еврейская молитва, Минха, Богобоязненность, Элиягу аНави, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Пророк Элияу жил среди идолопоклонников. Их извращенное восприятие отделяетТворца мира от управления Вселенной. Идолопоклонство есть вера во власть природы и духовных сущностей, противоречащая убеждению, что Б-г — властелин всех сил. У людей прошлого было сильное влечение к подобным верованиям. Мы не можем оценить силу этого влечения, поскольку мудрецы Великого Собрания аннулировали его (Йома 69б). Но мы понимаем, что желание воспринимать Божественное органами чувств пересиливало святость разума и отвлеченное сознание. В центре идолопоклонства — сам человек: «Злодеи стоят над своими богами». Он привлекает изобилие и благословение для своих нужд, в соответствии со служением божеству, которое в нем нуждается. Как объясняется в Мидраше: «Сказал раби Йоханан: злодеи стоят над своими богами: “…и снится фараону, и вот, он стоит над Нилом” (а Нил — египетское божество). Но праведники — над ними стоит их Б-г : “И вот Г-сподь стоит над ним” (Берешит раба, Микец 9).» Идолопоклоннические воззрения были сильнейшими испытаниями, жертвами которых пало множество евреев во всех поколениях. Они послужили причиной разрушения Храма.
Народ Израиля в большинстве своем очень отдалился от Всевышнего, поскольку погрузился в нечистоту веры в природу и идолов. Один только Элияу оставался верным Б-гу. И из этой тьмы он просит проложить дорогу для своего народа, чтобы Всевышний открылся им: «Ответь мне, чтобы спустился огонь с неба, и ответь мне, чтобы не сказали: Колдовство это».
В этот час сурового суда Элияу возвышается в своей вере и уповании, и удостаивается пророчества о чуде: в нарушение законов природы с неба спустится огонь. Огонь, который испепелит ложную веру и глупость сынов его народа. И пламя засвидетельствует, что желанен перед Творцом Его народ и его жертвы желанны даже в тот час, когда евреи неимоверно далеки от Него. Пламя, которое возвысит их и выведет их из глубин нечистоты, приведя их к ясному осознанию, что Г-сподь — это Б-г. И его молитва была услышана.
«Тот, кто сможет властвовать так, чтобы милосердие возобладало над судом». Тот, кто может изнутри сокрытия обнаружить глубину милостей Творца и Его желание воздавать добро, прорвать завесу природы и отдаления и приблизиться к Творцу, — «сила такого человека очень велика», и он может даже спустить огонь с небес. «И выполняют его желание» — его просьба удовлетворяется и с ним происходит чудо. «И все его просьбы выполняются, и на его молитву отвечают небеса» — евреи, присутствовавшие при совершившемся на Кармеле чуде, не посчитали его колдовством и признали силу царства Всевышнего.
В Минхе нет песен и славословий. Вся суть ее — предстояние перед Царем в трепете. Это «молитва бедняка с разбитым сердцем, называемая “беседой” (Цидкат аЦадик). В отличие от утренней молитвы, предназначенной “рассказывать по утрам о милости Твоей”, и вечерней молитвы, в которой Шма и его благословения призваны рассказывать “…веру Твою по ночам”. От Виленского Гаона у нас есть следующая традиция: “Читать Шма следует с любовью, а молитва (Шмонэ эсрэ)произносить в трепете” (Эвен Шлема 9).»
Вся суть Минхи — стоять перед Царем в трепете.
После Шмонэ эсрэ — нефилат апаим (Припадание на лицо), суть которого «предать себя суду Творца с полным самопожертвованием», как сказано: «попадем лучше под начало Г-спода, ибо велика милость Его». После нефилат апаим в Минху нет слов ободрения и упования, как утром, в отрывке ува леЦийон. Ведь не идет речь об избавлении, когда сгущается тьма, и нет места песням и славословиям в час сурового суда.
Учитывая все вышесказанное, мы сможем распознать новые нюансы в вечерней молитве Аравит.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению