Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: Гомосексуализм, 613 заповедей, Книга заповедей, Рамбам, Нида, Разврат
346-я заповедь – запрещение вступать в близость с женщиной, пребывающей в состоянии ниды (отстранения), т.е. во все семь дней ее месячной ритуальной нечистоты. И об этом Его речение: “И к жене во время отстранения ее – в нечистоте ее – не приближайся, чтобы открыть ее наготу” (там же 18:19). И до тех пор пока женщина не совершит омовения в микве, она остается в состоянии ниды – даже по прошествии семи дней.
Намеренно преступивший этот запрет карается “отсечением души”. А совершивший нарушение неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.
347-я заповедь – запрещение вступать в близость с замужней женщиной. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И с женой своего ближнего не производи излияния семени своего” (там же 18:20).
И есть различия в наказаниях, которым подвергается преступивший эту заповедь. Если женщина уже посвящена в жены другому, но еще не взошла с ним под хупу, нарушитель карается побиением камнями, как разъяснено в Писании (Дварим 22:21). Если замужняя женщина была дочерью коэна, то она карается сожжением (Ваикра 21:9), а вступивший с ней в запретную близость – удушением. Если же женщина происходит не из семьи коэна и она уже была близка со своим мужем, тогда оба (и она, и вступивший с ней в запретную близость) караются удушением. Но если не было свидетелей преступления, нарушитель карается “отсечением души”. А если преступление было совершено неумышленно, приносит установленную грехоочистительную жертву.
Этот запрет повторен в одном из Десяти Его Речений: “Не прелюбодействуй” (Шмот 20:14; Дварим 5:17) – этим речением так же запрещается вступать в близость с чужой женой.
Говорится в Мехильте (Итро): “Поскольку Ашем сказал: “Кто прелюбодействует с замужней женщиной... смерти будут преданы прелюбодей и прелюбодейка” (Ваикра 20:10) – наказание за этот грех нам известно. А где же сам запрет? Тора говорит: “Не прелюбодействуй”.
И то же объясняется в Сифре: “Кто прелюбодействует с замужней женщиной... смерти будут преданы прелюбодей и прелюбодейка” – наказание указано, а где же запрет? Тора говорит: “Не прелюбодействуй” – запрет относиться как к мужчине, так и к женщине”. И не назвали здесь мудрецы Его речение “И с женой своего ближнего не производи излияния семени своего”, поскольку запрет этого стиха относится только к прелюбодею и не распространяется на прелюбодейку.
В отношении других запрещенных связей запрет также распространяется и на женщину. Сказали мудрецы (Сифра): “Никто ни к кому из родственников по плоти не приближайтесь, чтобы открыть его наготу” (Ваикра 18:6) – запрет относится к обоим: и к мужчине, и к женщине.
А в трактате Санхедрин (51б) сказано: “Смерти будут преданы прелюбодей и прелюбодейка” – этой каре подлежат все прелюбодеи и прелюбодейки, кроме дочери коэна, которая карается сожжением, и кроме обрученной девушки, еще не взошедшей под хупу, которая карается побиением камнями”.
348-я заповедь – запрещение вступать в близость с животными, как с самцами, так и с самками. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И ни с какой скотиной не производи излияния семени” (Ваикра 18:23).
Умышленно нарушивший этот запрет карается побиением камнями, а если не было свидетелей преступления, “отсечением души”. Нарушивший запрет неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.
349-я заповедь – запрещение женщине вступать в близость с животным. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И женщина да не станет перед скотом для совокупления с ним” (там же).
И это самостоятельная заповедь, не совпадающая с предыдущей, – ведь запрет, обращенный к мужчинам (“...не производи излияния семени”), не относится к женщинам, и для них необходим отдельный запрет.
В самом начале трактата Критот указано, что за “36 преступлений, согласно закону Торы, преступники караются “отсечением души”. И в числе перечисленных там преступлений названы “близость мужчины с животными” и “близость женщины с животными”. И поскольку в этот перечень включены только нарушения запрещающих заповедей Торы, как мы разъясняли в нашем комментарии на Мишну, становится очевидным, что запрет женщине вступать в близость с животными – отдельная заповедь “Не делай”.
Женщина, преступившая этот запрет, карается побиением камнями. А если не было свидетелей преступления, нарушительница запрета карается “отсечением души”. В случае неумышленного нарушения запрета приносится установленная грехоочистительная жертва.
Триста пятидесятая заповедь – запрещение мужчине вступать в близость с другим мужчиной. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И с мужчиной не ложись, как ложатся с женщиной – это мерзость” (Ваикра 18:22).
Этот запрет повторен в Торе – сказано: “Да не будет блудника из сынов Израиля” (Дварим 23:18). И, согласно верному объяснению, этот запрет повторен лишь для усиления, и второе речение не является самостоятельной заповедью, обращенной к мужчине, выполняющему пассивную роль в такой близости. Но запрет “С мужчиною не ложись” относится к выполняющему и активную роль, и пассивную.
Но в трактате Санхедрин (54б) указывается, что раби Ишмаэль считал стих “Да не будет блудника из сынов Израиля” – отдельным запретом, обращенным к выполняющему пассивную роль. Поэтому, согласно мнению раби Ишмаэля, тот, кто одновременно выполняет активную роль по отношению к одному мужчине и пассивную по отношению к другому, подлежит двум наказаниям за нарушение двух запретов.
Однако раби Акива возражал: “Отдельный запрет не нужен. Ведь в Торе сказано: “С мужчиною не ложись” – не ложись, выполняя любую роль”. И по его мнению, тот, кто одновременно выполняет и активную, и пассивную роль, подлежит лишь одному наказанию, поскольку к выполняющим обе роли в такой близости обращен единый запрет. А стих “Да не будет блудника...”, по мнению раби Акивы, нужен лишь для усиления запрета. Ведь, подобно этому, в Торе сказано “Не прелюбодействуй” (Шмот 20:14) – это запрет вступать в близость с замужней женщиной, как мы разъясняли (НД 347), а затем добавлено: “И с женой своего ближнего не производи излияния семени своего” (Ваикра 18:20). И есть много других подобных речений, служащих для усиления, как мы отмечали в “9-ом принципе” предисловия.
Преступивший этот запрет карается побиением камнями. Если же невозможно предать нарушителя суду, он подлежит “отсечению души”. А если нарушение было совершенно неумышленно, приносится установленная грехоочистительная жертва.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?