Из цикла «Даат тфила», темы: Иштадлут, Испытания, Сотворение мира, Еврейская молитва, Минха, Сокрытие лица, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Материальность
Слово суд (дин) производится от слова дай (достаточно), «не распространяться и не воздействовать на творения чрезмерно, но (именно) в меру. И на это указывает Его имя Ша-дай: сказавший миру “достаточно” (дай)» (Виленский Гаон, Рут 1:1). А в мидраше: «Небо растягивалось и растягивалось, пока не Он прикрикнул на него» (Танхума, Берешит).
Смысл данного высказывания в том, что «Всевышний, несомненно, мог создать намного больше разнообразных созданий, и сами создания могли бы быть куда бо́льшими. И если бы только хотел Он творить в соответствии с силой Своей, то не было бы у творения никакой границы, как безграничен Он Сам и Его возможности. Однако Он создал творения соразмерно с их потенциалом, т.е. в той мере и с теми свойствами, которые для них предопределил. Выходит, Творец как будто сдержал свою бесконечную силу, чтобы действовать не в соответствии с ней, а соразмерно созданным Им творениям» (Рамхаль, Даат твунот 26).
Все Творение возникло вследствие ограничения Света Творца. Всевышний — «Б-г скрывающийся» за завесой «естественного» Управления. Ведь это управление, ограниченное законами природы, является преградой, мешающей человеку ясно осознавать существование Творца. Его порождение и цель — свобода выбора, все испытания, в которые призван пройти человек.
Корень этого Управления — имя Элоким, одно из имен Всевышнего. Именно оно упоминается в Торе при описании сотворения природы и материального мира. Слово Элоким означает также «судья».
Числовое значение слова Элоким равняется числовому значению слова атева (природа). Заложенное в творение естественное Управление — это управление Суда. Именно оно определяет свободу выбора: человек должен выстоять в испытании, чтобы удостоиться Грядущего мира — по суду.
Мы может различить две основные категории испытаний, связанных со свободой выбора, порождением данного управления. Первая: мироощущение. Вера и действия, которые человек предпринимает вследствие нее. Управление Сокрытия Лица делает возможными ошибки в вере и мировоззрении: идолопоклонство, атеизм и т.п. Как мы объяснили выше (глава 2), их суть — разделение между природой и Тем, кто дает ей существование, непонимание того, что «Г-сподь и есть Тот, кто стоит за природой». Вторая категория испытаний: жизнь человека в физическом мире требует взаимодействия с другими людьми, решения материальных вопросов: пропитания, жилища, семьи и т.п. Все это может опустить человека до уровня чисто материального объекта и заставить его забыть свое истинное предназначение. Более того, погружение в материальную жизнь может умножить его гордыню, укрепить ощущение того, что он добился всего собственными усилиями, ослабить его веру и упование на Всевышнего, отдалить или даже оторвать его от Творца. Опять же, речь идет о недостаточном осознании того, что Творец дает существование всему бытию, что Он — Всесильный и хозяин всех сил, и что именно Он стоит за природой.
Чем больше усиливается это Управление Суда, чем больше углубляется это Сокрытие Лица, тем сильнее становятся испытания. В природе мы находим материальный пример такого состояния. В сумерки, когда свет уменьшается и исчезает, наступает время Сокрытия Лица, власти сурового Суда.
Молящийся тоже испытывает сложности. После того, как он весь день занимался материальными делами и проблемами, ему тяжело полностью осознать, что вовсе не его усилия приводят к результату, но все в руках Всевышнего. Для такого признания требуется недюжинная покорность и смирение гордыни. Нужны особые усилия, чтобы в этот момент укрепиться в вере в то, что все его деяния и предприятия на протяжении всего дня имели своей целью только лишь выполнение обязанности прилагать усилия, стараться действовать в материальном мире — совершать иштадлут. Отдать долг проклятию, полученному Адамом. А на самом деле, совсем не усилия человека приносят ему пропитание. Ему нужно укрепить в своем сердце уверенность в том, что не случайности являются причиной его неприятностей, и что мир — это не война за выживание и не место случайных удач и поражений. Есть Творец, надзирающий над всем сущим и дающий жизнь всему в каждое мгновение.
Долг человека — карабкаться вверх, подняться от состояния, в котором он находится весь день, к уровню Венца Творения, стоящего перед Царем. Возвыситься над ощущением отдаления и над восприятием хода событий как естественного процесса и приблизиться к Творцу. Предстать перед Ним со всеми своими нуждами, возложить на Него свои заботы и надежды и осознать свою полную зависимость от Него во всех своих делах.
Как мы уже объяснили, в этот час тьмы человек не ощущает близости Творца и сияния Его Лица. Ему тяжело найти в себе возвышенность духа и свет души, предстать в молитве с ощущением близости к Б-гу и уверенности в том, что молитва будет принята благосклонно.
«Чем большего масштаба человек, тем больше его злое начало». То же самое относится к заповедям и молитвам: «чем они значительней, тем сильнее нужно остерегаться. И поэтому сказали Мудрецы, что с особой осторожностью следует относиться к молитве Минха, поскольку она важнее всех» (Виленский Гаон, Тикуней Зоар 71).
Мы знаем, что цель Управления Суда — привести к прославлению Всевышнего, которое творит человек, выдержавший испытание свободой выбора. Чем больше испытание, чем строже суд, тем больше прославление, пробивающееся из деяний бедняка, трепещущего перед словом Творца. Ничто не пробуждает милость Небес сильнее, чем молитва, прорывающаяся через природные завесы и тьму сокрытия Лица. Нет просьбы ближе Всевышнему, чем молитва, проистекающая из ощущения близости и уверенности в милости Творца человека, находящегося в отдалении и под властью качества Суда. Это приближение служителя Всевышнего, который обнаружил своего Всеблагого Творца за завесой природы и сурового управления Суда, пробуждает милосердие и милость Творца. Молитва Минха превосходит все остальные молитвы, и тот, кто будучи испытан ею, выстоял в испытании, удостаивается ответа.
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Что мешает нам становиться праведниками? Тяга к сиюминутным развлечениям.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Разница между путями праведника и грешника. Дурное начало завлекает, начиная с малого.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Поколение, которое стояло на горе Синай, достигло невиданных духовных высот. Почему же Творцу потребовалось поднимать над ними гору?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Элиягу Элиэзер Деслер,
из цикла «Эссе о благодеянии»
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»
Тот, кто дает или одалживает евреям деньги под проценты или является посредником, свидетелем или гарантом в подобных сделках, что во многих случаях является запретом Торы, кроме этого нарушает также запрет «Не ставь препятствия перед слепым».