Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний не был доволен союзом Лота и Авраама. Злоумышленник был недостоин называться братом праведника.

«И поднялся Аврам из Мицраима, сам и его жена, и всё, что у него, и Лот с ним, на юг (Эрец Кнаан). И Аврам был очень богат скотом, серебром и золотом. И он шёл своими переходами от юга до Бет Эля… И у Лота, который ходил с Аврамом, тоже был мелкий и крупный скот и шатры. И не могла их снести земля, чтобы смогли поселиться вместе, ибо их имущество было велико, — и не могли селиться вместе /13:1-6/.

Ясно, что Лот приобрёл богатство и почёт, потому что ходил с Аврамом. В мидрашах находим противоречивые мнения по поводу отношения Авраѓама-авину к Лоту. По словам раби Йеѓуды в Мидраше Б’решит раба /51:8/, Святой, благословен Он, гневался на Авраѓама-авину за отделение от Лота:

И Творец сказал Авраѓаму — Раби Йеѓуда говорит: Гневался на авину Авраѓама в то время, когда тот устранил Лота, сына своего брата, из своего народа. Сказал Святой, благословен Он: Ко всему он прилепляется, а к Лоту, его брату, не прилепится?»

Однако по словам раби Нехемьи, наоборот, гнев Б-га был вызван самой сутью сближения с Лотом: «Гневался Святой, благословен Он, в то время, когда Лот ходил с Авраѓамом-авину, и Он сказал: Я сказал ему: Твоему потомству Я дал эту землю, — а он прилепил к себе Лота, сына своего брата, чтобы стал его наследником? Если так, пусть пойдёт и приведёт с базара двух найдёнышей, и они пусть станут его наследниками!»

В Мидраше Ялкут Реувени записано: «Почему было дано Авраѓаму испытание голодом? Потому что взял с собой Лота».

Уровень Лота

И был спор между пастухами скота Аврама и пастухами скота Лота — кнааним и призим жили тогда на той земле /13:7/. Известно, богатство одних лечит, других калечит. Авраму-цадику богатство давало возможность быть парнасом, обеспечивать нужды его общины и тех, кого он «лечил», привлекая к служению Единому. Лота же богатство всё больше калечило: им овладела страсть к личной наживе. Его лишало покоя, во-первых, то, что Аврам бездетен, и иного наследника, кроме него, Лота, нет, а во-вторых, ведь Авраму и его наследнику Творец завещал всю Эрец Кнаан. Свои помыслы Лот не скрывал, и его пастухи гнали пастухов Аврама с пастбищ и от колодцев.

Понимая происходящее, Аврам принял решение и сказал Лоту: Да не будет раздора между мной и тобой и между моими пастухами и твоими пастухами, ибо мы — люди-братья /13:8/ [Раши поясняет это выражение: Мы близкие родственники, к тому же у нас абсолютное портретное сходство]. В мидрашах находим немало причин такому решению. Вот две из них. Стало ясным, что Лот — злоумышленник, и не следовало бы Авраму называть его братом. Но следует понять, что для Аврама очень тягостен был наступивший раздор ещё и из-за их абсолютного внешнего сходства: это причиняло урон его чести, его доброму имени — как было разобраться людям, кто Аврам, а кто Лот, кто цадик, а кто грешник. Да и потому, что раздоры порождают многие несчастья, Аврам решил предложить Лоту разойтись в разные стороны, предоставив Лоту выбор: Разве не вся земля перед тобою. Пожалуйста, отделись от меня. Если (ты) налево, то (я) направо, а если (ты) направо, то (я) влево /13:9/.

Лот, видимо, заранее хорошо просчитал свою выгоду: Лот поднял свои глаза и увидел всю окрестность Ярдэна, что вся она напоена: до того, как Творец провалил Сдом и Амору, она была, как сад Творца, как земля Мицраима… И Лот избрал себе всю окрестность Ярдэна, и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг то друга. Аврам поселился в Эрец Кнаан, а Лот … раскинул шатры до Сдома /там же, 13:10-12/.

Характерно, что Всевышний не даёт оценки решению Лота, а лишь отмечает: Люди же Сдома были злы и очень грешны перед Творцом /13:13/. Но Лота это не остановило!

О самой сущности Лота имеются, на первый взгляд, разноречивые мнения. В Отиот д-рабиАкива написано: Сказал Святой, благословен Он, (Яакову): А чтó Лот, абсолютный цадик и занятый Торой? Даже Авраѓам не захотел идти с ним… Твой брат Эсав, законченный злодей, разве ты не удалишься от него. С другой стороны, Раши пишет в пояснениях к Лех леха /13:14/: Всё то время, что злодей был с ним (Аврамом), речь устранялась от него [то есть, по словам Мидраш Танхума, Аврам не получал пророчества, речь (Всевышнего) устранялась от него]. В Псикта рабати /гл.3/ написано: Смотри, как злодей Лот лишил речи Авраѓама-цадика…

Однако отмеченные стороны — это два облика уровня Лота, что и раскрывается в речах Лота, как поясняет их Раши /Ва-йера 19:19/: «Когда я был у людей Сдома, Святой, благословен он, видел мои действия и действия горожан; и я казался (в глазах Святого, благословен он) цадиком, достойным спасения. Но когда я приду к цадику (Авраѓаму) я (буду выглядеть), как грешник».

Итак, оба взгляда истинны. Конечно, в Сдоме Лот был цадиком, даже наставлял сдомим (жителей Сдома) и самоотверженно учил их [см. Ва-йера 19:7-10], он знал их зверство, безжалостность — его дочь, давшую кусок хлеба нищему, сдомим привязали к стене, обмазали мёдом и отдали на съедение пчёлам и осам /Зоѓар*, Ва-йера/. Лот даже несколько преуспел: хотя его поведение было противоположным, его всё же признали и даже назначили судьёй. Он готов был отдать душу за своих гостей, ещё до того, как понял, что они малיахим, и с самого начала умолял их зайти в его дом, хотя и знал о грозившей ему за это большой опасности. То есть так страстно желал войти в эту страшную опасность и не чувствовал себя освобождённым от неё, что умолял их чрезвычайно. Он не отступил от правил приёма гостей, воспринятых им у Авраѓама, до того, что устроил им пир, и всё это, несмотря на огромную нависшую над ним опасность от людей Сдома. А в Мидраш ѓа-гадоль /Тора шлема 18:23/ написано: И сказали (малיахим): Нет, мы не позволим этого себе. Так что схватил их против их желания и ввёл в свой дом. Пугающе страшно — до чего велика была его праведность (цидкатó), когда он принимал гостей, если в подобном положении принудил их вопреки их желанию!

Обвинение в объединении с Лотом

В Торе объяснено, почему Лот пошёл в Сдом: выбрал ради обогащения, а то, что не почувствовал силу своего греха в объединении со Сдомом, это было по причине поразившей его страсти к наживе, воздействовавшей даже на его немалый хесед. Лот повторил этот грех, когда, спасённый Авраѓамом из рук Кардалаомера и союзников, всё же вернулся в Сдом (см. 19:1-30).

Очевидно, в его сердце укоренилось плохое свойство, скрытая порча, свившая гнездо в его внутреннем мире и нашедшая своё выражение в желании отделиться от Авраѓама — дяди и учителя, источника всей его жизненности и духовных уровней, — ради того, чтобы поселиться среди губящих злодеев — людей Сдома. Святая Тора свидетельствует, что зло поразило глубь сердца Лота, потому и судят Лота как грешника. Ведь не поднялась вся самоотверженность его души ради хеседа, который он выучил у Авраѓама.

Всё, совершаемое человеком, обусловлено полученным им воспитанием, и даже самопожертвование не является выражением его истинного уровня. Именно на этом основывается большая претензия к Авраѓаму за его объединение с Лотом. Хотя Авраѓам уже был наказан тем, что на всё то время речь устранилась от него, всё же «высшее окружение» (мера суда Святого, благословен Он) предъявляло требование и приводило доводы, что Авраѓам подлежит, не приведи Б-г, смерти за охуление Творца, так как этот человек (Лот) считается одним из уроженцев дома Авраѓама и ко всему ещё — его наследником. Однако Святой, благословен Он, сам видящий сокрытое в сердцах безмерно глубже, чем видят малיахим, сказал: «Выведите его из мазала смерти в мазал жизни», ибо за него свидетельствует то, что суть его видения поло-жительна, и сближение с Лотом раскрыло его великое стремление к хеседу, настолько, что был готов даже отказаться от руах ѓа-кодеш* (от связи с Творцом, от пророчества), считая, что есть возможность повлиять на Лота так, что тот исправит свой внутренний мир. Это как определение, которое мы находим у Авраѓама: «Приём гостей намного важнее, чем приём лица Шехины*». Стоило ему отвести даже невуá (пророчество) ради приязни, благорасположенности к мицве гмилут хасадим. На уровне Авраѓама деятельность хеседа освещала его душу таким необыкно-венно ярким светом, что даже откровения невуá были для неё второстепенными (не главными).

Обвинение в отделении от Лота

Разберёмся в сути дела. С одной стороны, Авраѓам обязан приблизить к себе Лота — кровного родственника — и влиять на него. Но со своего высокого уровня Авраѓам не мог влиять на Лота, не причинив себе ущерба от единения с ним, и потому обязан был отделиться от него. И всё же он был взыскан за это отделение, да так, что мера суда вынесла ему смертный приговор, ибо ведь нет конца ступеням восхождения. И если бы Авраѓам-авину поднялся на ещё более высокую ступень, то достиг бы уровня, на котором бы не подействовало на него единение с Лотом, и не устранилась бы от него речь — откровение невуá. Тогда бы это единение было зачтено ему не как прегрешение, а как великая мицва. Более того, он был бы удостоен добавочной поддержки небес — и ему удалось бы полностью исправить Лота.

В Сифрú* сказано, что Авраѓам был взыскан за суть возникшего между его пастухами и пастухами Лота раздора, вызвавшего отделение Лота /Ки тецé на п. «И был раздор»/: «Шалом не произойдёт из раздора… Что толкнуло Лота на отделение от этого цадика? Ведь сказано — раздор». То же в Псикта рабати /ч. 3/: «Поразит ли тебя факт, что земля не могла снести их, не из-за их обширного имущества, но из-за споров между пастухами…»