Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
До полудня Всевышний надзирает над светилами и дает им силу властвовать над миром. А после полудня Он взыскивает с них, и они отвечают с трепетом: мы сделали то, что Ты приказал нам.

Нам нужно рассмотреть еще одну часть суток: «сумерки», время молитвы Минха. Поразмыслив над этим периодом времени, мы сможем заметить в ночи еще один оттенок, который не разглядели прежде.

Мы, конечно, знакомы с данными природными явлениями, но духовные корни вещей нам еще необходимо изучить.

Закат: процесс опускания солнца и уменьшения света. В полдень солнце находится в зените и сияет максимально ярко. Все ясно и светло. И вот тени увеличиваются, солнце начинает заходить, свет и тьма перемешиваются (меурбавим) и видимость ухудшается. Отсюда и название эрев (вечер).

Все создания постепенно слабеют, их энергия уменьшается. Мир направляется на отдых (менуха). Это слово однокоренное с названием молитвы (Минха).

Час самоанализа

В это время человек прекращает работу, возвращается домой, где анализирует прошедший день. Иногда его обуревает чувство разочарования и печали: он опять не смог достичь всех поставленных целей. Так и все Творение: «До полудня Всевышний надзирает над светилами и дает им силу властвовать над миром. А после полудня Он взыскивает с них, и они отвечают с трепетом: мы сделали то, что Ты приказал нам. Поэтому Мудрецы сказали: человек всегда должен быть особенно внимательным в молитве минха» (Виленский Гаон, Ийов 2).

«…и на работу свою до вечера» — это молитва Минха (Тикуней Зоар 451).

«А после того, когда вечерние тени удлиняются и начинает темнеть — в противоположность яркому свету, — и становится очевидным, что полное избавление все еще не достигнуто, на человека нападает страх, качество Ицхака, и он молится молитвой бедняка, молитвой разбитого сердца, которая называется “беседой” (сиах), как сказали мудрецы о молитве Ицхака, названной именно так» (Цидкат аЦадик).

Это время суток стоит под знаком отдаления от света и перехода к тьме — каждая минута приводит с собой дополнительную тьму, вплоть до полного ухода света.

Час разрушения — суровый суд

«Горе нам, ибо клонится день, ибо распростерлись тени вечера» (Ирмеяу 6:4). Это время разрушения Храма, когда потух Свет Мира (Таанит 29). Это время установлено на все поколения как момент разрушения. И хотя большая часть Храма сгорела десятого Ава, «начало бедствия важнее» (Таанит, там же).

Болезненное падение — с высокой башни в глубокую яму. Народ Израиля видит своими глазами огонь, распространяющийся по Храму, и знает, что он уходит в изгнание, в направлении тьмы, скрывающей надежду. Зная, что начинается процесс, в котором каждый день приводит с собой новые беды, и будущее не сулит ничего хорошего.

«Пусть человек будет внимателен в молитве Минха, потому что это время, когда в мире находится суровый суд» (Зоар, Берешит 132).

Но если выстоял в суровом суде, молитва принимается

«Сказал раби Хелбо, сказал рав Уна: Неизменно человек должен быть осторожным с молитвой Минха, — ведь Элияу получил ответ только во время Минхи, как сказано (Мелахим 1, 11): “И было, когда пришло время приношения Минхи, подошел пророк Элияу… и сказал “Ответь мне, Г-сподь, ответь мне”. Ответь мне, чтобы спустился огонь с небес, и ответь мне, чтобы не сказали: колдовство это” (Брахот 52б).»

Следует понять: почему именно это время суток наиболее подходит для ответа на молитву? Ведь это же время сурового суда, час полного Сокрытия Лица?! Ответ можно найти в словах автора книги Седер аЙом: «Человек должен очень остерегаться в молитве Минха, ибо, как сказали Мудрецы, Элияу получил ответ на свою молитву только в Минху. Он специально ждал этого часа, как прямо сказано в Писании. Как видно, это время более подходит для принятия молитвы, чем любое другое.

Причина в том, что в этот час начинает властвовать качество Суда, и тот, кто сможет сделать так, чтобы милосердие пересилило суд, — его сила велика и его воля и желание будут исполнены, поскольку он пробудил милосердие в час суда. Все его просьбы выполняются и молитва принимается.

Еще одна причина, что во время Минхи молитва принимается в том, что в это время все люди заняты своей работой, своими проблемами и делами, и тот, кто оставляет все свои заботы и обращается к духовным вещам, молится и просит Господина Мира, признает Его величие и власть, подобен верному рабу и достоин внимания Неба».

Какова же внутренняя связь между этими двумя причинами?


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?