Из цикла «Даат тфила», темы: Еврейская молитва, Минха, Сокрытие лица, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Небесный суд
Нам нужно рассмотреть еще одну часть суток: «сумерки», время молитвы Минха. Поразмыслив над этим периодом времени, мы сможем заметить в ночи еще один оттенок, который не разглядели прежде.
Мы, конечно, знакомы с данными природными явлениями, но духовные корни вещей нам еще необходимо изучить.
Закат: процесс опускания солнца и уменьшения света. В полдень солнце находится в зените и сияет максимально ярко. Все ясно и светло. И вот тени увеличиваются, солнце начинает заходить, свет и тьма перемешиваются (меурбавим) и видимость ухудшается. Отсюда и название эрев (вечер).
Все создания постепенно слабеют, их энергия уменьшается. Мир направляется на отдых (менуха). Это слово однокоренное с названием молитвы (Минха).
В это время человек прекращает работу, возвращается домой, где анализирует прошедший день. Иногда его обуревает чувство разочарования и печали: он опять не смог достичь всех поставленных целей. Так и все Творение: «До полудня Всевышний надзирает над светилами и дает им силу властвовать над миром. А после полудня Он взыскивает с них, и они отвечают с трепетом: мы сделали то, что Ты приказал нам. Поэтому Мудрецы сказали: человек всегда должен быть особенно внимательным в молитве минха» (Виленский Гаон, Ийов 2).
«…и на работу свою до вечера» — это молитва Минха (Тикуней Зоар 451).
«А после того, когда вечерние тени удлиняются и начинает темнеть — в противоположность яркому свету, — и становится очевидным, что полное избавление все еще не достигнуто, на человека нападает страх, качество Ицхака, и он молится молитвой бедняка, молитвой разбитого сердца, которая называется “беседой” (сиах), как сказали мудрецы о молитве Ицхака, названной именно так» (Цидкат аЦадик).
Это время суток стоит под знаком отдаления от света и перехода к тьме — каждая минута приводит с собой дополнительную тьму, вплоть до полного ухода света.
«Горе нам, ибо клонится день, ибо распростерлись тени вечера» (Ирмеяу 6:4). Это время разрушения Храма, когда потух Свет Мира (Таанит 29). Это время установлено на все поколения как момент разрушения. И хотя большая часть Храма сгорела десятого Ава, «начало бедствия важнее» (Таанит, там же).
Болезненное падение — с высокой башни в глубокую яму. Народ Израиля видит своими глазами огонь, распространяющийся по Храму, и знает, что он уходит в изгнание, в направлении тьмы, скрывающей надежду. Зная, что начинается процесс, в котором каждый день приводит с собой новые беды, и будущее не сулит ничего хорошего.
«Пусть человек будет внимателен в молитве Минха, потому что это время, когда в мире находится суровый суд» (Зоар, Берешит 132).
«Сказал раби Хелбо, сказал рав Уна: Неизменно человек должен быть осторожным с молитвой Минха, — ведь Элияу получил ответ только во время Минхи, как сказано (Мелахим 1, 11): “И было, когда пришло время приношения Минхи, подошел пророк Элияу… и сказал “Ответь мне, Г-сподь, ответь мне”. Ответь мне, чтобы спустился огонь с небес, и ответь мне, чтобы не сказали: колдовство это” (Брахот 52б).»
Следует понять: почему именно это время суток наиболее подходит для ответа на молитву? Ведь это же время сурового суда, час полного Сокрытия Лица?! Ответ можно найти в словах автора книги Седер аЙом: «Человек должен очень остерегаться в молитве Минха, ибо, как сказали Мудрецы, Элияу получил ответ на свою молитву только в Минху. Он специально ждал этого часа, как прямо сказано в Писании. Как видно, это время более подходит для принятия молитвы, чем любое другое.
Причина в том, что в этот час начинает властвовать качество Суда, и тот, кто сможет сделать так, чтобы милосердие пересилило суд, — его сила велика и его воля и желание будут исполнены, поскольку он пробудил милосердие в час суда. Все его просьбы выполняются и молитва принимается.
Еще одна причина, что во время Минхи молитва принимается в том, что в это время все люди заняты своей работой, своими проблемами и делами, и тот, кто оставляет все свои заботы и обращается к духовным вещам, молится и просит Господина Мира, признает Его величие и власть, подобен верному рабу и достоин внимания Неба».
Какова же внутренняя связь между этими двумя причинами?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ки тиса
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Святилище Храма — это не институт, который, будучи установленным раз и навсегда, отдается в руки коэнов
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Бенцион Зильбер
Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Почему Аарон выбрал фигуру тельца?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
История изготовления тельца тоже неоднородна и буквально от начала до конца состоит из сложных моментов, требующих разъяснений