Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Свалившаяся на него и на всю общину беда требовала немедленного решения и действия, и Аврам это решение принял: идти в долину Нила — вечнозелёную житницу западного края «благодатного полумесяца».

Всевышний повелел Авраму уйти жить в Эрец Кнаан и по приходе его туда заверил, что именно эту Страну Он отдаёт ему и его потомкам в вечное владение, поэтому в связи с решением Аврама уйти из дарованной ему земли в Мицраим (Египет) возникают серьёзные вопросы:

1/ почему он своей волей решил уйти из данной ему для проживания Страны?

2/ как оценить это его решение?

3/ как расценить просьбу к Саре, чтобы она называла себя его сестрой?

4/ как прошёл Аврам это испытание галутом?

5/ чему нас учат эти события?

И был голод в той Стране. И Аврам сошёл в Мицраим пожить там, потому что тяжёл был голод в той Стране. Когда он (Аврам) подошёл близко к Мицраиму, он сказал Сарай, своей жене: Вот, я знаю, что ты — женщина, прекрасная видом; и когда увидят тебя египтяне, то скажут: «это его жена», — и убьют меня, а тебя оставят в живых. Скажи же, что ты — моя сестра, чтобы мне было хорошо, благодаря тебе, и чтобы моя душа была жива, благодаря тебе /12:13/.

Аврам ушёл из Страны в галут по своей воле, не испросив на то разрешения у Всевышнего. Что же толкнуло Аврама на этот шаг? Несомненно, причины были вескими. Аврам вывел из Харана и привёл в Страну немалую общину последователей — единоверцев и считал себя ответственным за её жизнь и благополучие, а этому теперь угрожал голод. Аврам — первый ив­рú, он создал первую еврейскую общину (קהל, каѓал, от лекаѓель — собирать людей), и, естественно, в ней закладывались и складывались основы еврейского общественного строя, социальной структуры. От Авраѓама пошло, что стоящий во главе каѓала обязательно должен быть парнáс’ом (от корня парнас, снабжать, давать на жизнь, кормить) — еврей, являющийся главой общины, должен представлять её перед властями и заниматься её материальными нуждами. И хотя сам этот термин появился намного позже, он ясно определяет сущность функций Авраѓама. Свалившаяся на него и на всю общину беда требовала немедленного решения и действия, и Аврам это решение принял: идти в долину Нила — вечнозелёную житницу западного края «благодатного полумесяца». Это решение — как результат его свободного выбора — было испытанием Аврама.

Оценивая решение Аврама, Рамбан* пишет: Знай, что Аврам непреднамеренно согрешил великим грехом тем, что привёл свою жену-праведницу к препятствию — греху, из-за страха, как бы не убили его. А он должен был положиться на Всевышнего, который спасёт его, и жену, и всё, что есть у него, ибо у Б-га есть сила — помочь и спасти, а также из-за голода вывести его из Страны, которую Творец ещё вначале Своим велением дал ему. В этом его грех, ибо во время голода Б-г уберёг его от смерти, а за его проступок приговорил его потомков к изгнанию в Мицраим, в руку парó (фараона). Где совершены зло и грех, там и вершат суд (10 казней).

Сходное написано и в Зоѓаре /Б’решит 71/: Сказал раби Йеѓуда: Из-за того, что Аврам спустился в Мицраим без разрешения, его потомки были порабощены в Мицраиме четыреста лет, ведь написано וַיֵרֶד (и спустился) Аврам, но не написано רֵד (спустись) в Мицраим…

А перед цитированным Рамбан пишет, ссылаясь на Мидраш Б’решит раба: Святой, благословен Он, сказал Авраму: «Иди и овладей дорогой прежде твоих сыновей». И ты находишь, что всё, написанное об Авраме, написано и о его сыновьях… Исследуем это противоречие.

Абраванель* излагает свой анализ произошедшего: Проходящего испытание нельзя назвать грешником. Если бы Аврам согрешил теперь в ситуации с женой, то не повторил бы по глупости тот же грех, когда прибыл к Авимелеху, царю плиштим. Так же поступил и его сын Ицхак. Да и как мог он, преодолевший столько испытаний, повторять тот же грех, за который уже получил наказание?

Достаточно сказать, что две причины привели Аврама спуститься в Мицраим. Во-первых, он считал, что веление было — поселиться в Эрец Кнаан, но из-за этого не было запрета пойти в Мицраим как за товаром, так и по иной причине, ибо при этом он не преступал веления — ведь его целью не было поселиться в Мицраиме на постоянное жительство, а лишь временно, на краткий срок — пока пройдёт голод, и немедленно возвратиться в Эрец Кнаан. Таким образом, действия Аврама были во имя небес, и, как должно, пришло милосердие. Да и написано, что Аврам сошёл в Египет пожить там пожить, но не поселиться!

Суть второй причины в том, что Б-жественные мицвот содержат условие: если человек выполняет их — то жив ими, а нет — умрёт из-за них. Голод — страшнейшая опасность, и нет смысла подвергаться ей. Как сказали мудрейшие /Бава кама/: В городе голод — «кидай ноги» (беги). Так и думал Аврам: спасти жизнь от мук голода — это хорошо в глазах Всевышнего, надо спуститься в Мицраим, чтобы возвратиться, когда пройдёт голод. Об этой причине написано: Был голод в той Стране, то есть основательная необходимость, нужда вынудили так поступить, а как сказано /Недарим, с. 27/: Принуждённого — милосердие освобождает (от наказания). Вдобавок к этому, Б-г благословенный побудил дух Аврама спуститься в Мицраим как знак для потомков, ибо написано в Б’решит раба /40:6/: Святой, благословен Он, сказал Авраѓаму-авину: выйди и овладей путём прежде твоих сыновей.

Получается, что вся эта история — знак для потомков. Как Аврам спустился в Мицраим, чтобы выжила его душа во время голода, а фараон отнял у него жену, и Б-г благословенный изъязвил за это паро ужасными лишаями и язвами, а Аврама извлёк оттуда — со скотом, серебром и золотом, так спустились его потомки в Мицраим из-за голода, а фараон и египтяне угнетали их, но Творец отомстил им ужасными казнями и язвами, да так, что они выслали евреев из страны — с серебром, золотом и большими стадами.

Продолжая свой анализ, Абраванель разъясняет проблему Аврама и Сарай в Мицраиме: Когда он (Аврам) подошёл близко к Египту, он сказал Сарай, своей жене: Вот, я знаю, что ты — женщина, прекрасная видом; и когда увидят тебя египтяне, то скажут: «это его жена», — и убьют меня, а тебя оставят в живых. Скажи же, что ты — моя сестра, чтобы мне было хорошо, благодаря тебе, и чтобы моя душа была жива, благодаря тебе. Проблемы этой не существовало в Эрец Кнаан, ибо там они были по велению Всевышнего — и что мог им сделать человек! Однако в Мицраим Аврам пошёл по своей воле, и следовало ему бояться за свою душу из-за возможных случайностей. Теперь, когда он (Аврам) подошёл близко к Мицраиму, и впервые увидел, что египтяне черны, как вороны, ему стала ясна вся суть опасности для их жизней, то и сказал жене: Вот, я знаю, что ты — женщина, прекрасная видом. То есть сейчас, когда мы в Мицраиме, все мужчины и женщины которого чёрны и безобразны, как негры, теперь я увидел и почувствовал, что ты — женщина, прекрасная видом, по сравнению с египетскими женщинами. Поэтому Аврам сказал Сарай: они, не раздумывая, решат, что ты моя жена, и немедленно убьют меня, чтобы взять тебя, но если скажешь, что ты — моя сестра, то желающие жениться на тебе вступят со мной в переговоры, это затянется на долгие дни, пока не сможем вернуться в Страну. Однако у Аврама и мысли не было, что царь возьмёт её в жены, чтобы возложить на неё царский венец.

Что же было в этой уже немолодой женщине (всё-таки 65-летней), что взоры всех тянулись к ней? Не только, видимо, её отличие от тёмнокожих и низкорослых египтян.

Сарай была дочерью Ѓарана, старшего брата Аврама по отцу, и звали её Иска, что значит «желанная глазу», от глагола саха, вглядываться. Иска действительно притягивала взгляды всех своей исключительной красой, и ей дано было свыше умение вглядываться в сущность явлений и в будущее, дан пророческий дар. Не только Аврам был пленён её красой, которой Иска властвовала надо всеми. Потому и назвал её Аврам — Сарай, «моя владычица». Сарай влияла на окружающих не только внешней красотой, но и внутренней. Естественно, совместная жизнь с таким феноменальным человеком, как Аврам, оказывала чудесное воздействие на Сарай: она впитывала свет мужа и щедро делилась им с другими. Кто, как она, мог познать и понять глубину и величие Аврама. Только женщина, знающая величие мужа, его предназначение изменить мир к добру, могла подвергнуть смертельной опасности себя и свою духовную чистоту. Она утверждала: «Я — его сестра», — невзирая на всё, чем это ей угрожало.

И всё же, почему Аврам объявил Сарай сестрой, почему не защищал её, как следует мужу? Возможно, тогда и отстали бы от него египтяне: кто осмелится взять замужнюю женщину? А наглеца Аврам призвал бы к ответу на суде. Но объявив её сестрой, он дал возможность каждому свататься к ней и нажить себе кучу врагов своими отказами! Однако Аврам не хотел заявить, что Сарай — его жена, ибо знал: в таком случае убьют его, чтобы её захватить. Предание гласит, что Аврам посоветовал Сарай говорить, что она — его сестра, что она не свободна, она замужем, её муж пока в другом, неизвестном им месте, а он взял её с собой, чтобы не была одинокой, ибо так могут подумать, что она незамужняя — и навлекут из-за этого грех на себя и на неё.

Итак, поражённые красой Сарай египетские чины, от низших и до высших, поняли, что она — только для царя. Доложили, расхвалили, получили приказ. Как сообщает Яфе тóар (в пояснениях к Мидрашу Бיрешит раба), в первую ночь Песаха привели Сарай в дом фараона, который, увидев её, наградил всех участвовавших в этом деле чинов, и Аврам получил от него большие подарки. А Сарай? Написано /Бיрешит 12:17/: И Творец поразил фараона большими язвами, и его дом — из-за слова (высказывания) Сарай, жены Аврама. Как видно, слово Сарай имело вес. Предание, приведенное в Бיрешит раба /гл. 41, п. 2/, гласит: В своём горе Сарай распростёрлась перед Всевышним и взмолилась: Владыка мира! Мой муж ушёл из своей родины ввиду Твоего заверения, и я пошла с ним, веря его словам. Из-за голода в Эрец Кнаанмы были вынуждены спуститься сюда. Но как понять, за что с приходом сюда на нас обрушилась такая страшная беда! Милосердный Отец, спаси меня от рук этого злодея, чтобы он не смог прикоснуться ко мне. И всю ту ночь Песаха рыдала и взывала, и Аврам молился, как знал. Тогда явился малיах Гавриэль и сказал ей от Имени Творца, что ей нечего бояться, ибо он спасёт её от рук фараона. И всю ту ночь малיах стоял рядом с ней и заверил её, что находится в полном её распоряжении — и поражал фараона до тех пор, пока тот возопил: хватит!

И Творец поразил фараона большими язвами, и его дом. В мидраше Яфе тоар написано, что Всевышний наказал фараона тяжелейшим изо всех язвенных воспалений — раатан’ом, ядовитыми выделениями мозга, убивающими всякую возможность прикосновения к женщине, а когда у него и возникала подобная мысль, то малיах беспощадно его избивал. И всё для того, чтобы все знали: фараон не мог прикоснуться к Сарай. Роженицы в доме фараона вопили от боли, так как Б-г не давал им разродиться. Беда, постигшая фараона и его дом, должна была показать, что фараон наказан не за прикосновение к Сарай, а за то, что взял её в дом. Ведь не остановило его предупреждение Сарай, что она — мужняя жена, как написано /12:17/: И Творец поразил фараона большими язвами, и его дом — из-за слова (высказывания) Сарай, жены Аврама. Лишь через своё горе фараон понял: Сарай запрещена ему — и отрёкся от злого намерения. Тогда и излечился. Эта страшная ночь была знамением: не одна, но десять казней обрушит Всевышний на другого паро, защищая потомков Сарай.

А теперь вот жена твоя, возьми и уходи. …Фараон повелел людям, и проводили его и его жену, и всё, что у него /12:20/. Как потом, после десятой казни, фараон и весь народ, страшась новых казней, выталкивали евреев, чтобы скорей уходили. Задабривая Аврама богатейшими подарками, подарив Сарай навечно Эрец Гошен*, фараон желал этим хоть как-то искупить грехи свои и своего народа, живущего в безнравственности язычества, потому и посоветовал своей дочери, Ѓагар, уйти с Аврамом, ибо лучше быть служанкой Сарай, чем принцессой в скверне Мицраима.

Зачем Тора сообщает нам о том, как Аврам обогатился, благодаря тому, что его жена так пришлась по вкусу фараону? Ведь Аврам был другом Всевышнего и мог получить, что угодно, с честью, а не с позором. Ответ таков: Тора учит нас, что причиной этих событий был замысел Творца, ибо поступки отцов — знамение для сынов: так же, как Аврам, придя в Мицраим, перенёс тяжкое горе, но в конце приобрёл большое имущество, так и его потомки, в галуте Мицраима, перенесли горчайшие страдания из-за рабского гнёта, но в конце вышли с большим достоянием.

Вернёмся к 4 и 5 из поставленных нами вопросов, пользуясь написанным равом Элияѓу Деслером в его труде «Михтав ме-Элияѓу» /т. 2, с.173-176/.

В Недарим /32/ мы находим объяснения, обоснования причинам египетского галута (галут Мицраим). Там задан вопрос: «Из-за чего был наказан Авраѓам-авину и порабощены его потомки в Мицраиме 210 лет?» Амораим* приводят три обоснования:

1. Потому что совершил насилие над талмидей хахамим [послав их в бой (Ран*)]: Когда услышал Аврам, что его родственник взят в плен, и он вывел своих воспитанников, рождённых в его доме, триста восемнадцать, и погнался до Дана /14:14/.

2. Потому что излишне выпытывал свойства Святого, благословен Он, говоря /15:8/: По чему я буду знать… [Чрезмерно продолжал испытывать Святого, благословен Он (Раши)].

3. Потому что отторгнул людей, вместо того чтобы «ввести их под крылья Шехины*», как сказано: Отдай мне душу (освобождённых людей), а имущество возьми себе /14:21/ [Он не должен был так поступить, а ему надо было сделать им гиюр (Раши)].

Анализируя проблему в книге Гвурот ѓа-Шем, Маѓарал* видит причину в тонком недостатке веры, который может быть восполнен йеридой (спуском) потомков Авраѓама в Мицраим.

Как известно, наши святые праотцы служили Святому, благословен Он, каждое мгновение, как сказали наши мудрецы: «Праотцы бежали впереди, как лошади» — и удостоились быть меркавой* для святой Шехины. Несмотря на это, святая Тора находит место для того, чтобы расследовать углублённым «судом» действия праотцев, и обнаруживает в них недостатки, несовершенства настолько тонкие, что их почти что невозможно разглядеть. Ясно также, что эти «недостатки» были только «тенью тела» греха.

Смысл наказания — урок и исправление. И надо сказать: одно наказание в силах исправить несколько грехов. Потому нет противоречия между цитированным из Недарим о причинах галута в Мицраим и тем, что об этом писал Рамбан, ибо Рамбан только добавил: галут должен исправить и этот грех. Рабену Ашер* пишет в Недарим /там же/: Возможно, один грех вызвал другой. Если бы Авраѓам-авину исправил также и этот высокий уровень личным ощущением того, что он действительно «принуждён» спуститься в Мицраим, это исправление, возможно, привело бы к тому, что не осталось бы места ни для каких недостатков, могущих появиться позже. И вот эта тонкая точка тени чувства личной необходимости, при всём высочайшем уровне Ав-раѓама, уже засчитана как тонкий недостаток веры, а отсюда формировались, опускаясь всё ниже, и другие недостатки, определяемые как некие личные ощущения, и они были засчитаны Авраѓаму, исходя из мощи его святости, как недостатки веры.

Наши мудрецы открыли нам, что упомянутые тонкие моменты несовершенства стали причиной порока в воспитании поколений, искупить который могло только египетское рабство. Если бы эти моменты были восполнены до конца Авраѓамом, то мощное воздействие воспитания, заключённое в них, заполнило бы место всех уроков и всех откровений, содержащихся в египетском изгнании и в избавлении (геула) от него. Так объясняют наши мудрецы, почему «наказаны его потомки в Мицраиме», ибо известно, что вопрос наказания — не что иное, как учение (урок).

Весь галут, всё рабство в Мицраиме настали лишь для того, чтобы утвердить в душах Исраэля основы веры, раскрытые на веки вечные их избавлением (геула) сильной рукой и напряжённой мышцей Имени благословенного.