Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждые сутки мир проходит через процесс сияния Лица — приближения и сокрытия Лица — отдаления. Мы ощущаем эти явления, видим их, но их корень мы открываем в Торе.

«Господин, благословен Он, установил две могучие реальности: свет и тьму, которые проистекают из Его сияния и сокрытия… и дал каждому из них свой отрезок времени. Это и есть день и ночь» (Рамхаль, Путь Творца1:6).

Задумаемся над этим: обычные «природные» явления, которые происходят каждые сутки. Ведь нет ничего обычнее, чем смена дня и ночи. Они свидетельство и следствие отношения Творца к творению. Каждые сутки мир проходит через процесс сияния Лица — приближения и сокрытия Лица — отдаления. Мы ощущаем эти явления, видим их, но их корень мы открываем в Торе.

Милость утром — сияние Лица

Утром мир пробуждается к жизни. После ночного забытья, в котором есть привкус смерти (одна шестидесятая), мир снова возвращается к жизни: творение обновляется и сияет во всем своем великолепии. «Горы и все холмы, плодовые деревья и все кедры. Дикие и все домашние животные, насекомые и крылатые птицы». Солнце посылает лучи света и тепла, пульс жизни ускоряется. «Обновляющий каждый день, постоянно, создание Вселенной».

А человек — властвует и правит всем: «Ты сделал его властелином над деяниями Твоих рук, все положил Ты под ноги ему», встает на ноги с новыми силами и энергией, — он готов к своему предназначению в мире: «выходит человек на деяния свои, и на труд свой до вечера».

Человеку знакома милость утра, в этот час он полон надежды, в состоянии реализовывать свои планы и мечты. Он осознает важность своего положения — венца творения, в руки которого передана способность направлять все творение к своей цели.

Он ощущает озарение, идущее от Лика Всевышнего, что заставляет его радушно и приветливо относиться ко всем окружающим. С такими чувствами ему легко встать на молитву и обратиться к Творцу. «Ибо утром, когда человек пробуждается от сна… нужно сосредоточить все свои страсти и желания на любви к Всевышнему, качеству праотца Авраама, и уповать на то, что Всевышний изольет на него благо» (Цидкат ацадик, р. Цадок аКоэн).

Такой человек уверен, что Творец ответит на его молитву. Это ощущение близости, проистекающее из переживания этого момента милосердия. «Г-сподь, утром Ты услышишь мой голос». Начал раби Элазар и сказал: ведь когда приходит рассвет и утро пробуждается в мире, это время желания делать добро всему миру — и праведникам, и злодеям. И тогда это время молитвы, молиться перед святым Царем. И поэтому в час, когда наступает рассвет, все заключенные царя находят упокоение — это время молитвы о них. А особенно те, кто раскаивается и представляет свои просьбы перед святым Царем (Зоар, Теилим 5).

Данная мысль выражается в утренней молитве

В первой части утренней молитвы мы благодарим Творца, благословляем Его за благо, за утро и обновление тела и души человека и заканчиваем благословением «Благословен воздающий благие милости Своему народу Израилю».

После этого в Псукей дезимра (песнях и славословиях) человек выражает свое признание и воодушевление при мысли о красоте творения и совершенстве природы, которую Всевышний пробуждает к великолепному и прекрасному цветению и росту обновления. Своим воодушевлением человек побуждает все Творение воспевать, благодарить и славословить Создателя, Аллилуйя — Восхвалите Г-спода!

Далее человек восходит до песни ангелов и высших серафимов . Он знает, что произнося свою песнь, побуждает эти обитателей высших духовных миров петь свою песнь Творцу. Он продолжает молитву, выражая признательность за великую любовь Творца мира, Который избрал его из всех творений, чтобы дать ему Тору, средоточие всего, отраду высших и низших миров, дочь Царя. Исходя из этого чувства близости в любви Творца, он произносит общие и всеобъемлющие благодарения за все избавления Израиля из тьмы изгнаний и выражает уверенность в истинности конечного освобождения. Таковы благословения до и после Чтения Шма.

Мудрецы видят в благословениях утреннего Шма выражение наставления «рассказывать утром милость Твою». «Сказал Раба бар Хинана Саба от имени Рава: каждый, кто не сказал эмет веяцив утром и эмет веэмуна вечером, не выполнил свей обязанности (читать Шма), ибо сказано: “Рассказывать утром милость Твою, и веру Твою — по ночам” (Брахот 12а). “Благословение эмет веяцив все говорит о милости, которую Всевышний сделал нашим праотцам, выведя их из Египта, раскрыв для них море и проведя их (по морскому дну)” (Раши). Лучшей подготовкой к утренней молитве будет сопряжение с ней конечного Избавления. Молитва же (Шмонэ эсрэ) произносится, когда Лик Всевышнего озарен, чтобы “во время благоволения ко всем воздать добром всему миру” (Зоар).

“Выйдет человек на дело свое” — это утренняя молитва». (Тикуней Зоар 451).


В еврейской истории город Шхем часто становился местом расколов и конфликтов: здесь произошло несчастье с дочерью Яакова Диной, здесь, у Шхема, был продан в рабство Йосеф. В Шхеме же было закреплено разделение единого еврейского государства на два, Северное Израильское и Южное Иудейское царства. Конфликты вокруг Шхема (по-арабски — Наблуса) продолжаются и сегодня. Читать дальше