Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тот, кто срамит другого, награждает его дурным прозвищем и возвышается в позоре товарища, — спускается в Геhином

Злословие. Сказали мудрецы, благословенной памяти, о злословии (Арахин 15б), что оно хуже идолопоклонства, разврата и кровопролития — худших из всех преступлений. И сказали учителя наши, благословенной памяти (Там же): «Всякий, кто злословит, отрицает основы [веры], как написано (Теhилим 12:5): “Которые говорят: Словами нашими победим, речи наши — с нами 221, кто господин нам? 222”».

Сплетни убивают троих и приравниваются к кровопролитию. И [те, кто сплетничают,] не попадут в Сад Эден, как написано (Теhилим 15:1—3): «…Всевышний, кто будет жить в шатре Твоём? <…> …не сплетничающий языком…». Доэг hа-Эдоми — великий пастырь, глава Санhедрина, — из-за сплетен лишился будущего мира, умер в середине жизни, послужил причиной убийства жителей Нова, города священников, и смерти Шауля, с его сыновьями и домашними.

Тот, кто срамит другого, награждает его дурным прозвищем и возвышается в позоре товарища, — спускается в Геhином и не поднимается оттуда, и нет ему доли в будущем мире. Такие входят в запрет «Не убий», как сказали мудрецы, благословенной памяти (Бава Мециа 58б): «На западе 223 чего опасаются больше всего? — Того, что пришедший румяным уйдёт бледным» 224.

Насмешники — это одна из групп, которые не предстают перед Шхиной. И сказали мудрецы, благословенной памяти (Авода Зара 18б): «Каждый насмешник падает в Геhином». И ещё сказали мудрецы (Авот 3:2): «Даже [просто] сидящий без дела — это посиделки насмешников, как сказано (Теhилим 1:1): “Счастлив человек, который не следовал советам злодеев и на посиделках насмешников не сидел”», ведь сразу вслед за этим сказано (Там же 2): «А только в Торе Всевышнего его желание…», а что сказано далее? «Будет он, как дерево, посаженное на воде… 225 Не таковы злодеи… (Там же 3—4).». И сказали мудрецы, благословенной памяти (Авот 6:2): «Каждый день раздаётся глас [с небес] и говорит: “Горе им, созданиям, из-за унижения Торы, ведь всякий, кто не занимается Торой, называется 'отверженным'”», то есть отвергнутым от небес. И ещё сказали учителя наши, благословенной памяти (Санhедрин 99а): «Ибо слово Всевышнего [он] презрел… отсечена будет та душа…» (Бемидбар 15:31), — раби Неhорай сказал: «Это всякий, кто может заниматься Торой и не занимается». И сказал Рав (Бава Батра 79а): «Всякий, кто отстраняется от слов Торы и занимается разговорами, — огонь пожирает его». А «всякий, кто расслабляется в словах Торы, — падает в Геhином» и его «кормят углями горячими, как сказано (Иов 30:4): “Срывающие зелень и листья деревьев — [угли] горячие хлеб их 226”» (Авода Зара 3б). И ещё сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Авот 3:4): «…обращающий сердце к безделью достоин смерти», как сказано (Дварим 4:9): «Только остерегайся и береги душу свою очень, чтобы не забыл ты вещи, которые видели глаза твои, и чтобы они не ушли из твоего сердца…».

И ещё сказали мудрецы (Кидушин 40б): «Суд над человеком начинается только со слов Торы, как сказано (Мишлей 17:14): “Открывающий воду 227 — начало суда…”. И ещё сказано (Йеhошуа 1:8): “И размышляй о ней 228, днём и ночью… ибо тогда ты будешь успешен на путях твоих и тогда уразумеешь 229”. В каждую минуту, час или день, когда человек пренебрегает Торой, о нём сказано (Коhэлет 1:15): “…и недостаток не может быть засчитан”. И сказали мудрецы, благословенной памяти (Пэа 1а): “Вот вещи, делая которые, человек вкушает от их плодов в этом мире, а основная [награда] сохраняется ему для будущего мира… а изучение Торы напротив всего 230”. Более того, занимающийся Торой свободен 231 от всех остальных заповедей, ибо она одна весит, как все остальные заповеди.»

Учили в доме Элияhу, доброй памяти (Элияhу Раба 2): «Счастлив человек, ставящий себя как бык под ярмо и как осёл под поклажу, сидит, учит и повторяет Тору каждый день, постоянно». Сразу снисходит на него дух святости. И если тот, кто пренебрегает Торой, получает столь строгое наказание, то тем более его заслуживает тот, кто глумится.

Пустые разговоры приводят к великим преступлениям. Ведь даже просто сидеть без дела — это «посиделки насмешников», и тот, кто это делает, получает суровое наказание, как упоминалось выше. Тем более тот, кто на самом деле ведёт пустые разговоры. Более того, это приводит к злоязычию, сплетням, насмешкам и разговорам, унижающим других.

И сказали мудрецы, благословенной памяти (Йома 19б): «Ведущий пустые разговоры нарушает [заповедь] “делай”, как сказано (Дварим 6:7): “И говори о них… 232”». И сказали о раби Йоханане бен Закае и о Раве, что они за всю свою жизнь не вели праздной беседы. И сказали мудрецы, благословенной памяти (Мегила 18а): «Слово [стоит] сэла 233, а молчание — две». И ещё сказали мудрецы (Авот 1:17): «…и не нашёл я ничего более полезного для тела, чем молчание». И написано (Эйха 3:28—29): «Сиди один… и молча погрузи во прах уста свои…», и ещё написано (Мишлей 18:21): «Смерть и жизнь в руках языка…». И сказали мудрецы, благословенной памяти (Авот 3:13): «…Ограда мудрости — молчание». И сказал Шломо (Коhэлет 5:1): «Не торопись в устах своих, и пусть сердце твоё не спешит произнести слово перед Всесильным…», — ведь Всесильный на небесах, а ты — на земле, поэтому пусть слова твои будут немногочисленны.

И сказали мудрецы, благословенной памяти (Хулин 89а): «“Истина [в том], что немота скажет справедливое…” (Теhилим 8:2), — в чём искусство 234 человека в этом мире? Сделать себя немым!» И сказали мудрецы, благословенной памяти (Хагига 5б): «[Всякий раз], когда Раби доходил [в изучении Торы] до этого стиха, он плакал: …формирующий горы, и создающий ветер, и рассказывающий человеку, каковы его речи…» (Амос 4:13), — даже лёгкую беседу, которую человек ведёт с женой, и даже самые незначительные слова записывают в книгу человека и зачитывают ему в час смерти.

Сказали мудрецы наши, благословенной памяти, что молчание человека приводит его к смирению, а смирение — начало трепета перед небесами. А когда человек не занимается Торой, ему следует быть молчаливым и сжать губы, из-за того что праведности человека и его заслуг недостаточно для того, что произносят его губы 235. Счастлив тот, кто ведёт себя как немой, глухой, хромой и слепой. И почему же так? — Для того, чтобы он не согрешил и не сделал себя и свои органы обречёнными Геhиному. И так сказал Давид (Теhилим 38:14): «А я, как глухой, не услышу и, как немой, не раскрою уст».

В Книге Зоhар (часть 2, 59а): «Нет пара 236,у которого нет звука. И из всех тех слов, которыми занимается человек не для служения Святому, благословен Он, возникает пар и носится в мире. А когда душа покидает [человека], тот пар перекатывает её по миру. Об этом сказано (Шмуэль I 25:29): …И душу врага твоего будет болтать, [как камень] в праще». И ещё сказано там (часть 3, 183б): «…И оделась Эстер в царство 237»… — учим отсюда, что всякий, кто бережёт уста и язык, заслуживает облачения в дух святости.

Тот, кто смотрит на блудное 238, даже если он как Моше, не избежит наказания в Геhиноме (Брахот 61а), и в конце концов он согрешит в этом, — он сам дразнит своё дурное начало и придёт к строго запрещённому семяизвержению, как это будет объяснено в шестых вратах. Получающий выгоду от почёта Торы отнимает у себя жизнь в этом мире и приговаривает себя к смерти. Доказывает это случившееся с раби Тарфоном (Недарим 62а), которого бросали в реку, а он не хотел получать выгоду от Торы 239. Как сказали мудрецы, благословенной памяти (Авот 4:5): «…Не делай [из Торы] корону, чтобы возвеличиться в ней, и не лопату…, ибо каждый, кто получает выгоду от почёта Торы, забирает свою жизнь в этом мире и в конце концов получает Геhином».

Ложь. Говорящий ложь отрицает Б-га Израиля и признает другого бога — ложь. Такой человек не увидит лица Шхины, как написано (Теhилим 101:7): «Говорящий ложь не предстанет перед моими глазами». И он не относится к Израилю, о котором сказано (Цфанья 3:13): «И остатки Израиля не совершат обмана и не скажут ложь…», — и дни его сокращаются. А тот, кто говорит правду, продлит свои дни, как сказано в трактате Санhедрин (97а) о раве Тавьюми, который не стал бы говорить неправду даже за все богатства этого мира. «Однажды он попал в город, имя которому было Кушта 240; в этом городе не врали и никто не умирал раньше срока… 241 два его сына умерли. Сказали ему: “Пожалуйста, уйди из нашего города, чтобы смерть не имела к нам претензий”». И написано (Ирмеяhу 9:4—8): «…Научили языки свои говорить ложь… <…>…И за это Я не взыщу? Слово Всевышнего! Разве такому народу не отмщу Я?» Разведчики и всё поколение пустыни были наказаны за лжесвидетельство. И сказали мудрецы, благословенной памяти (Санhедрин 92а): «Всякий искажающий [истину] в словах — как будто служит идолам». И написано (Мишлей 6:16—17, 6:19): «Шесть этих ненавидит Всевышний… Глаза вознесённые 242, язык лживый… Дух неверный… 243». И написано (Ирмеяhу 9:4,8): «…И правду не скажут… <…>…И за это Я не взыщу?» И ещё написано (Теhилим 34:13—14): «Кто [он] человек, жаждущий жизни? … Стереги язык твой от зла…». Гейхази был наказан только за то, что солгал от имени Элиши, Амнон предал Тамар и за это был убит, дух Навота был удалён из своего удела 244 за обман, как сказано (Шабат 149б): «Как сказано (Млахим I 22:20): “Кто соблазнит Ахава 245? …выйди, выйди из твоего удела!” И сказал рав hуна (Псикта Рабати 24): “Израиль был изгнан со своей земли только за то, что преступил сказанное (Шмот 23:7): “От слов лживых отдались…”.” И сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Шабат 119б): “Йерушалаим был разрушен только за то, что перевелись в нём верные (честные) люди, как сказано (Ирмеяhу 5:1): “Обойдите улицы Йерушалаима… есть ли там поступающий справедливо и стремящийся к верности””. А в Книге Зоhар (часть 2, 17а) о времени, когда ложь, она же Сама-ль, правит, написано (Даниэль 8:12): “И послал (сбросил) истину на землю…”, — и это послужило причиной разрушения Первого и Второго Храмов». И сказали мудрецы, благословенной памяти (Авот 1:18): «…На трёх вещах стоит мир — на суде, на истине и мире…»; и написано (Теhилим 15:1—2): «…Всевышний, кто будет жить в шатре Твоём? <…> …Говорящий истину в сердце», — даже то, что человек думает в сердце своём, следует подтвердить делами, как сказали мудрецы, благословенной памяти (Макот 24а и РаШИ там же), в истории про рава Сафру 246.

И написано (Малахи 2:6—7): «Тора истинная была в устах его 247, и обмана не было на губах 248… Ибо Ангел Г-спода Воинств он!»

Льстец — также из тех четырёх, что не предстают пред ликом Шхины, ибо, льстя злодею, он пренебрегает честью Всевышнего, как написано (Мишлей 24:24): «Говорящий злодею: “Праведник ты”, — проклянут его народы и возненавидят нации». Даже если он льстит не злодею, он как будто боится человека 249 и уповает именно на него, а ведь написано (Ирмеяhу 17:5): «…Проклят муж, который уповает на человека…», и ещё написано (Иов 13:16): «… не предо Мной льстец предстанет». И рассказали мудрецы наши, благословенной памяти (Санhедрин 19а), что, когда Санhедрин немного польстил царю Янаю, не заставив его стоять в суде, пришёл [ангел] Гавриэль, ударил о землю, и все умерли. И когда польстили царю Агрипасу, который был праведником, любящие Израиль были приговорены к уничтожению 250 (Сота 41б). И сказали мудрецы, благословенной памяти (Псахим 113б): «Троих Всевышний ненавидит: говорящего одно устами, а другое в сердце…». И ещё сказали (Сота 41б): «Всякий, кто льстит, падает в Геhином», как написано (Йешаяhу 5:20, 24): «Ой им 251, говорящим на доброе — зло, а на злое — добро… <…>…За это пожрёт [их], как солому, язык пламени». И сказали мудрецы, благословенной памяти (Сота 42а): «Всякое общество, в котором есть лесть, отвергается, как нида», как сказано (Иов 15:34): «Ибо общество льстящее — опустеет…». И сказали учителя наши, благословенной памяти (Йома 72б): всякий мудрец, который внутри не таков, как снаружи, — мерзость. И сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Сота 41б): «Всякий человек, в котором есть лесть, приводит гнев (Всевышнего) в мир», как сказано (Иов 36:13): «Льстивые сердцем приносят гнев…, — более того, их молитва отвергается». И ещё сказали мудрецы (Сота 41б): «Всякий, в ком есть лесть, — даже младенцы в утробах матерей проклинают их». И ещё сказали (Там же), что за грех лести люди попадают в руки своих врагов, как сказано (Йешаяhу 10:6): «На народ льстивый Я нашлю… захватить трофеи и добычу…». Тяжела лесть, как идолопоклонство, разврат и кровопролитие. Откуда мы знаем об идолопоклонстве? Сказано (Йешаяhу 32:6): «Льстить и говорить о Всевышнем — ошибка… 252». О разврате?.. Сказано (Ирмеяhу 3:1): «Если отошлёт человек жену свою, и уйдёт она от него и будет с другим, [разве] вернётся она к нему снова? Так и лесть земли этой…». О кровопролитии?.. Сказано (Теhилим 106:38): «…и будет льстить земля в крови». Из-за лести прекращаются дожди. За лесть человека наказывают в Геhиноме вечно, как сказано (Йешаяhу 33:14): «Испугались в Ционе грешники, охватил трепет льстецов: “Кто выживет [из нас] в огне пожирающем?!”. И сказали мудрецы, благословенной памяти (Санhедрин 101б): “Йеровам заслужил царство только за то, что не льстил Шломо”.»

В плутовстве есть два великих зла. Первое в том, что оно подобно лжи и лести, второе — в том, что оно подобно воровству и мошенничеству. Плут пренебрегает Всевышним, показывая, как будто Он не знает о его плутовстве, и написано (Ваикра 25:17): «Не смошенничает человек в народе своём и убоится Г-спода…», и написано (Там же 19:15—16): «Не мошенничайте Я — Г-сподь, Всесильный ваш». И суд человека после смерти начинается с вопроса: «Вёл ли ты дела честно?» (Шабат 31а). И этот тоже из четырёх, что не допускаются пред лик Шхины, как сказано (Теhилим 101:7): «Не будет сидеть внутри Моего дома плут…». И Йерушалаим был разрушен только за то, что перевелись в нём честные люди (Шабат 119б), как мы уже упоминали в разговоре о лжи. И написано (Теhилим 15:1—2): «Всевышний, кто будет жить в шатре Твоём? <…> …Говорящий истину в сердце». И сказали мудрецы наши, благословенной памяти: «“Честный человек — благословлён множественно…” (Мишлей 28:20), — это о том, кто ведёт дела честно, имущество его умножается и Всевышний даёт ему заработать», — более того, такой человек называется праведным, как сказано (Хавакук 2:4): «…а праведник честностью своей будет жить». И сказали мудрецы, благословенной памяти (Макот 24а): «Заповедей — шестьсот тринадцать, — пришёл Хавакук и свёл их к одной: …праведник честностью своей будет жить»».

221 То есть «мы хозяева говорить (стоит перефразировать, “хозяева” требует дополнения, существительного, но никак не глагола.), что хотим».

222 Это и есть отрицание власти Всевышнего в этом мире, через утверждение права человека говорить, что ему вздумается.

223 В Земле Израиля.

224 Когда человек обижен или оскорблён так, что бледнеет, это приравнивается к кровопролитию.

225 То есть близко к воде.

226 Мудрец объясняет этот стих, отклоняясь от его простого смысла. Прежде всего, здесь игра слов: корень слова «дерево» — сиах — состоит из тех же букв, что и корень слова сиха — «разговор», далее ретамим, что в простом смысле значит вид растения, мудрец объясняет как «горячие», имея в виду угли. Таким образом, в стихе есть намёк, что того, кто занимается пустыми разговорами, кормят горячими углями.

227 Вода — символ Торы.

228 О Торе.

229 Перевод согласно МаЛьБиМу.

230 То есть важно, как всё перечисленное ранее вместе.

231 За исключением тех случаев, когда человек имеет дело с заповедью, которую, кроме него, никто исполнить не может.

232 О словах Торы.

233 Серебряная монета.

234 Объяснение построено на родстве слов: умнам, в простом смысле означающее «истина», имеет тот же корень, что и уманут — «ремесло», «мастерство», «искусство».

235 Для того, чтобы компенсировать вред, приносимый тем, что произносят его губы.

236 Паром часто называется воздух, исходящий из человеческих уст.

237 Эстер 5:1 — царские одежды.

238 В том числе и просто на запрещённых женщин.

239 Для того чтобы спастись, ему нужно было только сказать, кто он такой, но он не хотел этого делать, чтобы не получить выгоду от Торы, которую учил.

240 Истина (арам.).

241 Далее в Геморе сказано, что рав женился на местной женщине и у них родились двое сыновей. Однажды его жена мыла голову, и пришла соседка, спросила её, а он, подумав, что не будет приличным сообщить ей, что его жена делает на самом деле, просто сказал, что её нет дома. Из-за этого…

242 Это гордыня.

243 Это лжесвидетельство; «дух» — здесь подразумевается речь, так как нет речи без духа.

244 В будущем мире.

245 По просьбе Йеhошафата Ахав позвал к себе истинного пророка — Михаяhу, ненавидимого им за неблагоприятные пророчества. И пророчествовал Михаяhу: «…видел я израильтян, рассыпанных по горам, как овцы, у которых нет пастуха, и сказал Всевышний: нет господина у них. Вернитесь, каждый в свой дом» (Млахим I 22:17). Из этого пророчества следует, что война закончится смертью самого Ахава. И продолжал Михаяhу: «Поэтому слушай слово Всевышнего: видел я, что Всевышний сидит на троне Своём, а всё воинство небесное стоит перед Ним справа и слева (Это значит, что происходит суд. — Прим. пер.)». И сказал Всевышний: «Кто соблазнит Ахава [так, что он] поднимется [на войну] и падёт в Рамот Гиладе?» И сказал один так, а другой так (Это значит, что мнения участвующих в суде разошлись. — Прим. пер.). И вышел дух, и встал перед Всевышним (в трактате Санhедрин говорится, что это был дух невинно убитого Ахавом Навота hа-Изрэели. — Прим. пер.), и сказал: «Я соблазню его!» И сказал Всевышний ему: «Чем?» И сказал [дух]: «Выйду и буду в устах всех его пророков духом лжи». И сказал [Всевышний ему]: «Соблазняй, ты сможешь, иди и делай так!» (Млахим I 22:19—22).

246 Объясняет РаШИ: «Был у рава Сафры товар на продажу. Пришёл покупатель, когда рав Сафра читал “Шма”. Сказал покупатель: “Продай мне товар за столько-то….” Рав Сафра не мог ему ответить. Покупатель решил, что он не согласен с ценой, и надбавил цену. Рав Сафра закончил читать “Шма” и сказал: “Бери товар за цену, предложенную вначале, поскольку я уже согласился (в сердце) с той ценой”.»


247 РаШИ говорит, что речь идёт о первосвященнике: об Аhароне, Элазаре, Пинхасе.

248 РаДаК объясняет, что так же, как Тора Всевышнего была в устах его, то есть как он объяснял её другим, так же она была и в его сердце.

249 А не Всевышнего.

250 Смотри также мишну там же (Сота 41а); РаШИ говорит, что в правление Агрипаса был разрушен Храм.

251 «Беда им».

252 Как уже говорилось выше, льстец не верит в провидение Всевышнего и не уповает на него.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


В еврейской истории город Шхем часто становился местом расколов и конфликтов: здесь произошло несчастье с дочерью Яакова Диной, здесь, у Шхема, был продан в рабство Йосеф. В Шхеме же было закреплено разделение единого еврейского государства на два, Северное Израильское и Южное Иудейское царства. Конфликты вокруг Шхема (по-арабски — Наблуса) продолжаются и сегодня. Читать дальше