Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
С одной стороны, «вся жизнь этого мира не может сравниться с одним мигом духовного удовлетворения в мире грядущем». Но одновременно «вся жизнь грядущего мира не может сравниться с одним мгновением раскаяния и добрых дел в этом мире».

Р. Деслер рассматривает древнюю, но неизменно актуальную проблему: почему страдают праведники и процветают злодеи? Он отнюдь не стремится обойти ее сложности, а напротив, готов рассмотреть все аспекты проблемы, включая трудные случаи врождённых заболеваний. Стоит обратить внимание, что всем трём главным этапам дискуссии предпосылается притча или история из повседневной жизни.

Главная цель р. Деслера — снабдить своих молодых учеников понятиями и концепциями, с помощью которых они смогут правильно рассматривать все проблемы подобного рода. Как было сказано в предыдущих статьях, главным средством для достижения поставленной цели является правильная оценка статуса и назначения «этого мира». Мысль о том, что этот мир является «коридором, ведущим в грядущий мир», не означает, что он не так уж и важен. Напротив, из сказанного вытекает его чрезвычайная важность, потому что всё совершаемое здесь обладает исключительной способностью создавать вечные духовные структуры. Этот парадокс выразительно описан в Мишне. С одной стороны, «вся жизнь этого мира не может сравниться с одним мигом духовного удовлетворения в мире грядущем». Но одновременно «вся жизнь грядущего мира не может сравниться с одним мгновением раскаяния и добрых дел в этом мире». Смысл сказанного ясен. Если под «этим миром» мы понимаем материальные удовольствия и эгоистические (своекорыстные) интересы, то, действительно, все они не сравнятся с одним мигом, измеренным в категориях вечности. Однако если «этот мир» представляет нам уникальную возможность выбора пути воссоздания себя, покорения низменной части своей натуры и беззаветного посвящения себя распространению добра, тогда нет ничего более возвышенного. Если концепция «другого мира» подразумевает незначительность всего происходящего в нашем мире, то, с точки зрения Торы, не может быть ничего более отталкивающего, чем подобная мысль. Олам аба — это мир вечных духовных ценностей. Человек завоёвывает себе место в этом мире преданным соблюдением Торы и заповедей. Однако следует всегда помнить, что основная цель Торы и заповедей — сделать наш мир более справедливым и честным, более здоровым и более приятным его обитателям. Нет никакого противоречия между представлением об «этом мире» как коридоре, ведущем в олам аба, и как среде обитания, имеющей чрезвычайно большую важность в качестве функции и средства для исполнения заповедей.

Нам нужно следить за тем, чтобы различать конкретные аспекты «этого мира», о которых заходит речь. Когда р. Деслер говорит, что «этот мир как таковой ничего собой не представляет», он имеет в виду бесполезность материальных забот и эгоистических усилий; более того, они могут даже вредить, если превращаются в самоцель. Однако в этой и других статьях наш учитель разъясняет, что материальные заботы, связанные с достижением целей (исполнением заповедей), приобретают огромное значение. Они становятся «транспортом», который везёт нас в олам аба, являющийся, по замыслу, результатом полного развития духовного потенциала человека.

Только уяснив себе эти основные положения, мы можем продолжить обсуждение, рассматривая проблемы процветания и страдания в «этом мире».

ТШУВА

Время — лето 5700 (1940) года. Старый удобный мировой порядок разрушен. Никто не знает, что принесёт завтрашний день.

Р. Деслер неизменно подчёркивал: мы делаем слишком большой упор на экономическое обеспечение в ущерб духовному развитию. Сейчас наступил «момент истины». Идолы прошлого лежат в руинах. Р. Деслер сравнивает наше положение с ситуациями, описываемыми в трёх знаменитых талмудических историях (трактат Авода зара). Речь в них идёт о людях, которые «обрели свой (грядущий) мир в одно мгновение». Поскольку многие читатели не знакомы с этими историями, мы приводим их здесь.

  1. История римлянина Ктии бар Шалома (Авода зара 10б).

Один римский император ненавидел евреев. Он спросил своих советников: «Скажите, если нога человека поражена гангреной, следует ли ему ампутировать её и продолжить жить дальше (без ноги) или сохранить ногу и страдать?» Советники ответили: «Ему следует ампутировать ногу и жить». Услышал это Ктия бар Шалом и сказал им: «Во-первых, вы не сумеете одержать над ними (евреями) победу… Мир не может существовать без Израиля; во-вторых, люди станут называть вашу империю “ампутированной”. Император ответил: “Ты говорил хорошо. Однако всякий, кто побеждает императора в споре, должен быть погребён заживо”. Когда Бар Шалома вели на казнь, одна знатная римлянка сказала ему: “Горе кораблю, который плывёт, не уплатив сбора!” [Тебя убивают из-за Израиля; как жаль, что ты ещё не “уплатил сбора” (т.е. ты не обрезан и не можешь разделить их судьбу)]. Пока его вели, он сумел сделать себе обрезание и сказал: “Я уплатил свой сбор, переправился и ушёл”. Перед казнью он сказал: “Всё моё состояние пусть пойдёт раби Акиве и его коллегам…”. Тут раздался голос с Небес: “Ктия бар Шалом удостоен жизни в грядущем мире”. Раби заплакал, промолвив: “Одни обретают грядущий мир в одно мгновение, а другие трудятся для этого много лет”.»

  1. История «раби» Элазара бен Дурдаи (там же, 17а):

О «раби» Элазаре бен Дурдаи говорили, что во всём мире не было блудницы, с которой он не вступил бы в сношения. Как-то раз он услышал, что в одном большом городе в далёкой заморской стране жила блудница, бравшая в качестве платы целый кошелёк динаров. Он взял кошелёк с динарами и отправился за семь рек и морей, чтобы встретиться с ней. Когда они остались наедине… она сказала: «Точно так же, как это дыхание не вернётся в то место, откуда исходит, никогда не будет принято раскаяние Элазара бен Дурдаи». Услышав это, он оставил ее и уселся меж двух гор… Сказал: «Горы и холмы, просите милости для меня!» Они сказали ему: «Мы скорее попросим милости для себя, ибо написано: “Горы уйдут, и холмы будут сдвинуты”.» Сказал: «Небеса и земля, просите милости для меня!» Те ответили: «Мы скорее станем просить милости для себя, ибо написано: “Небеса исчезнут, как дым, и земля износится, как одежда”.» Сказал: «Солнце и луна, просите милости для меня!» Они сказали ему: «Мы скорее станем просить милости для себя…». Сказал: «Звёзды и планеты, просите милости для меня!» Они сказали ему: «Мы скорее станем просить милости для себя…». Он сказал: «Не иначе, как всё зависит от меня одного». Он положил голову на колени и разразился рыданиями. И плакал до тех пор, пока не отлетела его душа. Раздался голос с Небес: «Раби Элазар бен Дурдаи удостоен жизни в грядущем мире…». Раби заплакал, промолвив: «Одни обретают грядущий мир в одно мгновение, а другие трудятся для этого много лет». Позднее Раби сказал: «Мало того, что раскаявшихся грешников принимают, их даже венчают титулом ’раби’».

  1. История римского палача (там же, 18а):

[Римляне] обнаружили, что раби Ханина бен Терадион сидит, изучая Тору, в окружении многочисленных последователей, и на груди у него свиток Торы. Они привели его [на место казни], обернули в свиток Торы, вокруг разложили кучи веток и подожгли. Они принесли мотки спутанной шерсти, пропитанные водой, и положили ему на грудь возле сердца, чтобы не умер слишком быстро. Его дочь сказала: «Отец, мне суждено видеть тебя в таком состоянии?!» Он ответил ей: «Если бы меня сжигали одного, меня бы это беспокоило, но ведь меня сжигают вместе со свитком Торы. Тот, Кто отомстит за свиток Торы, отомстит и за меня». Его ученики сказали: «Раби, что Вы видите?» Он ответил: «Свиток (пергамент) горит, но буквы летают в воздухе». [Они сказали]: «Почему вы не открываете рта, чтобы огонь вошёл внутрь (и сократил мучения)?» Ответил им: «Пусть лучше Тот, Кто дал мне душу, возьмёт её, а я не стану причинять себе вреда». Спросил у него палач: «Раби, если я раздую пламя и уберу с Вашей груди мокрую шерсть, я удостоюсь жизни в грядущем мире?» Он ответил: «Да». [Тот сказал]: «Поклянитесь мне». Он поклялся. Тотчас палач раздул пламя и удалил шерсть с его груди. И душа его отлетела чистой. [Палач] тоже бросился в огонь. Раздался голос с Небес: «Раби Ханина бен Терадион и палач удостоены жизни в грядущем мире». Раби заплакал, промолвив: «Одни обретают грядущий мир в одно мгновение, а другие трудятся для этого много лет».