Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Творец использует два основных вида управления этим миром: открытое и скрытое. Когда единство Творца раскроется в мире, выяснится, что беды и страдания привели нас к благу.

Творец использует два основных вида управления этим миром, как подробно объясняет Рамхаль в книге Даат твунот:

«Управление Суда»: это открытое управление. В нем Всевышний ведет Себя с людьми в соответствии с их деяниями, мера за меру. Деяния людей оказывают сильнейшее воздействие на духовные миры — в лучшую или в худшую сторону. По отношению к этим деяниям и их последствиям Всевышний определяет людям награду и наказание. Он отплачивает озарением Своего Лица, приводящим к изобилию благословения и жизни в духовном и материальном, или сокрытием Лица, приводящим к уменьшению этой благодати. И тогда мир, являющийся по природе своей материальным и подверженным повреждениям, портится, и беды и страдания становятся уделом человечества. Также и в духовном смысле: пророчество уходит из мира, и мудрость оставляет мудрецов.

«Управление Единства»: это внутреннее глубокое управление, связанное с замыслом Творца мира привести все творение к полному исправлению. Чтобы оно было готово к «субботнему дню», дню, когда единство Творца раскроется в мире, и тогда выяснится задним числом, что вся система зла служила для раскрытия Славы Всевышнего, и что все беды и страдания привели только к благу и исправлению. Раскроется абсолютная власть Творца в творении и Его абсолютное единство — что нет ничего, кроме Него.

Данные виды управления требуют сотворения времени

Управление Суда требует возможности изменения состояний. Оно дает место деяниям людей в лучшую или худшую сторону, обращения их к пути прямому или кривому, а также возможность раскаяния.

«Когда человек в начале года ведет себя праведно, а затем каждый день спускается на десять ступеней, тогда с каждым днем проклятие умножается, и наоборот, когда человек с каждым днем все больше побеждает свое злое начало, ему с каждым днем добавляется благословение. И потому год называется שנה шана, поскольку נשתנה ништана, меняется изо дня в день — в худшую или лучшую сторону» (Толкование молитвы раби Авраама, сына Гаона). Таково также и управление Всевышнего по отношению к Его созданиям: к милости или к суду, к озарению Лица или, не дай Б-г, к сокрытию Лица. И то же все остальные качества управления, через которые Творец раскрывается при управлении миром. Они изменяются каждую минуту, в соответствии с деяниями людей: «человек судится каждый час». Естественно, такое управление возможно только в рамках сотворения времени, ведь изменение возможно только во времени.

Управление Единства: процесс приведения мира к совершенству в ходе процесса, объемлющего все происходящее в нем до достижения конечной цели — полного исправления и раскрытия единства Всевышнего. Как уже объяснялось, всякий процесс и совершенствование возможны только в рамках времени.

Следует понимать: все процессы и изменения, происходящие в «природе», являются порождением этих видов управления. Приведем несколько примеров. День и ночь — это порождения управления озарения Лика или сокрытия Лица, как мы объясним далее, в главе 3. То же самое относится к временам года, что станет понятно, если поразмыслить над глубинным смыслом связанных с ними праздников. Процессы роста и развития человека параллельны развитию и совершенствованию всей вселенной, как объясняется в книге Даат твунот. Причиной смерти, исчезновения и их порождений являются, как написано в Торе, грехи человека. То же самое относится и к остальным «природным» явлениям.

Ответ на этот вопрос очевиден для каждого верующего еврея. Ведь он знает, что корень Творения и всех его превращений — это воля Всевышнего, выраженная в Торе, «ибо Он смотрел в Тору и творил мир». Отсюда понятно, что, как сама реальность всех творений заложена в этих видах управления, так и происходящее с ними является следствием путей управления, раскрытых нам в Торе.

Два этих управления, действуя совместно, приводят человека и все творение к состоянию готовности к жизни в Грядущем мире.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»