Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Часть 3. Осознание Б-га

Основанное на Б-жественной Торе стремление облаго­родить материалистические амбиции, (в частности, путем исполнения ее заповедей) - это уникальная обязанность еврейского народа. Осознание Б-га, понимание Его любви и Провидения и ответная любовь человека к Б-гу, почи­тание Его и Его созданий доступны каждому. Эти про­явления связи человека с Б-гом изначально доступны всем человеческим существам * . Никакая другая мыслимая ра­дость не сравнится с удовлетворением, которое мы полу­чаем, делясь нашей любовью к Б-гу с другими Его созда­ниями. Это счастье пронизывает всю природу человека независимо от расы или национальности, тогда как эго­истическое материалистическое стремление неизбежно приводит к духовной пустоте и физическому страданию. И наоборот, там, где есть осознание Б-га, удовлетворение физических желаний человека стимулирует самую возвы­шенную любовь к Нему. Как мы видели, такого рода про­цесс возвышения отличается от всех других попыток обла­городиться тем, что естественные физические стремления человека не отрицаются, а напротив, считаются необхо­димыми в осуществлении более высоких духовных целей. Иначе говоря, материальное процветание становится не конечным предметом вожделений, а средством для дости­жения высокой степени Б-госознания.

По сравнению с этой всеобъемлющей истиной ничтож­ными кажутся устаревшие претензии материалистической философии. Возвеличивая физическую сторону человече­ской натуры и провозглашая власть человека над законами природы, материалисты ниспровергали его духовность. Но

----------------------

* Эти понятия формируют костяк Торы и ее предназначен­ного для всего человечества варианта - свода законов Ноаха.

время таких философских установок ушло безвозвратно.

Поэтому точно так же, как возникновение материа­лизма породило общественные перемены за последние три столетия, так и пришедшее к людям осознание Б-же­ственного Провидения вызовет всеобщие позитивные из­менения. Счастье человека и достижение им самого не­обходимого в жизни будет рассматриваться как результат заботы Б-га о каждом индивиде. Эгоизм и неудовлетво­ренность - главные причины современных войн и гонки вооружений - будут уничтожены.

В благотворной атмосфере, содействующей осознанию личного участия Б-га в жизни человека, люди будут чув­ствовать себя намного увереннее. Они уже не будут счи­тать своего ближнего безжалостным соперником в жесто­ком, ограниченном рамками земного бытия мире. Не опа­саясь за свое благосостояние, они будут терпимо отно­ситься к другим, закладывая тем самым фундамент мирно­го сосуществования.

Осознание заботы Б-га о каждом будет удовлетворять потребность человека в метафизической любви и заботе. Более того, благодаря этому осознанию естественное чело­веческое чувство благодарности будет выражаться в любви к Б-жественному Обеспечителю материальных потребно­стей людей. Результат такой благодарности - покой и счастье - излечит человеческое сердце и душу.

Международные отношения

Тезис этой книги состоит в том, что осознание любви и всемогущества Б-га дает человеку силу воли, чтобы отста­ивать этические позиции в противоборстве с эгоистиче­скими претензиями.

Любые так называемые врожденные черты характера, об­условленные расовыми или национальными особенностями, которые использовались для оправдания разногласий среди народов, не являются абсолютными и непреложными. Ничто не может помешать человеку сознательно избрать систему альтернативных ценностей и позиций, которая исподволь внушит новый уровень осознания Б-га и, таким образом, станет возможным улучшение взаимоотношений на уровне семьи, народа и всего человечества * .

Сила, которую дает Б-госознание, позволяет человеку преодолеть и облагородить любые, казалось бы, противоре­чивые тенденции внутри себя, которые в настоящее время являются препятствием на пути нравственного совершен­ствования. Таким образом отпадает необходимость ограни­чивать общественные отношения, основанные на благодар­ности Б-гу, одной группой людей, семьей или соотече­ственниками. Всякий, кто руководствуется в своих поступ­ках благодарностью к Всевышнему, будет стараться разде­лить полученное от Него "добро", со всеми Его созданиями. Это побуждение к общественным взаимоотношениям без семейных или национальных ограничений возникает само собой из чувства благодарности и любви к Б-гу. В итоге этическое общественное поведение становится нашей ли­ной заботой, а положительные результаты этого распро­страняются на все создания Б-га без исключения. Богатство зависит от воли Всевышнего, хотя считается, что для его получения желательны также и усилия человека. По Своей воле Б-г одаривает людей знаниями и способностями, необходимыми для увеличения производительности труда, чтобы обеспечить обильный урожай даже на скудной земле. Это не только повышает жизненный уровень отдельного человека, но и обеспечивает выживание всего непрерывно растущего населения. Тот, кто, соединяя континеты воздуш­ными линиями, смотрит на них открытыми глазами, никог­да не поймет, почему народы мира ведут кровопролитные войны, стремясь захватить новые территории. Он заметит, что большей части земной поверхности еще не коснулась рука человека и что совершенно не тронуты несказанные богатства океанского дна [1] . С помощью провидческой забо­ты Б-га получив способность проникать в тайны атома, можно заставить даже пустыни приносить богатые урожаи. Кроме того, есть достаточное количество естественных бо-

-----------------------

* Эта альтернатива опять же не что иное, как Всеобщий свод законов Ноаха.

гатств, которые в состоянии обеспечить высокий уровень жизни и сейчас, и в будущем, даже если население увели­чится во много раз.

Лишь разногласия между народами, являющиеся ре­зультатом их алчности, не дают мирно использовать эти сокровища. Если хотя бы ничтожную долю средств и уси­лий, затрачиваемых на производство вооружения, напра­вить на общее распределение природных ресурсов земли и ее недр, мы смогли бы добиться такого уровня жизни, о котором сейчас даже не смеем мечтать. Почему государ­ства с огромными территориями стремятся подчинить сво­ему влиянию остальной мир? Потому что их эгоистиче­ские амбиции порождают маниакальную страсть к захват­ничеству. Если бы народы этих стран смогли понять, что мир не является производным слепого механического слу­чая, а управляется беспредельным Создателем, Который не оставляет без внимания ни одно из Своих творений, это, несомненно, привело бы к перевороту в этических воззрениях.

В эпоху господства материализма предприимчивый ин­дивидуалист вынужден рассматривать свое окружение и ближних как возможные объекты эксплуатации. Хладно­ кровно, не считаясь с другими, он пытается осуществить свои личные планы. Жестокая кокурентная борьба застав­ляет предпринимателей, да и целые народы, заботиться лишь о собственных интересах. Только так они смогут выжить. Испытывая постоянный страх пред разорением, индивидуалист стремится к изобилию и экономическому счастью, но это такая разновидность счастья, которая никогда не становится длительной реальностью. Говоря словами мудрого царя Шломо: "Кто любит деньги, тот не насытится деньгами" (Коэлет 5:9). Но если бы индивиду­алист осознал, что материальное благополучие зависит не от его инициативы, а от воли Б-га, его стремление к бес­конечному приобретательству, которое является основной пружиной в конкурентной борьбе, могло бы исчезнуть. Это в равной степени справедливо и по отношению к целым народам, а не только к отдельным личностям. В атмосфере всеобщего признания Б-жественного Провиде­ния предприниматель и его страна уже не будут больше беспокоиться об устранении конкурентов и смогут спо­койно наслаждаться плодами своих трудов.

Если бы зависимость человека от Б-га была признана, она оказала бы еще одно благотворное воздействие на индивидуализм. Когда уменьшится ненасытное стремление к приобретательству, приостановится размах торговли и развитие промышленности. Масса людей покинет большие города, куда их привела мечта о сказочном богатстве. Они вернутся к земле и воспримут ее как свой естественный источник существования. Такая жизнь более естественна и здорова как физически, так и духовно [2] .

Кстати, это, возможно, явится единственным разреше­нием состояния угрозы промышленного загрязнения окру­жающей среды и экологического самоубийства - резуль­татов наших технических достижений.

Ведущим принципом экономики вновь станет ком­фортное существование. Основные отрасли промышлен­ности перейдут в руки тех, кто думает о технике, а не только о выгоде. Ограничение предпринимательства в про­мышленной сфере и в торговле снизит промышленное производство и вызовет повышение цен на товары. В здо­ровой экономике более высокие цены позволят работо­дателю гарантировать более либеральную зарплату и ос­вободят его от того гнета, который заставляет смотреть на своих работников как на объект эксплуатации.

С исчезновением стремления к материальному обога­щению предприниматель уже не будет находиться в тис­ках двух противоборствующих сил. Это, с одной стороны, все возрастающие требования рабочих, которые, как и он сам, охвачены всепожирающей страстью к обогащению. С другой стороны, это жестокая конкурентная борьба за ры­нок, требующий постоянных усовершенствований как ко­личественных, так и качественных, результатом чего явля­ется сведение прибылей до минимума. Когда забота Б-га о каждом человеке будет признана всеми, рабочий тоже пе­рестанет стремиться к непрерывному повышению своего жизненного уровня сверх объективных потребностей, удо­влетворившись той зарплатой, которую получает. Пред­приниматель, в свою очередь, из благодарности и предан­ности Б-гу пожелает отдать другим часть своего богатства и станет гораздо внимательней к благосостоянию своих работников.

При господствующей ныне экономической философии мы чувствуем, что имеем право на плоды своего труда и не имеем никаких обязательств перед кем бы то ни было. Однако, как только мы честно признаем, что всякий про­дукт нашего труда требует особого акта Б-жественного Провидения, мы не сможем больше считать себя исклю­чительными владельцами этого продукта и не будем искать оправданий для того, чтобы лишить ближнего его доли благ. Из благодарности Б-гу мы сделаем эти продук­ты доступными для других Его созданий, когда это им потребуется. Итак, когда забота Б-га о каждом будет при­знана всеми, желаемый жизненный уровень будет достиг­нут как естественное следствие того, что все посвятят свои усилия высочайшим принципам морали.

Народы перестанут жить в страхе друг перед другом. Гонка вооружений, являющаяся порождением взаимного страха, прекратится. Люди будут удовлетворены ресурсами собственной территории. Именно такое положение со­ставляет давнишнюю мечту о "мирном сосуществовании".

Всемирное признание Б-жественного Провидения будет благоприятствовать великодушному желанию помогать нуждающимся и слаборазвитым странам. Эта помощь будет оказываться из благодарности Б-гу, а не по страте­гическим или экономическим соображениям. Сегодня народы истощают свои богатства в выматывающей и бес­смысленной гонке вооружений. Когда это прекратится, техника и наука освободятся для развития нищих, забро­шенных регионов земли на благо нуждающихся народов. Эгоистические национальные интересы уступят место международному сотрудничеству в решении насущных жизненно важных проблем экологии.

Краеугольным камнем еврейской веры является вера в то, что Машиах спасет весь мир и сделает его лучше [3] . Когда народы мира возвратятся к осознанию Б-га и мысли о материальных благах не будут больше подстрекать их алчность, наступит мессианская эра. Человечество полно­стью осознает власть и провидческую заботу Б-га. Все народы подчинятся общему мировому правительству, сформированному на основе Б-жественного Всеобщего кодекса гуманности и морали. Международные споры и войны станут излишними и "мечи будут перекованы на орала", как пророчествовали Иешаяу и Миха. Всеобщее стремление любить Б-га приведет к мировой гармонии. Эта мечта станет реальностью, так как все люди будут уважать власть Б-га. Станут реальностью чаяния еврейско­го народа, выраженные в молитвах, которые с такой тоской читали евреи более 2000 лет: "Все творения рук Твоих будут почитать Тебя и все Твои создания склонятся перед Тобой. Они объединятся в братство, чтобы испол­нять волю Твою всем (т.е. двойным) сердцем". В этом - осуществление пророчества Цфании: "Затем Я дал всем народам чистый язык, чтобы все они могли взывать к имени Б-га и служить Ему с общего согласия" (Цфания 3:9).

Общество

Пробужденное осознание власти Б-га окажет глубокое воздействие на все уровни общества. Наше столетие стало свидетелем появления разрастающихся центров народона­селения - больших городов. Техническая инфраструктура жизни современного города позволила значительно повы­сить жизненный уровень среднего рабочего по сравнению с уровнем жизни сельскохозяйственного общества. Однако технический прогресс не означает повышение уровня морали, которого требует здоровое общество. Эстетиче­ский дух, распространяемый средствами массовой инфор­мации и поддерживаемый школьной системой, разрушает врожденное чувство совести у учеников, любовь к Б-гу, страх перед Ним, веру в то, что есть кто-то Высший, не оставляющий ни одного человека, кем бы тот ни был. Наконец, святость жизни, связанная с духовной любовью и уважением к другим людям, совершенно забывается.

Сегодня жители городов подвергаются всякого рода нравственным извращениям в погоне за иллюзорной мечтой материалистического общества. Эти "узаконенные" извращения неизбежно приводят к новым "низостям" в человеческом поведении, включая открытую преступность. Как результат нигилистических тенденций нашего поко­ления все худшие формы насилия оправдываются все более и более "больными" людьми. Учреждения по охране законности и порядка абсолютно не способны справиться с огромными проблемами. Тюрьмы США переполнены. Согласно статистике, только в штате Вирджиния нужно будет в течение десяти лет строить по одной новой тюрь­ме в год, чтобы разместить всех заключенных. А что будет потом?

Лишь когда пробудится этическая, связанная с Б-гом совесть человека, тогда он сможет добровольно оставаться в рамках закона. Более того, становится все яснее, что светское, лишенное ценностей образование, на котором сейчас настаивают в школах, приносит незрелые плоды. Когда работники просвещения делают все возможное, чтобы дезавуировать любую систему ценностей, чтобы их ученики свободно выбирали ценности по своему усмотре­нию, то результатом является полное и всеобщее отрица­ние ценностей.

Осознание заботы Б-га избавит современного человека от чудовищной затраты сил, которая разрушает его фи­зически и опустошает морально. В то же время он изба­вится от алчности, которая не дает ему передышки, ибо "время - деньги". Без доверия и веры в Б-га его финан­совый успех и судьба в целом считаются полностью зави­симыми от собственных усилий и трудов. Именно это чувство одиночества и слабости терзает его постоянными страхами за свое будущее и будущее своей семьи. Помимо ежедневной погони за экономическим благом, он вынуж­ден обеспечивать и будущую безопасность. Но как только человек приобрел доверие к Б-гу, он чувствует, что о нем заботится его Небесный Отец! Его ежедневный труд не будет больше омрачен страхом за будущее, и он найдет довольство в настоящем. Общественная жизнь, также на­правляемая сознанием заботы Б-га, успокаивается и теряет агрессивность и враждебность. Человеческая ценность не будет больше определяться его выгодностью. Общество, движимое эгоистическими материалистическими тенден­циями, всегда пронизано завистью и насилием. В такой среде забастовки и бунты так же, как и революции, были оправданными средствами улучшения жизни простого че­ловека. Однако, если любовь к Б-гу переходит в заботу о Его созданиях, эгоизм уступает место великодушию. Важ­но отметить, что вера в Б-жественное Провидение предпо­лагает нашу твердую веру в то, что Б-г дарует каждому изобилие или бедность для его же блага. В этом смысле мы должны стремиться к тому, чтобы найти счастье и удо­влетворение в том, что нам предназначено. Наша обязан­ность - относиться ко всем людям как к полноправным получателям Б-жественных милостей. Если это в нашей власти, мы обязаны возвысить нуждающегося и восстано­вить его достоинство. Фактически закон Торы гласит, что высший акт милосердия, который мы можем совершить для нуждающегося, - это помочь ему стать финансово независимым [4] .

Испытывая любовь к Б-гу, человечество наполняется новым счастьем, и материалистические стремления и агрессивность теряют свою силу. Самая соблазнительная реклама производителей и продавцов, если таковая все же будет нужна, не сможет больше вызывать досаду, играя на естественном желании человека улучшить свою долю. Стремление к физическим наслаждениям будет переори­ентировано на более возвышенное стремление к истин­ному счастью. Даже сексуальное влечение, которое сегод­ня смело все ограничения, потеряет свою неестественно преувеличенную и необузданную власть над человеком, уступив высокому стремлению к Б-госознанию. Гармо­ничная семейная жизнь, построенная на том, чтобы "отда­вать", станет возможной, когда мужчины, женщины и дети впустят Б-га в свои сердца. Психология не знает более эффективного средства, с помощью которого человек мо­жет избавиться от какого-либо пагубного пристрастия, чем пробуждение в нем другого страстного желания, достав­ляющего большее удовлетворение его натуре. Эта альтер­натива будет особенно благотворной для молодых интел­лектуалов, которые сыты по горло противоестественной материалистической манией нашего времени и ищут более осмысленного счастья.

Счастье материалиста - нечто такое, чего на самом деле никогда нельзя получить, потому что оно недостижи­мо по сути. В крушении своих надежд охваченный стрем­лением к счастью человек ищет ему возможную замену. Он прибегает к наркотикам и фантазиям, чтобы заполнить вакуум бессмысленности, порожденный современной куль­турой. Но как только реалии повседневной жизни смогут дать человеку возможность вкусить любовь Б-га и заботу о себе, то его физические и духовные потребности пол­ностью удовлетворятся, ему больше не понадобится при­бегать к культурным анестезирующим средствам, которые разрушают душу и тело.

Благодарность Б-гу будет особенно способствовать пре­одолению барьеров эгоизма и расизма нашей материали­стической эпохи. Из благодарности к Б-гу у человека по­явится потребность поделиться с другими созданиями Б-га, чтобы и они вкусили от Его даров. В эпоху материализма человеческий ум и знания были подчинены эгоизму чело­века и желанию уничтожить его "конкурентов". В месси­анский период Б-госознания духовные силы человека смо­гут развиваться на благо всех независимо от расы и нацио­нальности.

Поэтому человеку, чтобы освободиться от разруша­ющих пороков нашего времени, необходима полная ду­ховная трансформация. Если человек хочет избавиться от возрастающей опасности духовного и физического краха, он должен не бежать от Б-га, а обратиться к Нему, искать и узнать Его.

Этот поиск Б-га - суть человеческого существа, не захлебнувшегося в быстром течении нашего материа­листического времени.

Пророки Израиля предсказывали, что еврейский народ сыграет ключевую роль в возвращении человечества к осознанию Б-га. Поэтому мы должны вернуться к истории изгнанного еврейского народа, к его вековому стремлению в Сион, к феномену современного еврейского государства в библейской Земле Израиля и его роли в последнем действии драмы мировой истории.



[1] Минеральные ресурсы мирового океана, Иерусалимская программа научных переводов, 1971

[2] Для сравнения и практического подтверждения этих предположений с секулярной точки зрения мы отсылаем читателя к книге Алвина Тоффлера "Третья волна" (Н.-Й., 1980, на англ. яз.). Здесь автор обсуждает деурбанизацию; возможности увеличения числа рабочих высокой квалификации: занятых дома, успешного возвращения к земле, используя биогазовые исследования, дешевые удобрения, потребление которых растениями контролируется, вновь выведенные сельскохозяйственные культуры; повторную переработку промышленных отходов. См. также Уэнделл Берри, Выбитая из колеи Америка - Культура и сельское хозяйство, Эйвон Букс, 1978 (на англ. яз.)

[3] Рамбам, Законы царей 11:1-2, см. Приложение, с.

[4] Шулхан Арух, Йоре Деа 249:6; Кицур Шулхан Арух, Законы милосердия 2

Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени