Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сам Моше, учитель всех пророков в Торе, заповедях и трепете перед небесами, прославлялся именно смирением, как сказано (Бемидбар 12:3): «А Моше — человек очень скромный».

Гордыня — источник многих преступлений, как в том, что касается отношений человека с Всевышним, так и в том, что касается отношений человека с другими людьми. Гордыня вынуждает человека нести вред другим, ненавидеть, злословить и совершать другие подобные поступки. А о том, что касается отношений человека со Всевышним, написано (Дварим 8:14): «И вознесёшься сердцем 157 и забудешь Б-га своего Всесильного…». И сказали мудрецы (Сота 5а): «Всякий, в ком есть гордыня, называется мерзостью, как сказано (Мишлей 16:5): “Мерзок Всевышнему всякий вознёсшийся сердцем…”.» И ещё сказано там: «Того, в ком есть это 158, следует искоренить, как ашейру, прах его не встрепенётся 159, Шхина стенает о нём, и приравнивают его к идолопоклонникам, к отрицающим основы, к тем, кто совершил все возможные прелюбодеяния, как если бы он построил капище. И даже если он принесёт Всевышнему небо и землю, как праотец Авраhам, не избежать ему наказания в Геhиноме. А в конце концов он покинет этот мир навечно, раньше срока 160. Даже Йеровам, рядом с которым все мудрецы его поколения были как “трава полевая” (Санhедрин 101б—102а), в Торе которого не было изъяна и который учил её сто тремя разными способами, был наказан и потерял этот и будущий миры из-за одной только гордыни. Он как будто отталкивает Шхину и покидает этот мир, [а она] говорит: “Он и я не можем жить в одном мире” 161. Такой человек восстаёт против Царства небес и облачается в одежды Царя царей, Святого, благословен Он, о котором сказано (Теhилим 93:1): “Всевышний — Царь, облачается в гордость…”. А чем может гордиться человек, если бытие его — из мерзкой капли, если образовался он из крови ниды 162, если в жизни он — грязь и мерзость, а после смерти — гниль и черви, тело его станет комком праха, а душа низвергнется в Геhином?»

А более достойного качества, чем скромность и смирение, — нет. Сам Моше, учитель всех пророков в Торе, заповедях и трепете перед небесами, прославлялся именно смирением, как сказано (Бемидбар 12:3): «А Моше — человек очень скромный». Учись этому у Святого, благословен Он, Который оставил выси небесные и поселился рядом с униженными, как сказано (Йешаяhу 57:15): «…В высях и святости обитаю Я и [рядом с человеком с] разбитым сердцем 163 и униженным духом». И ещё написано (Теhилим 34:19): «Близок Всевышний к разбитым сердцам…», и там же (15:1—4): «…Кто поселится в шатре Твоём?.<…> Презренный и мерзкий в глазах своих…» 164. И хотя написано о трепете (Иов 28:28): «…Да, трепет [пред] Всевышним, — это мудрость…», и (Йешаяhу 33:6): «…Трепет [пред] Всевышним — богатство Его», — объяснили мудрецы наши, благословенной памяти (Иерусалимский Талмуд, Шабат 1:3, мидраш Шир hа-Ширим Раба 1:9), что трепет следует за смирением, как сказано (Мишлей 22:4): «Вслед за смирением — трепет [пред] Всевышним». А тот, чьё мнение о себе низко, как будто принёс все виды жертвоприношений, как сказано (Теhилим 51:19): «Жертвы Всесильного — дух униженный…», — более того, молитва такого человека не отвергается. А молитва человека принимается, если он считает себя «плотью» 165 (Сота 5а), как сказано (Йешаяhу 66:23): «И будет, из месяца в месяц… придёт всякая плоть поклониться». И ещё написано (Йешаяhу 66:2): «…На этих Он посмотрит — на бедных и сломленных духом…». Всякий, кто смирен, низводит Шхину на человека на земле, как сказано (Шмот 20:18): «…А Моше подошёл к туману… 166», — что позволило ему сделать это? — Сказано: «А Моше — человек смиренный очень»! Учили (Авода Зара 20б): «Раби Пинхас бен Яир говорит: “…Осторожность приводит к расторопности, расторопность приводит к чистоте, чистота приводит к просветлённости, просветлённость приводит к воздержанию, воздержание приводит к святости, а святость — к смирению, а смирение выше всех, так как приводит к духу святости, как сказано (Йешаяhу 61:1): 'Дух Г-спода Всесильного на мне, ведь помазал меня Всевышний принести вести смиренным… 167'”.»

Прислали оттуда 168 (Санhедрин 88б): «Кто получает будущий мир? — Смиренный, преклоняющий колена, тот, кто входит склонённым и выходит склонённым, постоянно учит Тору и не видит в этом своей заслуги…». «В будущем станет Святой, благословен Он, венцом на голове у каждого праведника… — На самом деле на голове у каждого? — Учение говорит (Йешаяhу 28:5): “…остаткам народа” — у того, кто видит себя как “остатки 169”» (Мегила 15б, Санhедрин 111б).

А в Книге Зоhар, глава Шлах (168а), сказано: «Так сказал рав Метивта: “Заслуживает принижающий себя в этом мире, того, насколько он будет велик в мире будущем! Тот, кто мал, будет великим, а тот, кто велик, будет малым!”» Ещё сказано там, в главе Трума (166а): «Почему назван Йехезкель “бен Бузи” 170? — Потому что он унижал себя пред любым, кто был важнее его. Поэтому он удостоился называться “сын человеческий” — так, как не называли никого другого 171». А ещё его называли возвышенным, как написано (Иов 32:2): «Барахэль hа-Бузи, из семьи возвышенных». И ещё сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Таанит 7а): «Почему Тора уподобляется воде? — Как вода течёт только в низкое место, так и Тора приходит только к тому, чей дух принижен». Счастлив тот, кто не гневается, чей дух принижен и чьё смирение велико. И ещё сказано (Теhилим 51:19): «Жертвы Всесильного — дух сломленный…». Счастлив тот, кто всегда сдержан, и терпит всё по воле Создателя, и видит себя как «остатки». И сказано (Миха 7:18): «…Терпящий грех и пропускающий 172 преступление остаткам своего наследия…», — тому, кто видит себя как «остаток». Счастлив человек, обративший себя в прах, который все топчут, и ведущий себя как последняя ступенька, на которую наступает каждый, и как низкий колышек, на который всё «вешают».

Гнев — это порождение гордыни и приравнивается к ней. И сказали мудрецы, благословенной памяти (Недарим 22а): «Над каждым, кто гневается, властвуют все виды страданий Геhинома». И ещё сказали мудрецы (Шабат 105б): «Пусть рвущий одежды, разбрасывающий деньги и бьющий посуду в гневе будет в твоих глазах как служащий идолам, как сказано (Теhилим 81:10): “Не будет в тебе бога чужого…” 173». И ещё сказали учителя наши (Недарим 22б): «Для того, кто в гневе, не важна Шхина, он забывает то, что учил, добавляет глупость, и очевидно, что грехи его превышают заслуги, как сказано (Мишлей 29:22): “…Гневающийся [имеет] множество преступлений”». И ещё сказали мудрецы наши (Псахим 66б): «Каждый, кто гневается, если он мудрец — мудрость покидает его; откуда мы это знаем? Из Моше и Элиши…». Сказал Элияhу, доброй памяти, раву Йеhуде (Брахот 29б): «Не “закипай” — и не согрешишь». А в Книге Зоhар, глава Тецавэ (182а, 263б) сказано: «Когда человек в гневе, от него отрывается возвышенная, святая душа, а её место занимает Ситра Ахра 174; такой человек бунтует против Хозяина, и ему запрещено приближаться к Нему, и ещё он “разрывает в гневе свою душу” (Иов 18:4) — разрывает свою душу и отдаляет её о себя, а наеё место приходит чуждый бог. Это вменяется ему как строительство капища, а тот, кто находится с ним, как будто присоединился к настоящему поклонению идолам, ибо идолопоклонничество буквально присутствует в этом человеке. Запрещено даже смотреть ему в лицо, и сказано о нём (Ваикра 19:4): “Не обращайтесь 175 к идолам…” и (Шмот 34:17): “Богов литых не делай себе”. — Любая скверна очищается, кроме этой, потому что это делает тело нечистым изнутри и снаружи, а душа оскверняется полностью. И даже если человек вырвет это чуждое из себя полностью и навсегда, а потом приложит усилия, чтобы освятиться и вернуть себе святую душу, дай ему [Б-г] освятиться 176, ведь так как она покинула его однажды, сколько труда надо приложить, пока она вернётся к нему!»

Непримиримость — это следствие гордыни и гнева. Сказали мудрецы, благословенной памяти (Рош hа-Шана 17а 177): «Тот, кто непримирим, непримиримы и к нему и не прощают ему его грехи, как сказано (Миха 7:18): “…терпящий грех и пропускающий преступление…” — Чей грех Он терпит? — Того, кто “пропускает” преступление». И сказали мудрецы (Шабат 32а): «Человек всегда должен просить милосердия», каждый день и каждую минуту. «Низвергнет уста свои в прах… Подставить щеку бьющему его, “насытиться” позором». (Эйха 3:29, 30). Счастлив тот, кто слышит, как его позорят, и не отвечает. И Йешаяhу говорит (50:6) «Спину свою я подставил бьющим…». И так сказали мудрецы (Рош hа-Шана 17а): «Тому, кто переступает через свои качества 178, “переступают” через все его грехи, как сказано (Миха 7:18): “…терпящий грех и пропускающий преступление”». И ещё сказано в «Хупат Элияhу»: «Троих любит Всевышний: того, кто не гневается, того, кто не пьянеет, и того, кто не упорствует в своих качествах 179».

Спросил раби Акива у великого раби Нехонии (Мегила 28а): «Чем ты продлил жизнь?» Ответил он ему: «Никогда в жизни я не получал подарков и не настаивал на своих качествах». И сказали мудрецы, благословенной памяти (Рош hа-Шана 17а): «Рав hунна бар Йеhошуа заболел… 180» Сказали ему: «Как думаешь? 181» Ответил он: «Так сказал Святой, благословен Он: “Поскольку он не упорствовал в своём, так и Я не настаивал по отношению к нему, как сказано (Миха 7:18): '…терпящий грех и пропускающий преступление'”». И ещё сказали мудрецы (Шабат 152б): «Рав Нахман раскапывал один холм, а там был похоронен рав Ахай бар Йошия, и он увидел его нетленным. Спросил он его: “Почему это? 182”, — а тот ответил: “Никогда в жизни я не упорствовал в своих качествах и не держал в сердце зависти к другим, как сказано (Мишлей 14:30): '…гниение костей — зависть'”».

И ещё сказали мудрецы (Таанит 25б): «Однажды раби Элиэзер подошёл к теве 183 и не получил ответа 184; подошёл раби Акива и получил ответ. Раздался голос с неба и провозгласил: “Из-за того, что этот 185 переступает через свои качества”». И ещё сказали мудрецы, благословенной памяти (Хулин 89а): «Мир существует только из-за тех, кто закрывает рот во время ссоры. Как сказано (Иов 26:7): “…подвесивший землю ни на чём” 186. Раби Абаhу сказал: “Так же на том, кто ставит себя так, как будто его нет…”». И учат мудрецы (Шабат 88б): «Унижаемые и не унижающие, слушающие, как их позорят, и не отвечающие — о таких писание говорит (Шофтим 5:31): “…И любящие Его — как восход солнца в мощи его”». И ещё сказал Элияhу, доброй памяти («Элияhу Зута», часть 4): «Всегда будь униженным в глазах людей, особенно — в глазах домашних». Ещё сказал Аба Элияhу («Кала Рабати», конец пятой части): «Тора объясняется только тому, в ком нет непримиримости, и я открываюсь только тому, в ком нет непримиримости».

Печаль препятствует служению и исполнению заповедей, занятию Торой и сосредоточенности в молитве, прогоняет добрые намерения служить Всевышнему. Она — врата, через которые входит соблазн дурного начала; даже если человек праведен, дурное начало показывает ему, что нет прока в его служении, поскольку он страдает. Или же оно 187 приходит к нему под видом благочестия, говоря: «Как тебе, могильному праху и червю, пришло в голову приблизиться к святости Царя этого мира, ведь сказано (Мишлей 24:7): “Далеки от глупца мудрости…” и (Иов 35:7): “Если [будешь] ты праведен, что это даст Ему?!”». Кроме того, печаль приводит к тому, что дух святости покидает человека. Совсем наоборот происходит, когда человек служит Всевышнему с радостью, как сказано (Теhилим 100:2): «Служите Всевышнему с радостью…». Радость приводит к огромной любви и желанию соединиться со Всевышним, и сказано (Дварим 28:47): «Из-за того, что не служил ты Б-гу, Всесильному своему, с радостью и счастьем в сердце…». Ибо когда человек служит в печали, он подобен рабу, исполняющему свои обязанности с грустным и гневным лицом. И сказано (Мишлей 10:22): «Благословение Всевышнего обогатит, и с ним не будет печали». Ведь печаль происходит от скверны Сама-ля и змея, которую они внесли в Адама и Хаву, как сказано об Адаме (Берешит 3:17): «…в печали будешь есть…», и ещё (Там же 16): «…в печали будешь рожать сыновей…», и из-за этого Святой, благословен Он, и Шхина Его покидают человека.

Доказательство тому — история Яакова, избранного среди праотцев: когда он лишился Йосефа, Шхина покинула его на двадцать два года. Когда же Яаков услышал добрые вести, сказано (Берешит 45:27): «…и ожил дух Яакова…», — это значит, что вернулся к нему дух святости. И сказали мудрецы, благословенной памяти (Псахим 117а): «Ни Шхина, ни пророчество не снисходят на человека в печали» 188. И то же мы находим об Элише и учениках пророков (Млахим II 3:15): «…И было, когда заиграл музыкант… » 189, и ещё сказано (Шмуэль I 10:5): «…А перед ними бубен и свирель, и кинор (арфа), а они пророчествуют». И так любое служение и заповедь должны совершаться в полной радости, как мы находим это у Абайе (Брахот 30б): «Он много шутил и говорил: “Тфиллин я накладываю”» и у рава Бруна (Там же 9б): «Из-за того, что он соединил освобождение 190 с молитвой, улыбка не сходила с его уст целый день».

Ненависть. Ненавидящий грешит против товарища, принося ему зло. Сказали мудрецы, благословенной памяти (Авот 2:11): «…и ненависть к другим изгоняет человека из этого мира». Он как будто ненавидит Всевышнего за то, что создал его 191, — ведь все мы дети Г-спода, Всесильного нашего; и ещё он ненавидит Авраhама, Ицхака и Яакова, породивших его. Ведь все души привязаны к Всевышнему, благословен Он, и есть в них высшая необходимость, ибо в них Слава Всевышнего, — так как же можно ненавидеть их?

Сказали мудрецы, благословенной памяти (Йома 9б): «Во время второго Храма были праведники и великие мудрецы, но он был разрушен из-за беспричинной ненависти». И конец (изгнания) отодвигается и скрыт только из-за беспричинной ненависти. Более того, другие преступления человек совершает только тогда, когда совершает, а беспричинная ненависть в сердце присутствует постоянно, и человек каждую секунду преступает «Не возненавидь…» (Ваикра 19:17) и пренебрегает побудительной заповедью «…Возлюби ближнего, как себя…» (Там же 18). Более того, об этой заповеди сказано, что это великое правило Торы 192, которая вся зависит от него. Моше заслужил все свои достоинства только за то, что любил Израиль и сострадал ему, как сказали мудрецы, благословенной памяти (Мидраш Раба, Шмот, часть первая), о стихе (Шмот 2:11): «…И увидел их страдания…» и о стихе (Шмот 32:32): «А сейчас, если простишь их грех… 193, а если нет, то сотри меня, пожалуйста, из книги, которую Ты написал». За это Моше «весил» как весь Израиль, как сказано (Йешаяhу 63:11): «И вспомнил дни Моше, народа Его…».

Зависть — это причина, приводящая к ненависти, и сама она хуже ненависти. [Завистник] как будто восстаёт против Всевышнего: «Почему другому Он дал добра больше, чем ему». И сказали мудрецы, благословенной памяти (Авот 4:21): «Зависть, вожделение и почёт выводят человека из этого мира 194». Заметь, все древние совершили [грехи] только из-за неё. Каин, лицом к лицу говоривший с Всевышним, покинул этот мир, вместе со своими потомками, из-за того, что позавидовал hэвелю, у которого была сестра-близнец, и только из-за этого он совершил известные преступления. И десять колен были изгнаны в Египет только за грех «И завидовали ему братья…» 195 (Берешит 37:11), а в конце концов наказанием за это стали десять [мудрецов], убитые властями [Рима]. И Йеровам, по сравнению с которым все мудрецы его поколения были подобны «траве полевой», оставил этот мир из-за зависти к царям из дома Давида. Шауль, избранник Всевышнего, подобный младенцу 196, который «не пробовал вкуса греха» и в царстве которого не было изъяна, как сказали мудрецы (Йома 22б), — потерял царство и был убит, вместе с тремя своими сыновьями, и, кроме того, были убиты жители Нова — города священников. Израиль оказался притеснённым плиштим, и было разрушено переносное святилище в Шило — только в результате того, что Шауль позавидовал Давиду из-за Гольята, и поэтому покинул его дух святости и дух глупости овладел им.

Потомок Давида 197 придёт только тогда, когда будет покончено с завистью, как сказано (Йешаяhу 11:13): «…Эфраим не позавидует Йеhуде…» Даже ангелы небесные пали с высоты своей святости из-за этого, как написано в Пиркей де-раби Элиэзер (главы 13—14), о Сама-ле, величайшем из серафим, у которых только по шесть крыльев, а у него было двенадцать, и он потерял святость только из-за зависти к человеку. Также и падшие ангелы, Аза и Азаэль, лишились этого мира из-за того, что позавидовали человеку. У любого, кто завидует, гниют кости. Поэтому следует человеку радоваться своей доле, даже если она невелика, ибо он не лучше, чем hилель hа-Закен, раби Ханина бен Доса, раби Йеhуда бар Илай, раби Элиэзер бен Падат 198 и другие.

Жажда [приобретения] — «отец» 199 нечистоты, ибо она приводит к ненависти и зависти, воровству, ложным клятвам и убийствам. Она — десятая среди десяти речений и одна весит как все. Ибо «…глаза её не насытятся богатством…», подобно змею, о котором сказано (Йешаяhу 65:25): «…хлеб змея — прах… 200», и ещё написано (Мишлей 28:22): «Бежит за богатством человек с дурным глазом… 201». И сказали мудрецы, благословенной памяти, что вожделение выводит человека из этого мира (Авот 4:21), поскольку оно отвлекает его от занятия Торой и исполнения заповедей. Такой человек отрицает провидение, не веря, что всё происходит согласно провидению Всевышнего, благословен Он, как сказали мудрецы (Сота 48б): «Всякий, у кого в корзине есть кусок хлеба, и он говорит: “Что я буду есть завтра?” — маловерный, о таких сказано (Зхарья 4:10): “Ибо кто теряет в день малости?..” — что приводит праведников к тому, что в будущем мире их “стол” беднеет? — Маловерие, которое было у них».

И нет достоинства, подобного упованию на Всевышнего, как сказано (Теhилим 2:12): «…Счастлив каждый, укрывающийся в Нём», ибо такой человек [по-настоящему] верит, что в мире есть Б-г, всесильный и наблюдающий за всем. И сказано (Ирмеяhу 17:7): «Благословен муж, который полагается на Всевышнего, и будет Всевышний защитником его». Такому человеку гарантировано, что не будет у него недостатка в пропитании, как написано (Теhилим 55:23): «Возложи на Г-спода бремя своё, и Он прокормит тебя…», — однако это происходит, только если человек верит в это на самом деле, всем сердцем, без тени сомнения. И ещё, когда человек уповает на Всевышнего, он без раздумий посвящает себя Торе и заповедям.

А жажда удовольствий — хуже, чем всё упомянутое выше. Ведь если человек — обжора, он придёт к жажде приобретения, воровству, ложной клятве, ненависти к другим и зависти. Он подобен Эсаву, о котором сказано (Берешит 25:30): «Покорми меня…» 202. О таком человеке сказано (Мишлей 23:2) «Вложи нож 203 в глотку свою, если есть у тебя душа», — ведь из-за этой страсти он будет есть падаль и треф и другую запрещённую еду. И сказано (Коhэлет 6:7): «Все труды человека — ради рта его…», и также (Мишлей 13:2): «…а чрево злодеев ненасытно». И ещё написано (Дварим 32:15): «И разжирел Йешурун, и стал брыкаться… и оставил Б-га, создавшего его», — так как это приводит к отрицанию Всевышнего, как сказало Писание (Мишлей 30:9): «Дабы не пресытился я и не стал отрицать [Всевышнего], говоря “Кто такой Всевышний?..”». Ни за какое преступление не наказывают малолетних, а «сын пререкающийся и непокорный» 204 подвергается смертной казни, если он съел тартимар 205 мяса и выпил половину лога 206 вина. И сказали мудрецы, благословенной памяти (Таанит 11а): «Обычай злодеев — ест мясо, пьёт вино…», и сказано (Йешаяhу 22:14): «…Будет ли искуплен грех этот вам до смерти?» 207 И сказал Элияhу, доброй памяти (Брахот 29б): «…и не пей — и не согрешишь».

А тот, кто довольствуется только необходимым, называется праведником, как сказало Писание (Мишлей 13:25): «Праведник ест [для того, чтобы] насытить душу», и Давид сказал (Теhилим 119:71): «Хорошо мне, ибо постился я, ради того, чтобы учить законы Твои». Яаков не просил ничего, кроме: «…и дай мне хлеб для еды и одежду для покрытия» (Берешит 28:20); и написано (Там же 49:14—15): «Иссахар — осёл костистый… склоняет плечо своё под ношей… 208»; и сказали об этом мудрецы (Авот 6:4): «Таков путь Торы: хлеб с солью ешь… Если ты делаешь так, то… счастлив ты в мире этом и [будет] хорошо тебе в мире будущем». И ещё сказали мудрецы, благословенной памяти (Брахот 63б): «Тора удерживается только в том, кто “убивает” себя над ней». И ещё (Авот 2:7): «…Умножающий плоть умножает гниение…». И ещё (Таанит 11аб): «Человек всегда должен видеть 209, как будто Святой в утробе его, как сказано (hошеа 11:9): “…внутри тебя Святой…”». И Моше, учитель наш, мир ему, удостоился получить Тору только после того, как постился сорок дней и ночей. И раби Элиэзер, раби Акива и раби Ишмаэль удостоились всей их мудрости и пророчеств, поднявшись в ПаРДеС 210, только после того, как терзали себя многие дни разными пытками и ограничениями. А Шломо, о котором сказано: «И стал мудрейшим из людей…» (Млахим I 5:11), удостоился этого только после того, как постился сорок дней и сорок ночей, как сказано (Ялкут Шимони, начало Мишлей), о первой букве в Мишлей — мем, которую пишут большой. И в Книге Зоhар (часть 1, 11а) раби Шимон бар Йохай сказал раби Пинхасу, когда тот увидел по выходе из пещеры, что всё его тело покрыто ранами: «Если бы ты не увидел меня таким, я бы не удостоился этого 211». А в главе Трума (141а) сказано: «Над телами праведников, которые не тянутся в этом мире за наслаждениями оболочки 212, дух нечистоты не имеет никакой власти… Поскольку в этом мире они получают удовольствие только от заповедей, Суббот и праздников, дух нечистоты не может иметь над ними власти, ибо они не получали от него никакого удовольствия». А если человек получает удовольствие от него 213 в будни, о нём сказано (Малахи 2:3): «…и рассыплю навоз на ваших лицах…». И в «Тана де-вей Элияhу» сказано: «Если человек не заслужил Торы, он должен просить милосердия, чтобы лишние еда и питьё не попали в его утробу».

Власть и почёт очень тяжелы, поскольку приводят к гордыне, которая хуже всех 214. Из-за этого человек напускает на общество лишний страх не во имя небес, за что, в конце концов, его искореняют из мира, а его потомки вообще не увидят успеха. Как сказали мудрецы, благословенной памяти (Рош hа-Шана 17а): «Подобное мы находим у Йеровама бен Невата, великого мудреца, который из-за желания власти покинул вместе с потомками этот мир, и нет у него доли в мире будущем». И Шауль, избранник Всевышнего, получивший царство [безгрешным,] как младенец, который не пробовал вкуса греха и прятался в сарае, чтобы избежать власти, в конце концов, попал в её сети, сказал (Шмуэль I 15:6): «Окажи мне, пожалуйста, почёт перед мудрецами моего народа», — погнался за властью и был убит вместе с тремя сыновьями, как это уже упоминалось выше, когда мы говорили о зависти.

И сказали мудрецы, благословенной памяти (Авот 4:21): «Зависть, вожделение и почёт выводят человека из этого мира». И ещё сказали мудрецы (Брахот 55а) 215: «Власть хоронит тех, кто ею владеет», — потому что приводит их к самовозвышению перед Создателем, как сказано (Дварим 17:20): «Чтобы не возвысился сердцем… ради того, чтобы продлил ты дни в царстве твоём». И сказали мудрецы, благословенной памяти (Йома 86б—87а и Санhедрин 7б): «Рав, когда выходил судить, говорил: “Сам себя на смерть отправляю”». И ещё сказали мудрецы (Мидраш Раба, Шмот 27): «“Сын мой, если ты вступаешься 216 за товарища…” (Мишлей 6:1), — объясняет рав hуна, что речь идёт о том, кто стал правителем, — и что же написано далее? “Споткнулся ты в словах своих, попался ты в словах своих. Теперь спасайся, сын мой…” (Там же 2)». А если нет, то о нём написано (Мишлей 6:32): «Соблазняющий женщину — не имеет сердца, убивающий душу свою», и к нему нет жалости в Геhиноме. Говорит Всевышний: «Я свят, Я благочестив; если есть в тебе все эти качества, прими власть, а если нет, — не принимай». И царь Давид, мир ему, сказал (Теhилим 131:1—2): «Всевышний, не возвысь сердце моё… Душа моя — как младенец на [груди] матери».

Поэтому избегай власти до последнего. Как я уже подробно объяснял, говоря о гордыне. И как сказано в Книге Зоhар (часть 3, 168а): «Достоин тот, кто уменьшает себя в этом мире…». И кто для нас больше, чем Моше, учитель всего Израиля, который семь дней отказывал Всевышнему и не хотел [принимать власть], говоря (Шмот 4:13): «…пошли, пожалуйста, в руку пригодного 217», — пока не (Там же 14): «Воспалился гнев Всевышнего на Моше…» и Всевышний сделал ему знак, как объяснили мудрецы, благословенной памяти (Шмот Раба, часть 3), и только после этого Моше согласился. А в конце концов он был наказан из-за них 218, когда народ был недоволен Всевышним из-за отсутствия воды, и не помогли ему все его заслуги. Ибо тот, кто принимает власть над обществом, даже во имя Небес, как Моше, в конце концов будет наказан, так как он несёт ответственность за все их поступки. Как сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Сифри, Дварим, параграф 13) на стих (Дварим 1:13): «…и поставлю Я их во главе вас…». Тем более это касается таких сирот, как мы, ведь нам, (не дай Б-г!), не будет спасения.

Демонстрирование своих поступков перед другими. Знаешь ли ты, что сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Иерусалимский Талмуд, Хагига 2:2), о той женщине, что получила наказание в Геhиноме, за то что рассказывала подруге: «Сегодня я постилась»? Мало того, что [из-за подобных рассказов] человек не получает награды 219, — он ещё и наказывается в Геhиноме! Ведь этим он показывает, что совершённые им поступки совершаются не во имя Небес. Такой человек относится к видам прушим (аскетов), упомянутых в Талмуде (Сота 22б), «шаркающий аскет», «аскет, истекающий кровью» 220. И сказали мудрецы, благословенной памяти («Элияhу Раба», глава 21): «Пусть человек всегда трепещет перед небесами скрыто и все его пути будут во имя Небес». И если человек может сделать так, чтобы все его поступки были во имя Небес, и не будет рассказывать другим ни об одном из них, награда его возрастёт в несколько раз, из-за того что «Почёт Всесильного — скрывать вещи…» (Мишлей 25:2).


157 То есть возгордишься.

158 Гордыня.

159 Это значит, что он не поднимется из мёртвых.

160 То есть в какой-то момент он потеряет и возможность исправления, которая была у него изначально.

161 См. Сота 5а.

162 Кровь, бывающая во время месячных.

163 Перевод согласно Таргум.

164 Перевод согласно комментарию РаДаКа.

165 То есть низменным, не духовным существом, подобным животному.

166 В облаке или тумане спускалась на землю Шхина.

167 Пророк говорит, что дух Всевышнего на нём, ради смиренных, которым он должен принести вести.

168 Из Земли Израиля. Это стандартное начало, когда Вавилонский Талмуд приводит высказывание мудрецов, полученное из Земли Израиля.

169 То есть видит себя последним, наименее достойным из народа.

170 На самом деле так звали отца пророка, поэтому, писание и называет его Йехезкель бен Бузи. Однако мудрецы видят в этом особый смысл. Дело в том, что слово бузи однокоренное со словом бизайон — позор, унижение.

171 Из пророков, в самих пророчествах.

172 То есть не обращающий на него внимания, — речь идёт о том, против кого это преступление совершается.

173 Далее Гемора спрашивает: «Что это за “чужой бог”, который “в тебе”? — Это дурное начало».

174 «Ситра Ахра» — дословно: «другая сторона», источник всех зол в мире.

175 То есть не смотрите.

176 То есть теперь это будет очень трудно сделать.

177 Цитата не дословная.

178 То есть через себя, прощает нанесённые обиды и совершённые преступления.

179 То есть не упорствует в правах.

180 Его ученики были уверены, что он умирает, а он выздоровел.

181 Почему ты выздоровел?

182 То, что тело человека остаётся нетленным в могиле, признак великой праведности.

183 Молиться. Тева — возвышение, перед которым молится ведущий молитву.

184 Его молитва не была принята.

185 Раби Акива.

186 Это прославление Всевышнего, который «подвесил» землю в пространстве без всякой видимой опоры — «ни на чём». «Ни на чём» — аль блима, и здесь игра слов: блима значит также и «замыкание», мудрецы видят здесь намёк на замыкание рта во время ссоры.

187 Дурное начало.

188 Цитата представляет собой вольный пересказ.

189 Далее сказано: «… и был на нём дух Всевышнего», — это значит, что пророчество вернулось к Элише, когда его развеселила музыка (звучит несколько легкомысленно. Я бы перефразировала «развеселила музыка». Слово «развеселила» здесь, на мой взгляд, не подходит, т.к. оно из другого, более низкого, регистра).

190 Перед собственно молитвой есть благословение об освобождении, и говорят мудрецы, что они должны быть максимально сближены в произнесении.

191 Ненавидимого им человека.

192 Правило, обобщающее всю Тору.

193 «…то хорошо» (РаШИ на Шмот 32:32).

194 Приводят его к смерти.

195 Речь о зависти братьев к Йосефу.

196 Безгрешный, как младенец.

197 Машиах.

198 Перечислены великие мудрецы и праведники, доля которых в этом мире выглядела очень нелёгкой.

199 То есть «источник».

200 Когда человеком владеет жажда наживы, всё, что у него уже есть, подобно праху, не имеет для него вкуса.

201 «Дурной глаз» вожделеет и завидует всему, что видит.

202 Так сказал Эсав Яакову, придя с охоты (разбоя). Мидраш объясняет, что Эсав просил Яакова, чтобы тот немедля залил ему еду прямо в горло, и готов был заплатить за это своим первородством.

203 Это значит «создай преграду обжорству…».

204 Т.е. делающий обратное тому, что от него хотят. (Дварим 21:18).

205 Возможно, немногим более 200 граммов.

206 Лог — от 365 до 600 мл.

207 В предыдущем стихе сказано: «Радость и веселье: забивать крупный скот, резать мелкий, есть мясо и пить вино, будем есть и пить, ибо завтра умрём», — здесь пророк цитирует слова своих современников, махнувших рукой на своё будущее и предавшихся чревоугодию.

208 Имеется в виду изучение Торы.

209 То есть чувствовать.

210 См. выше ссылку 36.

211 Раби Шимон объясняет, что не смог бы удостоиться тех открытий в Торе, если бы не лишения, которые он перенёс в пещере.

212 Внешняя, телесная сторона.

213 От духа нечистоты.

214 Остальных дурных качеств.

215 Если ссылка верна, то неточна цитата, — высказывание, подобное приведённому, есть в Йома 86б и Авот де-раби Натан, главы 9 и 30.

216 Мецудат Давид объясняет это как финансовые гарантии.

217 Имеется в виду Аhарон, перевод согласно Таргуму.

218 Возможно, имеется в виду, что Моше был наказан из-за народа Израиля, как сказано там, а может быть, из-за тех знаков, которые он получил от Всевышнего, как объясняет мидраш.

219 За добрые дела, о которых рассказывает таким образом.

220 «Шаркающий» — это человек, показывающий смирение в походке; он ходит мелкими шагами, так что ноги не отрываются от земли, шаркают и заплетаются. «Истекающий кровью» — это человек, не поднимающий головы, поэтому, когда он идёт, не замечает ни людей, ни всего остального, натыкается на стены и разбивает себе голову в кровь. Гемора приводит эти и другие, подобные им виды («виды» хорошо бы заменить, не совсем понятно, что за виды имеются в виду, пардон за каламбур), как примеры ложного, демонстративного смирения и аскетизма.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Раби Йоханан бен Заккай

Рав Цви Вассерман

Раби Йоханан бен Заккай прожил 120 лет. Сорок лет он занимался торговыми делами, сорок лет учился и сорок лет обучал других. Ни разу за всю свою жизнь не вел он пустого разговора, четырех локтей не про­шел без учения... При встрече он первый приветствовал каждого, даже иноплеменника.

Смысл дня 17 Тамуза

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза