Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Истинным испытанием способности человека не сердиться является его поведение в кругу семьи»Раби Элияу Лупьян
Время — это прошлое или будущее. И прошлое уже состоялось, а будущее еще не наступило, и одно не подобно другому

Сотворение времени призвано дать возможность существованию мира, суть которого — изменение и достижение совершенства через развитие в процессе изменения. Смысл слова זמן (время) — готовность. Ункелус переводит стих «будьте готовы на три дня» словом זמינין (готовы), однокоренным со словом «время» («הוו זמינין לתלתא יומין»). Материальный мир — коридор, приготовление к Грядущему миру. Цель Творения —в приготовлении (מזומנת) к жизни Грядущего мира. Это будет достигнуто, когда оно придет к совершенству в процессе развития материального мира.

Процесс, изменение, развитие, совершенствование — все эти понятия могут существовать только в рамках времени, в реальности, в которой Творение, существовавшее в единообразном и совершенном бытии, было разделено на прошлое, настоящее и будущее. Появилась координата, в которой каждый момент — это отдельный отрезок жизненной реальности, и только их соединение в одну протяженность создает течение времени. Говоря словами Маараля, «время — это прошлое или будущее. И прошлое уже состоялось, а будущее еще не наступило, и одно не подобно другому».

Слово «момент» на иврите (רגע) — однокоренное со словом «разбиение»: «Разбил (רוגע) море — и зашумели волны его» (Йешая 51:15). Сотворение времени — это создание реальности, состоящей из моментов — разделенной и квантованной реальности, создающей возможность изменения, процессов и развития в мире.

Как объясняется в Нефеш аХаим: «Корень всего сотворения мира и его внутреннее содержание — это четыре буквы Имени Всевышнего. Их слияние и сочетание в каждый момент и мгновение в корне их корней — совершенно непостижимо, и Всевышний обновляет их в каждое мгновение по Своей воле. А суть их слияния в каждый момент — это 1080 сочетаний Имени Всевышнего в соответствии с изменениями их огласовок в течение 1080 частей часа. Кроме того, каждый час они преобразуются в другие сочетания. День и ночь также различаются. И каждый день не подобен предыдущему и последующему. Об этом и сказано в молитве: “Обновляющий по доброте Своей каждый день, постоянно, сотворение начального бытия (בראשית, времени)”. (Ч.1, гл.2, в примечании)».


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе