Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Время — это прошлое или будущее. И прошлое уже состоялось, а будущее еще не наступило, и одно не подобно другому

Сотворение времени призвано дать возможность существованию мира, суть которого — изменение и достижение совершенства через развитие в процессе изменения. Смысл слова זמן (время) — готовность. Ункелус переводит стих «будьте готовы на три дня» словом זמינין (готовы), однокоренным со словом «время» («הוו זמינין לתלתא יומין»). Материальный мир — коридор, приготовление к Грядущему миру. Цель Творения —в приготовлении (מזומנת) к жизни Грядущего мира. Это будет достигнуто, когда оно придет к совершенству в процессе развития материального мира.

Процесс, изменение, развитие, совершенствование — все эти понятия могут существовать только в рамках времени, в реальности, в которой Творение, существовавшее в единообразном и совершенном бытии, было разделено на прошлое, настоящее и будущее. Появилась координата, в которой каждый момент — это отдельный отрезок жизненной реальности, и только их соединение в одну протяженность создает течение времени. Говоря словами Маараля, «время — это прошлое или будущее. И прошлое уже состоялось, а будущее еще не наступило, и одно не подобно другому».

Слово «момент» на иврите (רגע) — однокоренное со словом «разбиение»: «Разбил (רוגע) море — и зашумели волны его» (Йешая 51:15). Сотворение времени — это создание реальности, состоящей из моментов — разделенной и квантованной реальности, создающей возможность изменения, процессов и развития в мире.

Как объясняется в Нефеш аХаим: «Корень всего сотворения мира и его внутреннее содержание — это четыре буквы Имени Всевышнего. Их слияние и сочетание в каждый момент и мгновение в корне их корней — совершенно непостижимо, и Всевышний обновляет их в каждое мгновение по Своей воле. А суть их слияния в каждый момент — это 1080 сочетаний Имени Всевышнего в соответствии с изменениями их огласовок в течение 1080 частей часа. Кроме того, каждый час они преобразуются в другие сочетания. День и ночь также различаются. И каждый день не подобен предыдущему и последующему. Об этом и сказано в молитве: “Обновляющий по доброте Своей каждый день, постоянно, сотворение начального бытия (בראשית, времени)”. (Ч.1, гл.2, в примечании)».


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).

От Синая до наших дней. Устная Тора в эпоху Второго Храма

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

От Эзры до Гилеля. История передачи Торы.

Молитва «За чудеса»

Хава Куперман

Базис всей европейской культуры — это греческая культура, и в какой-то мере она также стала базисом для христианской религии. Главные христианские праздники выпадают в районе Хануки, и это совсем не случайно.

История еврейского народа 13. Война, мир и смерть Йеуды Маккавея

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Продолжение войны хашмонеев.

Ханука

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»

Ханука приходится на самое тёмное время года, когда день короток, а небо чаще всего затянуто облаками. В этой непроглядной темени евреи зажигают Ханукальные свечи в память о чуде, случившемся двадцать пятого Кислева 165 года до н.э., в те времена, когда землей Израиля правили греки

Что такое Ханука? Духовные аспекты

Рав Исроэль-Меир Лау

Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость еврейского народа от чуждых влияний.

Ханука 2017: 14.12.17 — Толдот Йешурун в Ашдоде: экскурсия с равом Хаимом Бурштейном «По следам Хасмонеев»

Редакция Толдот.ру