Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
613 заповедей Торы связаны с органами тела Царя

Врата третьи о награде за исполнение торы и заповедей.

Ради того, чтобы знал ты глубинную причину необходимости исполнения заповедей, согласно тому, что я открыл тебе в первой части, приведу тебе то, что сказано в книге Тикуним, тикун 18 (страница 32а) и тикун 70 (страница 130б). Я выберу только самые основные вещи и изложу их максимально кратко.

Любой пророк и любой человек — каждый восходит к некоему органу, из которого возникает корень его души, одни — из головы Царя, другие — из прядей волос, глаз, ушей, лица 139, носа, уст, шеи, рук, торса, бёдер, голеней, стоп, знака союза, мозга или сердца.

У каждого из этих органов есть известная сфира из десяти, и все они относятся к образу тела Царя. Есть люди, души которых из облачений Царя.

А все 613 заповедей Торы связаны с этими органами тела Царя. Есть заповеди, связанные с головой Царя, есть — с глазами… И у всякой заповеди, связанной с каждым органом, есть известное имя, а внутри него — Имя Сущего, — душа этого органа. А все органы называются нарицательными именами Имени Сущего, которое находится внутри каждого органа. У каждого из этих нарицательных имён есть власть над своим органом. А Святой, благословен Он, Имя Которого — Имя Сущего, властвует над всеми частями, подобно душе, управляющей всеми органами: «…Полна вся земля славой Его» 140.

И все заповеди, которые человек исполняет не ради получения награды, поднимаются к образу Царя в Ацилуте 141, а те, что человек исполняет ради получения награды, поднимаются к образу, называемому «юноша наверху». И с каждым органом образа Царя связано несколько ангелов, называемых «глаза Всевышнего», «уши Всевышнего», «руки Всевышнего», и все они исходят из тела Царя, как волосы исходят из головы. Каждый волос — это один ангел. А все 613 органов человека упорядочены согласно порядку Творения, поэтому и называют человека «малым миром». Каждой исполненной заповедью человек приводит к тому, что Святой, благословен Он, царствует над соответствующим органом его души. А из каждого органа души, называемой свечой, как написано (Мишлей 20:27): «Свеча Всевышнего — душа человека…», — [из каждого из органов,] которыми человек исполняет заповеди, также называемые свечами, как написано (Там же 6:23): «Потому что заповедь — свеча…», — он должен удалить все нечистые помыслы и рассуждения, которые суть клипа, приставшая к человеку, и приготовить чистое место, на которое сможет снизойти Всевышний. Ведь на всякий орган, которому нанесён ущерб преступлением, Святой, благословен Он, не может снизойти, как сказано (Ваикра 21:18): «Всякий человек, у которого есть ущерб, не принесёт [жертву]…». А всякий, кто нарушил некую заповедь, — как будто совершил преступление против образа Царя, и теперь он должен сжечь клипу, приставшую к тому органу, путём исполнения заповедей, связанных с тем органом. Он должен уничтожить клипу, называемую «квасное» и «хамец», с помощью «свечей», о которых сказано: «Заповедь — свеча» и «Свеча Всевышнего — душа человека», проверяя все закоулки своего тела. И тогда снизойдёт туда Святой, благословен Он, Он же — Имя Сущего, благословен Он, и Его нарицательные имена, соответствующие этому органу, и все воинства ангелов, относящиеся к этому органу, и будут они охранять этот орган от всякого зла и клипот нечистоты.

Есть заповеди, связанные… Все заповеди трепета и любви связаны с мозгом и сердцем. Все заповеди, относящиеся к хождению, связаны с ногами. Например, заповедь идти в Бейт Кнессет 142, на брит, на похороны или ради исполнения любой другой заповеди. А также заповеди, исполняемые стоя, такие как молитва «Амида».

Заповедь обрезания связана с «цадиком», который «лук (радуга) знака союза» 143. Молитва «Восемнадцать благословений», в которых человек кланяется и сгибает колени, связана с «цадиком восемнадцати миров» — «хозяином прямоты тела» 144, который с помощью Имени Всевышнего выпрямляет Шхину в молитве. Четыре выпрямления в молитве связаны с«позвоночным столбом» 145. Ручные тфиллин связаны с левой рукой.

Все заповеди, требующие действий, связаны с руками, например заповедь давать милостыню (цдаку) или наложение тфиллин правой рукой на левую. Кроме того, цдака связана со Святым, благословен Он: цади — 70 раз амен, далет — 4 кдуши, куф — 100 благословений, hей — 5 книг Торы каждый день 146, «… открывая, открой…» 147, «Давая, давай…» 148 и «Даря, дари…» 149 и десять видов подарков.

Цицит на плечах, наслаждение Субботой в еде и питье, жертвоприношения — как еда и питьё Святого, благословен Он, как сказано: «…Жертвы Мои — хлеб Мой…» 150, молитвы, которые также уподобляются жертвоприношениям, благословления Всевышнего во время еды, не раньше, чем человек молился, — все эти заповеди связаны с горлом.

Заповедь изучать Тору и учить других, молитвы, обращения ко Всевышнему, чтение «Шма» два раза в день, восхваления Его, песни и благодарности — всё это связано с устами. А трубление в шофар связано с духом, исходящим из уст, — этот дух создаёт голос. Все вынесения судебных решений также связаны с устами и ещё с глазами, как сказано (Санhедрин 6б): «Для судьи существует только то, что видят его глаза».

Жертвоприношения — как «…запах, приятный для Всевышнего» 151 — и благовония в hавдале связаны с носом. Чтение «Шма», слушание шофара и все заповеди, о которых сказано: «Если услышал ушами — исполнил» 152, — связаны с ушами. Тфиллин связаны с головой.

Также все заповеди связаны друг с другом 153.В Книге Зоhар, в главе Насо (124а), сказано: «Даже когда человек исполняет одну заповедь и не более, но делает это в трепете и любви ко Всевышнему, благодаря этой заповеди снисходят на него десять сфирот. Каждый, кто исполняет одну заповедь как следует, — как будто исполняет все 248 заповедей “делай”, ибо нет заповеди, которая не включала бы в себя все 248 заповедей “делай”».

[В чём] награда человека, за то что он принимает Царство Всевышнего на все свои органы? — Засчитывается ему это так, как будто он привёл Его на весь мир, ибо человек называется «малым миром» 154. И не дано [людям] право раскрывать истинную награду заповедей, чтобы не служил человек Всевышнему ради получения награды. Но посмотри — душа, которая подобна Господину, когда исполняет все свои заповеди, — она возносит вверх все воинства ангелов, связанных с этими заповедями, а все «исправления» тела Царя поднимаются вместе с ней, а когда она опускается — всё опускается вместе с ней. Она — та самая лестница, о которой сказано (Берешит 28:12): «…и вот, ангелы Всесильного поднимаются и опускаются по ней». И голос расходится по всем небесным высотам: «Воздайте славу образу Царя!»

Союз обрезания. Как удаляет человек с того органа оболочки и готовит место для снисхождения Шхины, так и душа его, когда поднимается вверх, Именем Всевышнего поднимается она, и удаляются от неё все оболочки и ангелы разрушений, не в силах приблизиться к ней.

И так же, как человек прикладывает старания к исполнению Торы и заповедей, называемых «светом свечи», так и, когда отправляется он в иной мир, — Всевышний идёт перед его душой, в виде «…столба облачного… и столба огненного…» 155, чтобы проложить и осветить ей дорогу. И так же, как человек соблюдает Субботу, отдыхает и наслаждается ею, идя навстречу Всевышнему, так и Он даст ему наверху место для отдохновения, в котором человек освободится от всего того, что утруждало его в этом мире.

Тому, кто соединяет Святого, благословен Он, с Его Шхиной, Святой, благословен Он, даёт пару в этом мире. А если человек приближает Шхину к Всевышнему, то и Всевышний приближает к нему его пару. А человеку, который делает Ему Храм, Святой благословен Он, даёт святой дом.

Человека, который строит сукку, Святой, благословен Он, защитит от всех ангелов-разрушителей и обвинителей, когда тот покинет этот мир.

Того, кто благословляет семь благословений чтения «Шма», освящает Всевышнего, говоря: «Кадош, кадош, кадош…» и провозглашает Его единство в «Шма», того благословит и Всевышний, и освятит его десятью шатрами в Саду Эден, и соединит его с его невестой.

Тому, кто устанавливает трон Всевышнего заповеданным облачением, венчает Его, [накладывая] тфиллин, и произносит «Шма», что возводит Его на трон, тому и Всевышний приготовит трон в будущем мире, увенчает царской короной, вознесёт [царём] над всеми ангелами и возведёт на трон. А как человек доставляет радость Всевышнему стихами, песнями, восхвалениями и выражением благодарности, так и, когда он поднимется туда, «животные», [несущие] колесницу, и полчища ангелов «хайот», «серафим» и «офаним» прострут перед ним крылья — дабы принять его с любовью и песнями.

Таким образом, нет уст, которые могли бы высказать 156 [всю] переходящую в этом мире из поколения в поколение награду, которую заслуживает тот, кто низводит Святого, благословен Он, на все свои органы. Ведь если один из органов окажется лишенным этого, человек будет вынужден из-за этого органа снова возвращаться в этот мир, до тех пор пока он не восполнится всеми своими органами до образа Всесильного; покуда же хотя бы один орган не восполнен, образ не завершен. В конце концов, насколько человек старается ради Святого, благословен Он, и Шхины Его, исполняя заповеди, — настолько же, «мера за меру», Святой, благословен Он, [«старается»] для него и его пары в этом мире.


139 Т.е. щёк.

140 Йешаяhу 6:3.

141 Ацилут — мир, находящийся выше объяснённых ранее миров Брия, Йецира и Осия; в отличие от них, этот мир не является «сотворённым», то есть отдельным от Создателя, ещё его называют миром Б-жественности.

142 Синагогу.

143 См. Берешит 9:13.

144 Имеется в виду то, что на языке науки называется «прямохождением», то есть вертикальным положением человеческого тела. У человека, в отличие от животного, структура тела вертикальна: голова — вверху, а остальные органы располагаются ниже, согласно порядку их важности.

145 В упомянутом выше образе Царя. Позвоночный столб — это аллегория. Имеется в виду основа, на которой держатся все органы тела и через которую они связаны с головой и управляются ею.

146 Автор перечисляет буквы, составляющие слово цдака, и их численные значения. А смысл этого намека в том, что праведный человек, согласно книге Зоhар, обязан каждый день 70 раз ответить «амен» на благословения, произнести четыре «кдуши» («кдуша» — некая часть общественной молитвы), произнести 100 благословений и учить пять книг Торы.

147 Дварим 15:8.

148 Там же 15:10.

149 Там же 15:14.

150 Бемидбар 28:2.

151 См. Шмот 29:18, Ваикра 1:9.

152 Тикуней Зоhар, 131б.

153 Подобно тому, как связаны между собой в единый образ все органы человеческого тела.

154 Высказывание раби Авраhама ибн Эзры (см. комментарий РаДаКа на Зхарья 12:1).

155 Шмот 13:21.

156 То есть исчерпать.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.