Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вечером человек должен сказать: Пусть будет воля Твоя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, чтобы так же, как я был во тьме и Ты вывел меня на свет, так выведи меня из тьмы на свет

Молитва: «временная жизнь» (Шабат 10а)

Откуда учили о трех ежедневных молитвах? Р. Шмуэль бар Нахман сказал: в соответствии с тремя изменениями, происходящими с дневным светом. Утром человек должен сказать: Благодарю Тебя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, что ты вывел меня из тьмы на свет.

Пополудни человек должен сказать: Пусть будет воля Твоя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, чтобы так же, как удостоил Ты меня увидеть солнце на востоке, так удостой меня увидеть его на западе.

 

Вечером человек должен сказать: Пусть будет воля Твоя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, чтобы так же, как я был во тьме и Ты вывел меня на свет, так выведи меня из тьмы на свет (Талмуд Йерушалми, гл. Тфилат аШахар 1).

Глава 1: Время и обязанность служения во времени

«Откуда учили о трех ежедневных молитвах? Р. Шмуэль бар Нахман сказал: в соответствии с тремя изменениями, происходящими с дневным светом. Утром человек должен сказать: Благодарю Тебя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, что ты вывел меня из тьмы на свет. Пополудни человек должен сказать: Пусть будет воля Твоя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, чтобы так же, как удостоил Ты меня увидеть солнце на востоке, так удостой меня увидеть ее на западе. Вечером человек должен сказать: Пусть будет воля Твоя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, чтобы так же как я был во тьме и ты вывел меня на свет, так выведи меня из тьмы на свет (Талмуд Йерушалми, гл. Тфилат аШахар 1)».

«И в соответствии с этими изменениями времени, праотцы установили молитвы. Авраам установил утреннюю молитву, так как это первое изменение, происходящее каждый день. Ицхак установил послеполуденную молитву, так как это второе изменение каждый день. Яаков установил вечернюю молитву в начале ночи, и это третье дневное изменение» (Мабит, Бейт Элоким, Пиркей Шира).

Связь молитвенного служения со временем дня и с положением солнца на небосводе — это тема, требующая прояснения. Чтобы понять этот вопрос, нам нужно сначала поразмыслить о сути этих изменений и трансформаций. Мы должны уразуметь смысл понятия «время» и его связь с молитвенным служением.

Слова Маараля о сотворении времени

«Бытие, существующее во времени, подвержено изменению, а любое изменение — это страдание. Ибо Всевышний создал Свой мир с помощью буквы ה… И потому объекты этого мира способны к пяти[1] видам изменения, и они связаны со страданием.

Не так Грядущий мир, сотворенный буквой י, малой, как точка, и не разделяющейся. Но буква ה — не точка и подвержена разделению. Потому ею создано время, которое делится, и отсюда обновляется бытие, в котором есть изменение, и отсюда следует страдание» (Ор хадаш 2).

Чтобы мы смогли почерпнуть больше из глубин учения Маараля, необходимо расширить объяснение.

Процессы этого подлунного мира протекают в рамках времени. В Грядущем мире нет временного разделения: все существует в вечном единообразном бытии, в одной и той же точке. Речение, связанное с сотворением времени — это «В начале (сотворил Б-г небо и землю)» (Адерет Элияу).


[1] Численное значение (гиматрия) буквы ה — 5.


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?