Из цикла «Даат тфила», темы: Время, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Молитва: «временная жизнь» (Шабат 10а)
Откуда учили о трех ежедневных молитвах? Р. Шмуэль бар Нахман сказал: в соответствии с тремя изменениями, происходящими с дневным светом. Утром человек должен сказать: Благодарю Тебя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, что ты вывел меня из тьмы на свет.
Вечером человек должен сказать: Пусть будет воля Твоя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, чтобы так же, как я был во тьме и Ты вывел меня на свет, так выведи меня из тьмы на свет (Талмуд Йерушалми, гл. Тфилат аШахар 1).
«Откуда учили о трех ежедневных молитвах? Р. Шмуэль бар Нахман сказал: в соответствии с тремя изменениями, происходящими с дневным светом. Утром человек должен сказать: Благодарю Тебя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, что ты вывел меня из тьмы на свет. Пополудни человек должен сказать: Пусть будет воля Твоя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, чтобы так же, как удостоил Ты меня увидеть солнце на востоке, так удостой меня увидеть ее на западе. Вечером человек должен сказать: Пусть будет воля Твоя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, чтобы так же как я был во тьме и ты вывел меня на свет, так выведи меня из тьмы на свет (Талмуд Йерушалми, гл. Тфилат аШахар 1)».
«И в соответствии с этими изменениями времени, праотцы установили молитвы. Авраам установил утреннюю молитву, так как это первое изменение, происходящее каждый день. Ицхак установил послеполуденную молитву, так как это второе изменение каждый день. Яаков установил вечернюю молитву в начале ночи, и это третье дневное изменение» (Мабит, Бейт Элоким, Пиркей Шира).
Связь молитвенного служения со временем дня и с положением солнца на небосводе — это тема, требующая прояснения. Чтобы понять этот вопрос, нам нужно сначала поразмыслить о сути этих изменений и трансформаций. Мы должны уразуметь смысл понятия «время» и его связь с молитвенным служением.
«Бытие, существующее во времени, подвержено изменению, а любое изменение — это страдание. Ибо Всевышний создал Свой мир с помощью буквы ה… И потому объекты этого мира способны к пяти[1] видам изменения, и они связаны со страданием.
Не так Грядущий мир, сотворенный буквой י, малой, как точка, и не разделяющейся. Но буква ה — не точка и подвержена разделению. Потому ею создано время, которое делится, и отсюда обновляется бытие, в котором есть изменение, и отсюда следует страдание» (Ор хадаш 2).
Чтобы мы смогли почерпнуть больше из глубин учения Маараля, необходимо расширить объяснение.
Процессы этого подлунного мира протекают в рамках времени. В Грядущем мире нет временного разделения: все существует в вечном единообразном бытии, в одной и той же точке. Речение, связанное с сотворением времени — это «В начале (сотворил Б-г небо и землю)» (Адерет Элияу).
[1] Численное значение (гиматрия) буквы ה — 5.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?