Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Желание, стремление человека прилепиться к Творцу и получить от Него благодать и жизненную силу, — есть наимощнейшая сила во вселенной

«На чем стоит земля… на одном столпе, называемом “праведник”, как сказано: “а праведник — основа мира” (Хагига 12б)

“Праведники преподносят перед Господином реальность новой готовности… А Всевышний ответит им воздействием высокого уровня, в соответствии с качеством той готовности” (Рамхаль, Даат твунот 158).

“На чем стоит земля?” Кто дает ей существование, на основе чего она получает изобилие жизни и благословения, — это вопрос Гемары в трактате Хагига. У земли нет ничего от себя, она пустынна: “…а земля была безвидна и пуста”. Все изобилие приходит к ней с Неба. Там — совершенство изобилия в материальном и духовном: “Он делает совершенство в Своих высотах”. Кто же соединяет две эти системы, высшие и низшие — вот в чем вопрос Гемары. И она отвечает: праведник, который является основой мира, “ибо он объединяет небо и землю” — лестница, стоящая на земле, но головой достигающая неба. “Праведники преподносят перед Господином реальность новой готовности”. Готовность, которая, в частности, служит для скачивания изобилия благословения и жизни для материального мира — это молитва. Молитва есть часть сущности праведника, ее действие — его имя.

Человек просящий

Упоминаемый в мишне из трактата Бава кама один из архетипов ущерба מבעה расшифровывается в Гемаре как “человек” (Бава кама 2а-3б). מבעה дословноозначает “просящий”, как следует из стиха в Йешаяу (21:12): “Сказал страж: утро настало, но и ночь… Если хотите просить תבעיון, то просите בעיו; приходите снова”. “Сказал Всевышний: ‘Обдумываю Я (желание) озарить вас избавлением… Если выскажете свою просьбу ускорить конец времен’. Следовательно, בעיו сказано о человеке” (Раши)». Таким образом, человек назван «просящим» — молящимся.

Сама молитва называется «душой человека», как сказано: «Раздирающий душу в гневе своем» (Ийов 18:4). И что это за душа? Это молитва, как сказано: «…и проливала я свою душу перед Г-сподом» (Брахот 5б). «Душа» — это воля человека: «если есть с вашей душой» (Берешит 23:8), то есть, если вы пожелаете. Синонимичность человека и молитвы учит нас, что молитва является частью сущности человека. Это желание, стремление человека прилепиться к Творцу и получить от Него благодать и жизненную силу, — есть наимощнейшая сила во вселенной. Она продвигает весь мир к его цели — совершенству. Эти воля и желание — краеугольный камень молитвы как таковой.

Человек — это «молящийся» вселенной

«И всех кустов полевых еще не было на земле, и все полевые травы еще не выросли, ибо не послал Г-сподь Б-г дождя на землю, и человека нет, чтобы возделывать почву» (Берешит 2:5). «Не вышли (травы), а стояли на уровне земли до шестого дня, и почему? Поскольку не послал дождя. А почему не послал? Потому что нет человека, чтобы возделывать землю, и не было того, кто понимал благо дождей. А когда пришел человек и познал, что они необходимы миру, помолился о дожде и тот пошел, — и выросли деревья и травы» (Раши).

Все в творении занимает свое место. Небо отдельно, и земля отдельно, и некому их соединить. Они ждут человека, праведника мира, который помолится о них и повлечет то самое высшее сочетание, которое приведет к излиянию благословения из высших миров в низшие. (Дождь, как известно, — это символ благодати, нисходящей из высших миров в низшие).

И человек, «познавший необходимость дождя», признал недостаток в низших мирах и обратился к Творцу, чтобы эти миры получили восполнение этого недостатка. И пошел дождь, и выросли деревья и травы. Это плоды служения человека. Это благословение — плод служения молитвой.

И как это было в день сотворения человека, так и последний день ожидает молитвы человека, который почувствует и признает великий недостаток, корень всех недостатков творения: недостаток в Великом Имени Всевышнего. И встанет человек, и помолится о восполнении этого недостатка, и будет умолять и упрашивать, чтобы раскрылось Единство Всевышнего в творении, и был Г-сподь один и имя Его одно: «Если хотите просить, то просите».