Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Можно сказать: «Я думаю, мы ошиблись, когда сделали так и так», то есть критик критикует и себя тоже. Можно также сказать: «Я думаю, что можно сделать это другим образом, чтобы не столкнуться с галахическими проблемами».

Критика с объяснениями

Иногда, когда критикуют поведение партнера по браку, добавляют: «Ты делаешь так, потому что у твоих родителей так было принято», или «Ты делаешь это из-за комплекса неполноценности», или «Ты так поступаешь, потому что на тебя влияет твой друг».

Такое указание причины не всегда адекватно воспринимается критикуемым, и поскольку он считает, что причины его поведения иные, его сложно будет убедить в справедливости претензий критика. Поэтому, если вы высказываете критические замечания, следует сосредоточиться на самих критикуемых действиях, не отмечая при этом причин, которые, по вашему мнению, привели другого человека к подобному поведению.

Критика по поводу галахи

Иногда критика высказывается по поводу поведения супруга, которое противоречит галахе (еврейскому закону). В таком случае критик чувствует, что имеет право и даже обязан делать замечания и критиковать, и у него есть галахический «тыл», который его поддерживает. Однако, с другой стороны, критикуемый тоже считает, что есть те, кто поддерживает его позицию. «Галаха порицает твое поведение», — утверждает критик. «В моей семье так принято, — отвечает критикуемый, — и у них, по-видимому, есть на что положиться. Ты просто устрожаешь, и я не обязан следовать твоим устрожениям».

Ясно, что и замечание по поводу галахи должно высказываться так, чтобы не обидеть собеседника. Можно сказать: «Я думаю, мы ошиблись, когда сделали так и так», то есть критик критикует и себя тоже. Можно также сказать: «Я думаю, что можно сделать это другим образом, чтобы не столкнуться с галахическими проблемами». Или «Я предлагаю, чтобы мы делали так…» Если все эти формулы не помогли, можно предложить супругу поучить вместе данный закон по книге, чтобы вместе придти к какому-то выводу и поискать возможность делать так, как требует один из них.

Если даже мягко высказанная критика по поводу галахи не воспринимается партнером, лучше не делать замечаний, а подождать подходящего момента и тогда попробовать его убедить.

Есть и особые случаи. Например, когда супругу делают замечание, что галаха не разрешает делать то, что он делает, а он говорит, что, чем больше его будут критиковать, тем больше он будет так делать, специально, чтобы выказать свое неготовность принимать диктат и предписания от партнера по браку. В такой ситуации, очевидно, замечания не принесут никакой пользы. Ведь невыполнение галахи в данном случае не есть признак принципиального отказа исполнять еврейский закон. Он просто использует вопросы галахи для стычек и соревнований с супругом по поводу того, кто хозяин в доме, или чтобы попытаться доказать, что он самостоятелен и не принимает указаний от супруга.

Иногда критика по поводу несоблюдения определенного закона отвергается из-за того, что супруг тоже не выполняет галаху, которую второй супруг считает не менее важной. На замечание Хаима жене: «Почему ты не покрываешь волосы как следует?», она ответила: «А почему ты не молишься в синагоге?»

Возможно, критикующий считает, что тот закон, который его супруг не выполняет, гораздо более важный, чем тот, который не соблюдает он сам. Но моральное право делать замечания супругу он все равно потерял. Поэтому, когда критикующий получает такой ответ на критику, ему стоит обратить особое внимание на исполнение тех законов, которые были приведены в ответ (и которые он не выполняет сам). Тогда, возможно, его слова будут впоследствии услышаны.


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.