Из цикла «Даат тфила», темы: Моше, Еврейская молитва, Самосовершенствование, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Сказанное все еще неполно. Мы должны различить еще одну тонкость. И чтобы подчеркнуть необходимость этого различения, мы возвращаемся к тому же базисному вопросу относительно молитвы. На первый взгляд, после того, что было объяснено до сих пор, ответ понятен и абсолютно ясен. Человек изменился после молитвы и стал другим, раскаялся, в трепете и преклонении предстал перед Творцом миров, поднялся до уровня души, приобщается к Б-гу и выражает чистую любовь и сердечное томление, аннулирует себя для выполнения воли Всевышнего. Понятно, что его многочисленные прошения и мольбы изменят приговор и исполнят его просьбы, — ведь в этом и заключается воля Всевышнего, как мы объяснили.
Однако в Торе есть место, которое не может быть удовлетворительно объяснено таким образом.
Шмот«И сказал Моше Г-споду: прошу Тебя, Владыка! Человек я не речистый ни со вчерашнего, ни с третьего дня, ни с начала Твоего разговора с рабом Твоим, ибо я тяжелоуст и косноязычен» (Шмот 4:10). И вот, Моше, не желая идти, не молился Всевышнему, чтобы Тот устранил его косноязычие. Но аргументировал: «Поскольку Ты не убрал мое косноязычие в тот момент, когда сказал мне идти, — не приказывай идти, поскольку Властелин мира не может послать косноязычного посла царю народов. А Всевышний, поскольку Моше не молился об этом, не хотел излечить его, но вместо этого сказал: “Я буду с твоими устами и укажу тебе, что говорить” (Рамбан).»
Наш учитель Моше, раб Всевышнего, человек Б-жий, говорит с Всевышним и находится в состоянии пророчества, максимально возможного совершенства и приобщения человека к Творцу. Речь идет о миссии, необходимой для него и для всего народа Израиля, стенающего под тяжестью рабства. Пришло время освобождения, которое они заслужили. Всевышний приказывает Моше идти по Его воле: «Я буду с твоими устами и укажу тебе, что говорить», но «поскольку Моше не молился об этом, не хотел излечить его». Здесь невозможно спокойно удовлетвориться объяснениями, которые мы привели до сих пор. Чего здесь не хватает? Ведь Моше уже и так совершенен, молитва не принесет никакой дополнительной пользы и не исправит его. И он в любом случае пойдет, даже против своего желания, избавлять евреев. Почему же Творец не пожелал вылечить его?
Ключ к пониманию данного вопроса находится в словах Маараля, в ответе на вопрос, который мы привели выше в его формулировке.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»