Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Будь полностью сосредоточен и радостен, когда молишься, ради того, чтобы поднять её и сделать доброе Создателю твоему, а не ради своих потребностей.

В них мы кратко соединим всё упомянутое в предшествующих вратах и объясним образ действий благочестивого человека во всех его занятиях и во все дни жизни — так, чтобы не оступиться ему.

А теперь сын мой, слушай всё, что я тебе заповедаю. Готовься к встрече с Б-гом Израиля: каждую ночь, отправляясь спать, помни, что сон — малая смерть, призванная напомнить тебе о большой, о настоящей. Просмотри всё, что сделал в этот день, и, если найдёшь у себя дурные поступки, исповедуйся, ибо таков обычай умирающих. Прими на себя ярмо царства небесного в произнесении «Шма» перед сном — так, чтобы вознести душу, говоря слово «Один», а затем отдай свой дух в руки Благословенного, произнося стих «И в руку Его отдам дух мой…» (Теhилим 31:6), как будто речь идёт о настоящей смерти, о которой сказано (Коhэлет 12:7): «…а дух вернётся к Всесильному…». Однако в малой смерти отдай его как залог 98, чтобы Он вернул его тебе утром новым, как если бы воскрешал мёртвого. И отходи ко сну в страхе и трепете, ведь дух твой возносится дать отчёт Создателю за все твои поступки, слова и мысли в этот день, поэтому не думай и не говори о пустом, пока не заснёшь в упомянутом страхе.

А когда пробудишься ото сна после полуночи, встань быстро, с расторопностью, лёгкий как орёл, омой руки по закону, дабы прогнать дурной дух из плоти твоей, благослови, восславь и возблагодари Его за верность Его — за то, что не оставил у Себя дух твой за множество твоих грехов и это не стало долгой, настоящей смертью, и за то, что возвратил души мёртвым — обновлёнными и укреплёнными. А чтобы не оказаться неблагодарным, сокрушайся об изгнании Шхины, силы Его, и о разрушении святыни Его, в то время когда Он сокрушается об этом в стражах 99. Ибо грехи твои и грехи отцов твоих обрушили их, и до сих пор они не поднялись, и, несмотря на это, [Всевышний как будто] не замечает твои дурные дела , послужившие причиной падения, — ты упал на своё ложе, а Он поднял тебя, как прежде, с большей силой. Более того, мы удостоимся утешения Циона — «…Возрадуются с ней все сокрушающиеся о ней» (Йешаяhу 66:10). А потом следует заняться изучением Устной Торы, если сможешь — то до рассвета, потому что этим ты приносишь ей (Шхине) изобилие и поддерживаешь её, когда она повержена.

А с восходом солнца беги навстречу ей в дом молитвы, (ибо она уже опередила тебя «слушать радость и молитву» 100 твою), — поднять её из унижения и вернуть в Цион, как прежде. А если не сможешь 101 — делай это один, ведь даже в своей неудаче 102 ты немного поможешь ей и поддержишь её, насколько тебе будет по силам. А в награду за это и она услышит твою молитву и исполнит твои просьбы наилучшим образом. Поэтому, сын мой, будь полностью сосредоточен и радостен, когда молишься, ради того, чтобы поднять её и сделать доброе Создателю твоему, а не ради своих потребностей. Ведь молитва существует для того, чтобы предстать перед Ним, как раб, которому нет жизни, кроме как от господина его. И если ты воззовёшь к Нему на самом деле, то и Он будет близок к тебе, как написано: «Близок Всевышний ко всем взывающим к Нему…» (Теhилим 145:18), «…ведь все сердца хочет Всевышний и все мысли понимает…» (Диврей hа-ямим I 28:9), «…и знает полагающихся на Него» 103, — если будешь искать Его, Он откроется тебе. Особенно, когда будешь исповедоваться Ему после молитвы или в благословении «Слышащий молитву», делай это, желая всем сердцем не повторить своих ошибок, ведь «…Он знает скрытое и открытое…» 104, «…видит почки и сердце… 105». Также и во время «падения лицом», произнося стих «Тебе, Всевышний, душу вознесу…» 106, всем сердцем будь готов отдать жизнь за Тору и заповеди, и если ты будешь искренен, то все грехи простятся тебе.

А после молитвы иди «…от свершения к свершению…» 107 и займись Торой ради неё самой, не променяй её ни на что, даже в безвыходной ситуации, и в награду за это ты увидишь Г-спода Всесильного в Ционе — врата небесной ешивы. Затем вкуси трапезу — хлеб с солью и немного воды, ибо праведник ест ради того, чтобы насытить себя для поддержания жизни, и даже это — ради небес, чтобы быть достаточно сильным для служения Всевышнему, как сказано: «На всех путях твоих 108 знай Его…» (Мишлей 3:6). И в трепете подходи к столу своему, уподобляемому жертвеннику, ибо ты ешь со стола Царя. А для того чтобы стол твой стал жертвенником, искупающим твои грехи через ограничение в еде, ослабляющее клипу, присутствующую в пище животной души, займись Торой, выучи какую-нибудь мишну или прочти псалом. Тогда объявят о тебе: «…вот стол, который перед Всевышним!» 109 — и влияние дурного начала на тебя ослабнет, а разумная душа усилится Торой, которая её питает также. А после того как твои тело и душа насытятся пищей, поддерживающей нас силой Торы, не будь неблагодарным, воруя у Всевышнего, и произнеси благословение за пропитание с особенной радостью, как получивший подарок. И вот что говорится в благословении «Возблагодарим Тебя»: «за Тору Твою, что Ты научил нас, <…>…и за пищу, которой Ты насыщаешь и поддерживаешь нас…». А в награду за это Он раскроет тебе хранилище Его блага и всегда будет питать тебя Своей щедрой рукой.

Затем подумай, не можешь ли ты исполнить какую-нибудь новую заповедь, чтобы восполнить 248 членов своей души, или же добавить к уже исполненной заповеди, дабы увеличить свою награду. Затем приступай к ремеслу своему и к торговле своей в полной честности, без обмана и жульничества, и трудись не ради богатства, но ради насущных нужд, и сделай так, чтобы Тора была твоим главным занятием, а ремесло — второстепенным, ибо «…умножающий — не добавит, а уменьшающий — не пострадает…» 110. И не принимай подарки и тому подобное, ибо «…ненавидящий подарки будет жить» 111, «Всевышний делает [человека] бедным и богатым…» 112, и только «…Он даст тебе силы достичь успеха…» 113. Поэтому «Возложи на Г-спода бремя твоё, и Он прокормит тебя…» 114. И пусть весь день страх Его будет перед тобой, чтобы не нарушить тебе какой-нибудь из запретов «не делай», а особенно — из того, что относится к дурным качествам, ибо они, подобно закваске, способны сделать кислым любое тесто материи; и особенно это относится к вещам, с которыми человек встречается часто, «топча их пяткой» 115.


98 На время.

99 «Стража» здесь — период ночи. Вся ночь, от начала и до конца, делится на три равных промежутка времени, называемых «стражами», полночь приходится на середину второй «стражи». Согласно Талмуду, в это время Всевышний сокрушается об изгнании Шхины и о разрушении Храма.

100 См. Млахим I 8:28.

101 Идти в дом молитвы.

102 Общественная молитва принимается с несоизмеримо большей благосклонностью, чем личная, поэтому, для того чтобы последняя была принята, необходимо намного большее сосредоточение, ввиду возможной «неудачи».

103 Нахум 1:7.

104 См. РаМБаМ, «Яд hа-хазака» (Законы исповеди, часть 1), также см. Дварим

29:28.

105 Ирмеяhу 20:12.

106 Теhилим 25:1.

107 Теhилим 84:8.

108 Это значит, что даже то, что человек имеет право делать ради себя, например есть, он должен делать ради Всевышнего, исполняя Его волю.

109 Йехезкель 41:22.

110 Шмот 16:18. Стих говорит о собиравших ман в пустыне: независимо от затраченных усилий каждый еврей собирал ровно столько, сколько ему было необходимо для пропитания.

111 Мишлей 15:27.

112 Шмуэль I 2:7.

113 Дварим 8:18.

114 Теhилим 55:23.

115 Это аллегория мудрецов (см. Авода Зара 18а); пятка — наименее чувствительная часть человеческого тела. Человек перестаёт обращать внимание на то, что стало для него рутиной, он как бы теряет чувствительность к привычным вещам и потому может случайно нарушить многое и даже не заметить этого..

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия

Перевод р. Л.А. Саврасова.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.