Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Самые презренные и недопустимые качества, сильнее всего мешающие единению человека со Всевышним, — это: гордыня, гнев, нетерпимость, постоянное недовольство, ненависть, зависть, жажда наслаждений, стремление к власти и почёту и желание демонстрировать свои добрые дела другим.

Краткое объяснение ступени «благочестие» — дабы человек всегда держал это перед собой.

Здесь объясняются вещи, которые встречаются постоянно и в которых человек должен быть очень внимательным. Кроме того, эти вещи серьёзнее, чем остальные, согласно тому, что я выяснил из жемчужин прекрасных слов учителей наших, благословенной памяти, в Талмуде, в мидрашах, в трактате «Йират хет» 87, в отрывках из «Дерех эрец» 88 и Книге Зоhар.

В предшествующих вратах уже было объяснено, что существуют три ступени.

Первая — приобретение добрых качеств фундаментальной душой, с тем чтобы они стали её природой.

Вторая — защита разумной души от зла путём соблюдения 365 заповедей «не делай».

Третья — исполнение 248 заповедей «делай», называемая «делай добро».

Есть ещё одна, промежуточная, ступень, заключающаяся в приобретении [добрых] качеств, и эта ступень, смежная [со ступенью избегания зла, достигаемой путём исполнения] заповедей «не делай», [выведенная] при помощи асмахты 89, из [речей] пророков и из святых писаний.

А) Самые презренные и недопустимые качества, сильнее всего мешающие единению человека со Всевышним, — это: гордыня, гнев, нетерпимость, постоянное недовольство, ненависть, зависть, жажда наслаждений, стремление к власти и почёту и желание демонстрировать свои добрые дела другим. Их противоположность — это: полнейшее смирение, [когда человек приучает себя] не гневаться вообще, даже на домашних, не быть нетерпимым вообще, быть унижаемым и не унижать, радоваться — даже в трудные времена, любить всех — даже чужаков, не завидовать ничему, ибо «…дни наши подобны тени на земле» 90, ненавидеть и презирать все радости этого мира, довольствоваться хлебом с солью, не желать никаких сует этого мира, всеми силами избегать власти, ибо «власть хоронит держащих её» 91, не обнаруживать своей праведности, ибо это лишает награды в этом мире и приносит наказание Геhиномом.

Б) Запретные качества — это злоязычие и сплетни, унижение других прилюдно, «наделение» других дурными прозвищами и глумление, ложь, лесть, обман, пустые разговоры, позорящие ближнего рассказы, [стремление] возвыситься самому за счёт унижения других, [желание] сеять раздоры между родными, извлечение выгоды из оказания почёта Торе, разглядывание обнажённого тела.

В) Из заповедей «не делай» наиболее суровые — те, за которые следует наказание карет 92, смерть от руки Небес и смерть по решению суда, а самая тяжёлая среди них — осквернение Имени Всевышнего. И сказано (Бемидбар 32:22): «…и будьте чистыми перед Всевышним и перед Израилем…», — в частности это касается греха, связанного с нидой 93, и даже любой, [самой невинной,] близости с ней. Соблюдение Субботы во всех тонкостях — это важнейшая среди всех заповедей. Необходимо очищать мясо от мельчайших частиц крови и утробного жира. Необходимо избегать любого пустого семяизвержения, даже когда оно происходит против [твоей] воли. Запрещено любое использование святых Имён, а использующий их — да умрёт. А тот, кто позорит мудреца, называется эпикойрос 94. Здесь же и все виды предательств и доносов чужеземцам. Далее следуют строгие запреты 95, такие как клятва Именем Всевышнего, даже если она истинна, ложная клятва и все виды клятв вообще, а также все запреты, связанные с пищей.

Г) Среди заповедей «делай»: цицит, тфиллин, чтение «Шма» два раза в день. Заповедь почитать Субботу, обращая внимание на все тонкости. Заповедь обрезать сына. Добрые дела, посещение больных, гостеприимство и установление мира. Молитва «Восемнадцать благословений» в полном сосредоточении и с радостью. Искать оправдание тем, кого обвиняют. Честные деловые отношения. Благотворительность, скрытые подарки 96. А отведение постоянных часов для изучения Торы, как днём, так и ночью, ценится, как всё перечисленное вместе.

Д) Исполнение обычаев Торы. Сосредоточенное чтение «Шма» перед сном. Пробуждение после полуночи, для того чтобы горевать из-за [изгнания] Шхины и разрушения [Храма] и для занятия Торой. Постоянное представление пред собою Всевышнего — чтобы не согрешить. «На всех путях твоих знай Его…» 97 — постоянное единение душой со Всевышним, не прерывающееся ни на минуту.


87 «Боязнь греха» — трактат мудрецов, благословенной памяти; его упоминает Маhараш бен Алькабец hа-Леви в своей книге «Шореш Ишай».

88 «Путь земной» — трактат Вавилонского Талмуда (из барайты — «внешних»), посвящённый еврейской этике, нормам морали и правилам поведения.

89 Иногда мудрецы усматривают в определённом стихе Торы намёк на некую заповедь, выраженную в тексте лишь косвенным, неявным образом. В этом случае применяется асмахта — сообщение статуса заповеди из Торы закону, не следующему напрямую из рассматриваемого стиха, путём их сопряжения.

90 Диврей hа-ямим I 29:15.

91 См. Псахим 87б, Йома 86б.

92 Карет дословно значит «отсечение»; имеется в виду отсечение души от Источника.

93 Нида — женщина в период месячных, с ней запрещены не только собственно половые отношения, но все виды близости, так как: поцелуи, объятия и многое, что может к этому привести.

94 Эпикойрос — отрицающий основы; сказанное здесь приравнивает того, кто позорит мудреца, к отрицающему все заповеди: дарование Торы и т.п.

95 За которые тем не менее нет наказания карет или смертью.

96 Бедным.

97 Мишлей 3:6

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Запрет брать взятку упоминается в Торе трижды. Это запрещено даже тогда, когда взятка на практике не влияет на судебный приговор. Так же, как запрещено брать взятку, запрещено и давать ее. Важно, что запрет взятки относится и к нееврейским судам: согласно законам Ноя, народам мира заповедано сформировать справедливые суды, и потому запрещено искривлять правосудие. Читать дальше